Урок по теме "Справедливость".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект к уроку по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики".
Презентация к уроку по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravedlivost.ppt | 2.41 МБ |
orkse_4_klass.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Справедливость Учитель начальных классов Шумилова Татьяна Леонидовна Основы светской этики
Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми совершение действия в соответствии с истиной, законом
Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»
Моральные правила: соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:
Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор
О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто . Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?
НАЧНИ ДЕНЬ С ПРАВДЫ НАПОЛНИ СЕРДЦЕ ПРАВДОЙ ЗАКОНЧИ ДЕНЬ ПРАВДОЙ ТАК НАДО ЖИТЬ!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОЦАРИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспект урока по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: Основы светской этики
4 класс
Тема: «Справедливость»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Даниляк Светлана Петровна
Тема урока: «Справедливость»
Актуальность урока: тема справедливости всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признавать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на отношениях с окружающими. Поэтому это важно прививать их людям еще с детства. Учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную несправедливость, а также уважительно относиться к окружающим.
Цель: создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.
Основные термины и понятия: справедливость, извинение.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ басни, работа с иллюстрированным материалом, участие в диалоге, групповая работа, работа в парах.
Ожидаемые результаты:
- Знакомство со значением понятий: справедливость, извинение.
- Умение просить прощение, прощать других.
- Уважительное отношение к окружающим.
- Каждый выскажет мнение о том, как понимает, что значит быть справедливым.
- Обучающие рассуждения, как важно быть справедливым.
- Учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы.
Задачи урока: ориентированы на достижение результатов.
Личностные – 1. Продолжить формирование важнейших нравственных
ценностей: справедливость, извинение.
2. Воспитывать в детях чувство справедливости.
3. Развивать самостоятельность и личную ответственность
за свои поступки
Метапредметные –
- Развить кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.
- Развивать умение работать с информацией в процессе чтения; умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
Предметные –
- Раскрыть сущность понятия справедливость
- Сформировать моральные правила справедливого человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Личностные УУД - готовность к обучению, положительное отношение к учению.
Слайд № 1 (см. Приложение)
- Скажем здравствуйте руками!
- Скажем здравствуйте глазами!
- Скажем здравствуйте мы ртом!
- Станет радостней кругом!
(дети хлопают, моргают, выполняют действия читая)
Учитель - Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда вперед!
II. Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Нужно ли в жизни его соблюдать?
(Вывод: необходимо уважать других людей и их права, оказывать помощь другим людям. Уметь благодарить людей.)
Учитель читает рассказ Сухомлинского «Семь дочерей».
1. О чем это я? (дети – о долге перед родителями, о помощи детей родителям)
2. Как вы думаете что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Учитель – вы тоже дома помогали маме. Домашним заданием было представить, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо было в течение недели выполнять все мамины дела. Свои дела вам необходимо было записывать на лепестках ромашки. Давайте зачитаем, что получилось (дети зачитывают)
Получился – «Цветок для мамы» - Молодцы!
III. Создание проблемной ситуации.
(работа по группам) «Собери картинку»
Учитель – Как называется сказка? (Заюшкина избушка)
- Сюжет, из какой сказки у вас получился? Какой отрывок из сказки?
- Справедливо ли лиса поступила с зайцем?
- А с лисой поступили справедливо?
IV. Сообщение темы урока.
Слайд № 2
Учитель - о каком нравственном поступке мы сегодня будем говорить?
Записываем тему нашего урока – «Справедливость»
- чтобы вы хотели узнать о справедливости?
(записав на своих листках оценивания – чтобы они хотели узнать по этой теме)
На шкале отметьте уровень знаний по теме «Справедливость»
(низкий - средний – высокий)
V. Получение новой информации.
Учитель – от какого слова произошло слово «Справедливость»?
- как вы понимаете это слово? (работа в парах)
- предлагаю озеленить наше «Дерево предположений». Запишите на листочек дерева.
(дети зачитывают, учитель озеленяет)
(работа в группах с дополнительным источником)
Работа со словарем. – Что такое – справедливость?
1 группа – со словарем Ожегова
2 группа – с энциклопедией
3 группа – с пословицами
(зачитывают – что такое – справедливость)
VI. Работа с учебником.
Найти и прочитать определение этого понятия
Слайд № 3
Учитель - Справедливость – моральное право
- Какими качествами должен обладать справедливый человек?
Учитель записывает на доске, дети записывают в тетрадях:
- умный
- добрый, мудрый
- честный
- терпеливый
- смелый
- щедрый
- Найдите в учебнике признаки справедливости.
(дет читают)
1. О чем прочитали?
2. Что нового определили для себя из текста?
3. Прочитайте признаки.
Слайд № 4
Признаки справедливости.
работа по признакам
Физминутка «Аплодисменты»
VII. Работа с притчей.
(учитель читает «Мужик и водяной»)
Учитель – кто является героями притчи? справедливо ли?
- Почему так поступил водяной с мужиком?
- В чем смысл притчи?
- Могут ли подобные ситуации быть в жизни?
- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?
ИТОГ: - как вы думаете быть справедливым сложно?
Слайд № 5 Моральное право
Учитель - найдите в учебнике моральные правила. Согласны ли с теми моральными правилами, которые названы? Почему?
VIII. Знаменитости.
Учитель - вот, что об этом говорят знаменитые философы, разных исторических эпох. Внимание на экран.
Слайд № 6,7,8
IX. Закрепление и обобщение
Слайд № 9
( Самостоятельная работа по сказкам)
Учитель - у вас нас на столах лежат литературные сказки. Назовите их.
- справедливы ли финалы этих сказок?
(работа по группам)
X. Подумай.
Слайд № 10
- разбор ситуаций – каждой группе учитель обозначает ситуацию.
Вывод: Вам хотелось ли быть справедливыми?
Для этого надо выполнять правила. (читают с учебником)
XI. Работа над этикетными словами.
Учитель - в жизни всякое бывает, и каждый человек может поступить несправедливо. Какими тогда должны быть его действия?
(дети отвечают: - он должен извиниться)
Учитель – ребята, когда принято извиняться?
- какие слова можно сказать извиняясь?
дети отвечают: - извините, пожалуйста.
- я не хотел так поступить
- мне очень жаль, что так случилось, обещаю, что это
никогда не повториться.
Учитель – что важно помнить при извинении?
Извиняться надо чаще – это своеобразная культура общения.
Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядит любую конфликтную ситуацию.
Не употребляйте слово – «извиняюсь»
А говорите – «извините»
Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку – это будет ответом на ваше извинение.
XII. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель – подведем итог нашего занятия
- Справедливость – это урок жизни?
- Да! Это что? Закончите фразу: «Для меня быть справедливым это значит: -
(дети стоя передают клубок и говорят: - для меня быть справедливым – это значит: быть честным, добрым, любить, надежность, милосердие и т.д.
Обобщение : У правдивого человека прямой и открытый взгляд. Его уважают ему доверяют с ним приятно общаться.
Учитель – посмотрите на дерево предположения, сделанное в начале урока.
- Подтвердились они?
- Может можно еще что-то добавить?
- Был ли разговор полезен для каждого из вас?
- О чем заставил задуматься?
XIII. Оценивание –
Индивидуальное оценивание
А) шкала
Б) лист оценив.
XIV. Домашнее задание
Предлагаю пофантазировать и представить в рисунках, как выглядит город, в котором живут честные и справедливые люди и город, где живут лживые люди.
- Пословицы о справедливости нарисовать.
- Русские народные сказки.
XV. Круг радости
Слайд № 12
Учитель – (читает слайд)
- Начни день с правды!
- Наполни день правдой!
- Закончи день правдой!
- Так надо жить!
Всем спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...