конспект урока по ОРКиСЭ 4класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Захарченко Ирина Валериевна

Данный урок создан на основе проектных работ учащихся. В урок включены игровые моменты и элементы по ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Конспект урока ОРКСЭ по теме:

Паломничества и святыни

Слушатель специальных курсов повышения квалификации ДИС-29

Захарченко Ирина Валериевна

ГБОУ НОШ № 992, ЮАО

Москва 2013

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Урок № 22 «Паломничества и святыни»

(с элементами ОБЖ)

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: паломничество, реликвии, мощи, святыни в разных мировых религиях;

Совершить заочное путешествие по святым местам

Задачи урока:

Воспитательная: воспитывать уважение к святыням разных религиозных конфессий

Образовательная: повторить и закрепить материал о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах мировых религий, отработка правил безопасности в общественном транспорте

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации;

способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;

продолжить формирование навыков групповой работы, работы в паре

Виды деятельности: беседа, устный рассказ с опорой на слайды, ролевые игры (на уроке использованы игровые моменты, где учащиеся выступают в роли медицинских работников, стюардесс, водители автобусов, дающих рекомендации для предстоящего путешествия, использована инсценировка с элементами ОБЖ «Правила посадки пассажиров в автобус», закрепление изученного материала по вопросам.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска).
  • Сопровождение и опора на презентацию к уроку
  • учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  • карточки с заданиями;
  • карта «Политическая карта мира», глобус
  • макеты священных сооружений
  • костюмы для учащихся

Основные термины и понятия: паломничество, реликвии, мощи, города- Иерусалим, Вифлеем, Мекка, Медина, Гроб Господень, Кааба, Стена плача, хадж, накхор

Тип урока: урок-путешествие

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

На предстоящем уроке нам закрепить, углубить полученные знания по данному курсу, узнать новое, совершить заочное путешествие по святым местам.

2.Беседа.

-Как вы понимаете значение слова религия?

-Приведите свои примеры.

Религия-это мысли и поступки человека.

Религия-свод моральных норм поведения, обрядов.

Религия - различные верования людей в богов, духов, ангелов, участие в религиозных действиях-ритуалах.

-С какими основными религиями познакомились? Перечислите.

3.Заполнение схемы на смард-доске:

Основные религии мира

4. Работа с терминами.

Дай определение каждому из терминов и определите к какой религии относится предмет или действие. Учитель поочередно показывает карточки со словами: молитва, намаз, мантра, икона, каллиграфия, алтарь, пагода, Будда, синагога.

-Выделите термины, которые относятся к христианству. Молитва, икона, алтарь)

Далее ученик класса с краткой презентацией (4 фотографии) рассказал детям о своей деятельности в Московском Андреевском монастыре, так как он там является алтарником уже 3 года.

-Давайте вспомним правила поведения в православном храме.

5.Основная часть урока

 -Как вы понимаете значение слова «паломничество»?

Зачитайте, что обозначает данный термин в учебнике стр.58 и запишите его значение в тетрадь.

Найдите и зачитайте в тексте, что обозначают слова: реликвия, мощи, святые.

Рассказ учителя с опорой на слайды о паломничестве в христианстве.

Главным объектом паломничества у христиан является место захоронения Иисуса Христа- Храм Гроба Господня, который находится в Иерусалиме, город Вифлеем, где родился Иисус. Но существуют и другие места, куда христиане могут совершать паломничество. Это места, где хранится особо хранимая и почитаемая верующими святыня-реликвия.

-Найдите в учебнике на стр.59 абзац, где описано, что относится к ценнейшим реликвиям.

Итак, мы с вами узнали, что паломничество-это путешествие с целью поклонения какому-либо предмету или месту, которое является особо священным для верующих данной религии.

Отправляясь в путь о правилах безопасности не забудь!

Выступление учащихся в роли медицинских работников с рекомендациями для путешественников.

-Какими видами транспорта люди могут путешествовать?

-Если путь предстоит очень долгий, на каком транспорте удобнее и быстрее отправится? (на самолете)

-Каждый пассажир должен знать о правилах безопасного перелета. И помогут нам в этом две стюардессы Анна и Полина.

(две ученицы в костюмах стюардессы кратко рассказывают и показывают основные правила для пассажиров, одна на русском языке, вторая на английском языке).

Просмотр видеоролика « Под небом голубым есть город золотой»-2,5мин.

-Какие впечатления произвел на вас город Иерусалим?

-Какая территория носит названия святой земли?

-Покажите на карте мира, где находится данный город.

-Какая главная святыня в иудаизме тоже находится в Иерусалиме? ( Стена плача)

-Что является третьим по значимости святым местом для мусульман? (комплекс сооружений в Иерусалиме-«Купол Скалы и Отдаленнейшая мечеть».

Действительно, Иерусалим называют городом мира, городом трех религий. Такого фантастического смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно есть церкви, синагоги и мечети, мы не встретим нигде.

Работа с учебником.

-Зачитайте, как называется паломничество у мусульман в город Мекку? (хадж). Чтение о паломничестве в исламе стр.59

-Что узнали о г.Мекка?

-Что такое Кааба?

-В какой город мусульмане, выполнив хадж, продолжают паломничество? (г.Медина)

Так, мы с вами отправляемся в Медину. Поездка предстоит на автобусе, так как этот город недалеко находится от Мекки.

Математическая задача. Если скорость автобуса 120 км в час, время в пути 2 часа. Какое расстояние нам предстоит преодолеть?

 Если путешественник передвигается на автобусе, то он должен знать о правилах поведения в этом общественном транспорте. Помогут нам в этом сегодня 2 водителя автобуса Максим и Владислав.

Инсценировка –физминутка. Посадка пассажиров в автобус.

Водители инструктируют пассажиров и исправляют ошибки, допущенные при посадке

При посадке:

1. Пропусти входящих пассажиров.

2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

В салоне автобуса:

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери.

2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.

3. Нельзя высовываться в окно.

4. Не отвлекайте водителя разговорами.

5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

6. Не мусори в транспорте.

7. Не толкай других пассажиров.

8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.

Мы прибыли в «Лучезарную Медину»- второй по святости город мусульман.

-Что посещают сдесь паломники? (Мечеть Пророка-одна из крупнейших в мире, так как она одновременно вмещает до 700 тысяч человек).

-Вспомните основные правила поведения в мечети.

Просмотр слайдов о паломничестве в буддизме.

-Что такое накхор?

-С какими событиями в истории буддизма связаны главные центры их паломничества?

6.Рефлексия.

-Что такое паломничество?

Заполните таблицу названиями святынь и мест паломничества разных религий.

Учащимся раздаются карточки:

Православная

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

культура

7. Домашнее задание. Составьте рассказ «Я путешествовал в…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"

Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"

Урок даёт представление о православной культуре...

Конспект урока по ОРКиСЭ "Свобода и ответственность"

Цель:подведение учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей....