конспект урока по ОРКиСЭ 4класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный урок создан на основе проектных работ учащихся. В урок включены игровые моменты и элементы по ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Конспект урока ОРКСЭ по теме:
Паломничества и святыни
Слушатель специальных курсов повышения квалификации ДИС-29
Захарченко Ирина Валериевна
ГБОУ НОШ № 992, ЮАО
Москва 2013
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Урок № 22 «Паломничества и святыни»
(с элементами ОБЖ)
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: паломничество, реликвии, мощи, святыни в разных мировых религиях;
Совершить заочное путешествие по святым местам
Задачи урока:
Воспитательная: воспитывать уважение к святыням разных религиозных конфессий
Образовательная: повторить и закрепить материал о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах мировых религий, отработка правил безопасности в общественном транспорте
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации;
способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;
продолжить формирование навыков групповой работы, работы в паре
Виды деятельности: беседа, устный рассказ с опорой на слайды, ролевые игры (на уроке использованы игровые моменты, где учащиеся выступают в роли медицинских работников, стюардесс, водители автобусов, дающих рекомендации для предстоящего путешествия, использована инсценировка с элементами ОБЖ «Правила посадки пассажиров в автобус», закрепление изученного материала по вопросам.
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска).
- Сопровождение и опора на презентацию к уроку
- учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
- карточки с заданиями;
- карта «Политическая карта мира», глобус
- макеты священных сооружений
- костюмы для учащихся
Основные термины и понятия: паломничество, реликвии, мощи, города- Иерусалим, Вифлеем, Мекка, Медина, Гроб Господень, Кааба, Стена плача, хадж, накхор
Тип урока: урок-путешествие
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
На предстоящем уроке нам закрепить, углубить полученные знания по данному курсу, узнать новое, совершить заочное путешествие по святым местам.
2.Беседа.
-Как вы понимаете значение слова религия?
-Приведите свои примеры.
Религия-это мысли и поступки человека.
Религия-свод моральных норм поведения, обрядов.
Религия - различные верования людей в богов, духов, ангелов, участие в религиозных действиях-ритуалах.
-С какими основными религиями познакомились? Перечислите.
3.Заполнение схемы на смард-доске:
Основные религии мира
4. Работа с терминами.
Дай определение каждому из терминов и определите к какой религии относится предмет или действие. Учитель поочередно показывает карточки со словами: молитва, намаз, мантра, икона, каллиграфия, алтарь, пагода, Будда, синагога.
-Выделите термины, которые относятся к христианству. Молитва, икона, алтарь)
Далее ученик класса с краткой презентацией (4 фотографии) рассказал детям о своей деятельности в Московском Андреевском монастыре, так как он там является алтарником уже 3 года.
-Давайте вспомним правила поведения в православном храме.
5.Основная часть урока
-Как вы понимаете значение слова «паломничество»?
Зачитайте, что обозначает данный термин в учебнике стр.58 и запишите его значение в тетрадь.
Найдите и зачитайте в тексте, что обозначают слова: реликвия, мощи, святые.
Рассказ учителя с опорой на слайды о паломничестве в христианстве.
Главным объектом паломничества у христиан является место захоронения Иисуса Христа- Храм Гроба Господня, который находится в Иерусалиме, город Вифлеем, где родился Иисус. Но существуют и другие места, куда христиане могут совершать паломничество. Это места, где хранится особо хранимая и почитаемая верующими святыня-реликвия.
-Найдите в учебнике на стр.59 абзац, где описано, что относится к ценнейшим реликвиям.
Итак, мы с вами узнали, что паломничество-это путешествие с целью поклонения какому-либо предмету или месту, которое является особо священным для верующих данной религии.
Отправляясь в путь о правилах безопасности не забудь!
Выступление учащихся в роли медицинских работников с рекомендациями для путешественников.
-Какими видами транспорта люди могут путешествовать?
-Если путь предстоит очень долгий, на каком транспорте удобнее и быстрее отправится? (на самолете)
-Каждый пассажир должен знать о правилах безопасного перелета. И помогут нам в этом две стюардессы Анна и Полина.
(две ученицы в костюмах стюардессы кратко рассказывают и показывают основные правила для пассажиров, одна на русском языке, вторая на английском языке).
Просмотр видеоролика « Под небом голубым есть город золотой»-2,5мин.
-Какие впечатления произвел на вас город Иерусалим?
-Какая территория носит названия святой земли?
-Покажите на карте мира, где находится данный город.
-Какая главная святыня в иудаизме тоже находится в Иерусалиме? ( Стена плача)
-Что является третьим по значимости святым местом для мусульман? (комплекс сооружений в Иерусалиме-«Купол Скалы и Отдаленнейшая мечеть».
Действительно, Иерусалим называют городом мира, городом трех религий. Такого фантастического смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно есть церкви, синагоги и мечети, мы не встретим нигде.
Работа с учебником.
-Зачитайте, как называется паломничество у мусульман в город Мекку? (хадж). Чтение о паломничестве в исламе стр.59
-Что узнали о г.Мекка?
-Что такое Кааба?
-В какой город мусульмане, выполнив хадж, продолжают паломничество? (г.Медина)
Так, мы с вами отправляемся в Медину. Поездка предстоит на автобусе, так как этот город недалеко находится от Мекки.
Математическая задача. Если скорость автобуса 120 км в час, время в пути 2 часа. Какое расстояние нам предстоит преодолеть?
Если путешественник передвигается на автобусе, то он должен знать о правилах поведения в этом общественном транспорте. Помогут нам в этом сегодня 2 водителя автобуса Максим и Владислав.
Инсценировка –физминутка. Посадка пассажиров в автобус.
Водители инструктируют пассажиров и исправляют ошибки, допущенные при посадке
При посадке:
1. Пропусти входящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса:
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери.
2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.
3. Нельзя высовываться в окно.
4. Не отвлекайте водителя разговорами.
5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
6. Не мусори в транспорте.
7. Не толкай других пассажиров.
8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.
Мы прибыли в «Лучезарную Медину»- второй по святости город мусульман.
-Что посещают сдесь паломники? (Мечеть Пророка-одна из крупнейших в мире, так как она одновременно вмещает до 700 тысяч человек).
-Вспомните основные правила поведения в мечети.
Просмотр слайдов о паломничестве в буддизме.
-Что такое накхор?
-С какими событиями в истории буддизма связаны главные центры их паломничества?
6.Рефлексия.
-Что такое паломничество?
Заполните таблицу названиями святынь и мест паломничества разных религий.
Учащимся раздаются карточки:
Православная культура | Исламская культура | Буддийская культура | Иудейская культура |
7. Домашнее задание. Составьте рассказ «Я путешествовал в…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"
Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....
конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"
Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"
Урок даёт представление о православной культуре...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Свобода и ответственность"
Цель:подведение учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей....