Урок по теме "Справедливость".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шумилова Татьяна Леонидовна

Конспект к уроку по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики".

Презентация к  уроку по учебному предмету  «Основы религиозных культур и светской этики» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon spravedlivost.ppt2.41 МБ
Файл orkse_4_klass.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажем «Здравствуйте руками» Скажем «Здравствуйте глазами» Скажем «Здравствуйте мы ртом» Станет радостно кругом

Слайд 2

Справедливость Учитель начальных классов Шумилова Татьяна Леонидовна Основы светской этики

Слайд 3

Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми совершение действия в соответствии с истиной, законом

Слайд 4

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»

Слайд 5

Моральные правила: соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

Слайд 6

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:

Слайд 7

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?

Слайд 8

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор

Слайд 9

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Слайд 10

Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто . Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?

Слайд 12

НАЧНИ ДЕНЬ С ПРАВДЫ НАПОЛНИ СЕРДЦЕ ПРАВДОЙ ЗАКОНЧИ ДЕНЬ ПРАВДОЙ ТАК НАДО ЖИТЬ!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОЦАРИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока по учебному предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы  светской этики

4 класс

Тема:  «Справедливость»

                Подготовила:

                                        Учитель начальных классов

                                            Даниляк Светлана Петровна

Тема урока: «Справедливость»

     Актуальность урока: тема  справедливости всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признавать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на отношениях с окружающими. Поэтому это важно прививать их людям еще с детства. Учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную несправедливость, а  также уважительно относиться к окружающим.

     Цель: создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

    Основные термины и понятия: справедливость, извинение.

    Виды деятельности: беседа, устный рассказ басни, работа с иллюстрированным материалом, участие в диалоге, групповая работа, работа в парах.

    Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство со значением понятий: справедливость, извинение.
  2. Умение просить прощение, прощать других.
  3. Уважительное отношение к окружающим.
  4. Каждый выскажет мнение о том, как понимает, что значит быть справедливым.
  5. Обучающие рассуждения, как важно быть справедливым.
  6. Учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы.

  Задачи урока:  ориентированы на достижение результатов.

Личностные    1. Продолжить формирование важнейших нравственных

                                  ценностей: справедливость, извинение.

                             2. Воспитывать в детях чувство справедливости.

                               3. Развивать   самостоятельность и личную ответственность

                                за свои поступки

Метапредметные –

  1. Развить кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.
  2. Развивать умение работать с информацией в процессе чтения; умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

Предметные –

  1. Раскрыть сущность понятия  справедливость
  2. Сформировать моральные правила справедливого человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Личностные УУД - готовность к обучению, положительное отношение к учению.

Слайд № 1 (см. Приложение)

- Скажем здравствуйте руками!

- Скажем здравствуйте глазами!

- Скажем здравствуйте мы ртом!

- Станет радостней кругом!

(дети хлопают, моргают, выполняют действия читая)

Учитель  - Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда вперед!

II. Актуализация знаний.

  1. О чем мы говорили на прошлом уроке?
  2. Нужно ли в жизни его соблюдать?

(Вывод: необходимо уважать других людей и их права, оказывать помощь другим людям. Уметь благодарить людей.)

Учитель читает рассказ Сухомлинского «Семь дочерей».

1. О чем это я? (дети – о долге перед родителями, о помощи детей родителям)

2. Как вы думаете что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

Учитель – вы тоже дома помогали маме. Домашним заданием было представить, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо было в течение недели выполнять все мамины дела. Свои дела вам необходимо было записывать на лепестках ромашки. Давайте зачитаем, что получилось (дети зачитывают)

Получился – «Цветок для мамы» - Молодцы!

III. Создание проблемной ситуации.

(работа по группам) «Собери картинку»

Учитель – Как называется сказка? (Заюшкина избушка)

                 - Сюжет, из какой сказки у вас получился? Какой отрывок из сказки?

                - Справедливо ли лиса поступила с зайцем?

                - А с лисой поступили справедливо?

 

 IV. Сообщение темы урока.

          Слайд № 2

Учитель -  о каком нравственном поступке мы сегодня будем говорить?

                    Записываем тему нашего урока – «Справедливость»

                 - чтобы вы хотели узнать о справедливости?

(записав  на своих листках оценивания – чтобы они хотели узнать по этой теме)

На шкале отметьте уровень знаний по теме «Справедливость»

(низкий -  средний – высокий)

V.  Получение новой информации.

Учитель – от какого слова произошло слово «Справедливость»?

- как вы понимаете это слово? (работа в парах)

- предлагаю озеленить наше «Дерево предположений». Запишите на листочек дерева.

(дети зачитывают, учитель озеленяет)

(работа в группах с дополнительным источником)

Работа со словарем. – Что такое – справедливость?

1 группа – со словарем Ожегова

2 группа – с энциклопедией

3 группа – с пословицами

(зачитывают – что такое – справедливость)

VI. Работа с учебником.

Найти и прочитать  определение этого понятия

       Слайд № 3

Учитель - Справедливость – моральное право

  1. Какими качествами должен обладать справедливый человек?

Учитель записывает на доске, дети записывают в тетрадях:

- умный

- добрый, мудрый

- честный

- терпеливый

- смелый

- щедрый

  1. Найдите в учебнике признаки справедливости.

(дет читают)

1. О чем прочитали?

2. Что нового определили для себя из текста?

3. Прочитайте признаки.

        Слайд № 4

Признаки справедливости.

работа по признакам

Физминутка  «Аплодисменты»

VII. Работа с притчей.

(учитель читает  «Мужик и водяной»)

Учитель – кто является героями притчи? справедливо ли?

- Почему так поступил водяной с мужиком?

- В чем смысл притчи?

- Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?

ИТОГ: - как вы думаете быть справедливым сложно?

Слайд № 5  Моральное право

Учитель -  найдите в учебнике моральные правила. Согласны ли с теми моральными правилами, которые названы? Почему?

VIII.  Знаменитости.

Учитель -  вот, что об этом говорят знаменитые философы, разных исторических эпох. Внимание на экран.

Слайд № 6,7,8

IX.  Закрепление и обобщение

Слайд № 9

( Самостоятельная работа по сказкам)          

Учитель -  у вас нас на столах лежат литературные сказки. Назовите их.

- справедливы ли финалы этих сказок?

(работа по группам)  

 

X. Подумай.  

Слайд № 10

- разбор ситуаций – каждой группе учитель обозначает ситуацию.

Вывод: Вам хотелось ли быть справедливыми?

Для этого надо выполнять правила. (читают с учебником)

XI.  Работа над этикетными словами.

Учитель -  в жизни всякое бывает, и каждый человек может поступить несправедливо. Какими тогда должны быть его действия?

(дети отвечают: - он должен извиниться)

Учитель – ребята, когда принято извиняться?

                 - какие слова можно сказать извиняясь?

дети отвечают: - извините, пожалуйста.

                              - я не хотел так поступить

                              - мне очень жаль, что так случилось, обещаю, что это

                                никогда не повториться.

Учитель – что важно помнить при извинении?

Извиняться надо чаще – это своеобразная культура общения.

Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядит любую конфликтную ситуацию.

Не употребляйте слово – «извиняюсь»

А говорите – «извините»

Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку – это будет ответом на ваше извинение.

XII. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель – подведем итог нашего занятия

- Справедливость – это урок жизни?

- Да! Это что? Закончите фразу: «Для меня быть справедливым это значит: -

(дети стоя передают клубок и говорят: - для меня быть справедливым – это значит:  быть честным, добрым, любить, надежность, милосердие и т.д.

Обобщение :  У правдивого человека прямой и открытый взгляд. Его уважают ему доверяют с ним приятно общаться.

Учитель – посмотрите на дерево предположения, сделанное в начале урока.  

- Подтвердились они?

- Может  можно еще что-то добавить?

- Был ли разговор полезен для каждого из вас?

- О чем заставил задуматься?

XIII. Оценивание –

Индивидуальное оценивание

А) шкала

Б) лист оценив.

XIV.  Домашнее задание

Предлагаю пофантазировать и представить в рисунках, как выглядит город, в котором живут честные и справедливые люди и город, где живут лживые люди.

  1. Пословицы о справедливости нарисовать.
  2. Русские народные сказки.

XV. Круг радости

Слайд № 12

Учитель – (читает слайд)

- Начни день с правды!

- Наполни день правдой!

- Закончи день правдой!

- Так надо жить!

Всем спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...