ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". Урок по теме "Защитники Отечества"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Громова Елена Евгеньевна

Методическая разработка содержит подборку дополнительного материала о боевых страницах в истории нашей Родины, вопросы для посторения диалога между учащимися, материал для работы в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

Тема:  Защитники Отечества.

Цели:

  • формировать  у учащихся стремление больше знать о своей Родине;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя. Беседа.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

И если бы  вдруг нас спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

-Это замечательное стихотворение о России написал поэт Владимир Кудимов.

- Какие синонимы вы можете подобрать  к слову Россия? (Родина, Отчизна, Отечество, матушка Русь, матушка родная земля).

- Почему мы называем Россию Родиной? (Потому что здесь мы родились и выросли, здесь говорим на родном нам языке, здесь нам все родное).

-Обратимся к учебнику (с. 143) и прочитаем значение слова Отечество.

- Почему мы называем Россию Отчизной? (Потому что на этой земле жили испокон веку отцы и деды наши).

-Почему мы называем Родину матерью? (Потому что, как и мама, Родина у человека одна, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от врагов).

- На нашу русскую землю с давних пор немало было охотников. Многие хотели завоевать наши просторы, но всегда народ поднимался и защищал родную  землю от захватчиков.

-Рассмотрите внимательно слайды и скажите, кто изображен на них? (Александр Невский,  Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков).

-Что объединяет этих людей? (В разные исторические эпохи они встали на защиту нашей Родины и спасли ее от иноземных захватчиков).

-Как можно назвать все эти исторические личности? (Защитники Отечества).

-какие синонимы можно подобрать? (Патриоты русской земли).

-Что значит слово патриот? Обратимся к толковому словарю.

3. Постановка темы и целей урока.

-Проанализируйте все сказанное нами и определите тему урока. (Защитники Отечества).

-Можно ли сказать, что эта тема для нас новая? (Нет, мы с ней знакомились на уроках окружающего мира).

-С какой целью мы снова обращаемся к этой теме сегодня? (Чтобы еще раз вспомнить о героическом прошлом нашей Родины, собрать имеющиеся у нас знания, учиться любить Родину так, как любили ее наши деды, прадеды, прадеды наших прадедов).

-Сегодня на уроке мы еще раз перелистаем боевые страницы истории нашей Родины.

4. Работа по теме урока.

А) Работа с таблицей исторических дат (в парах)

Соотнесите даты с историческими событиями

1240 год

Ледовое побоище

1242 год

Освобождение Москвы от поляков

1380 год

Невская битва

1612 год

Куликовская битва  

1812 год

Окончание Великой Отечественной войны

1941 год

Отечественная война. Бородинское сражение

1945год

Начало Великой Отечественной войны

-Об этих событиях мы будем вспоминать сегодня на уроке.

Б) Сообщения учащихся о великих сражениях в истории России.

-Внимательно послушайте сообщения ребят по этим темам и будьте готовы ответить на вопросы. (Сообщения учащихся сопровождаются презентацией.)

Невская битва

В 1240 году над северо-западными  рубежами Руси нависла угроза со стороны шведов. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Князь сам мужественно сражался в первых рядах. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты 15 июля 1240 года. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невский.

Ледовое побоище

Два года спустя, в 1242 году, Александр Невский во главе рати разбил немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи.  Но  получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами оказались в западне и стали лёгкой добычей русской конницы.  Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за тяжёлых доспехов утонули вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода.

В тяжелейшие годы для Руси удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Навсегда остались в истории слова Александра Невского «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».

-Славные победы на реке Неве и Чудском озере одержал новгородский князь Александр Невский со своей дружиной. Но вскоре новая беда обрушилась на русскую землю. Ордынское войско стало угрожать русской земле.

Куликовская битва

Летом 1380 года стало известно, что на Русь идёт с большим войском правитель Золотой Орды Мамай. По приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы во все стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. А сам князь отправился в Троицкий монастырь. Основатель монастыря Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича  на борьбу с врагом и в помощь князю отправил двух богатырей Перерсвета и Ослябю.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле между реками Дон и Непрядва разгорелась битва. Перед началом битвы сразились богатыри – татарский воин Челубей  и русский богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая битва. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Начали враги теснить русских. И тогда внезапно из леса вылетела русская конница. Неприятель обратился в бегство. Мамай, стоя на высоком холме, наблюдал разгром своих полчищ. Весть о победе разнеслась по всей Руси. За победу в Куликовской битве князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским.

-Из уроков окружающего мира нам известно, что последним русским царем из Рюриковичей был Фёдор Иванович. Детей у него не было. После его смерти не осталось наследников на царский трон. В стране начался беспорядок. Правители  менялись на престоле один за другим. На русскую землю обрушился страшный голод. Этим и воспользовались польские захватчики. Полякам при поддержке бояр-изменников удалось войти в Москву. Казалось, что страна находится на краю гибели. Но Россия нашла в себе силы, чтобы выстоять.

Народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским

Постоять за родную землю призвал русских людей Кузьма Минин - городской староста из Нижнего Новгорода. Он был уверен, что другие города присоединятся к Нижнему Новгороду. Отовсюду в Нижний Новгород шли люди – горожане, крестьяне.  Для борьбы с врагом было создано народное ополчение. Чтобы его вооружить, требовались немалые средства. Кузьма Минин первым пожертвовал большую сумму денег и драгоценности своей жены. Люди отдавали кто что может. Во главе рати встал князь Дмитрий Иванович Пожарский. Народное ополчение двинулось к Москве. По пути к нему присоединялись новые ратники. Было это в 1612 году. В яростных схватках русские разбили поляков и вынудили уйти из Москвы. С освобождением Москвы от поляков связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Спустя два века в Москве на Красной площади был открыт памятник. Надпись на нём гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, в лето1818 года».

Из века XVII мы с вами перенесемся в XVIII век. Выдающиеся победы одержала русская армия под предводительством талантливого,  решительного, мужественного полководца Александра Васильевича Суворова.

Александр Васильевич Суворов.

Во второй половине XVIII века России пришлось вести войны с Турцией. Своими подвигами прославился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, получивший самое высокое воинское звание – генералиссимус. Одна из знаменитых побед А.В.Суворова – взятие турецкой крепости Измаил, которая считалась непреступной твердыней. Суворов говорил «Побеждают не числом, а умением». За свою жизнь он не проиграл ни одного сражения из 67, в которых участвовал.

-Множество славных учеников воспитал А.В.Суворов. В Отечественной войне 1812 года прославился ученик Суворова – генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Война 1812 года

В Европе с конца XVIII века шли бесконечные войны. Во Франции к власти пришёл полководец Наполеон Бонапарт. Он мечтал покорить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В 1812 году французская армия вторглась в Россию. Удар врага был силён. Русская армия начала отступление.

В этот трудный для России час главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов начал подготовку к решительному сражению.  Оно произошло у села Бородина 26 августа 1812 года. В половине шестого утра на Бородинском поле заговорили пушки. Яростные атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостояли врагу. С наступлением темноты шум боя начал затихать. Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступать к Москве. Нелёгкий выбор встал перед командованием русской армии: давать под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить столицу без боя, но сберечь войско? Кутузов принял решение отступать.

Войско Наполеона вошло в опустевшую, сожжённую Москву. Неуверенно и тревожно чувствовал себя здесь завоеватель. Через месяц французы покинули Москву. И тут наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.  Большой урон отступающим французам наносили партизаны. Вскоре захватчики были изгнаны с российской земли. Россия сумела отстоять свою независимость. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Поэтому в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной войны.

В конце XIX века в Москве на деньги, собранные по всей России, в честь победы над Наполеоном был сооружён храм Христа Спасителя.

-Славную дату отмечала вся Россия в прошлом году. Много мероприятий, посвященных 200-летию Бородинской битвы, проходило у нас в гимназии.

В) Актуализация знаний.

-Вы внимательно послушали сообщения ребят об исторических событиях, которые происходили на нашей родной земле с 13 по 19 век. А теперь ответьте  на  вопросы. (Ученик задают вопросы классу.  Диалог между учащимися.)

  1. Кто угрожал русской земле в первой половине 13 века?
  2. Кому принадлежат слова «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»?
  3. Почему великого князя Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским?
  4. С чего началась Куликовская битва?
  5. Чем закончился поединок между Пересветом и Челубеем?
  6. Как называется праздник, связанный с освобождением Москвы от поляков и когда он отмечается?
  7. Назовите имя полководца, не проигравшего ни одного сражения.
  8. Почему война 1812 года названа Отечественной войной?

Г) Рассказ учителя.

-Сколько страшных войн выпало на долю нашей родной земли. Война. Какое жуткое слово. Война – это горе и страх. Война – это разруха и смерть. Летят годы. Всё больше времени отделяет нас от самой кровопролитной войны – Великой Отечественной войны 1941 -1945 года. В 2020 году мы будем отмечать 75 годовщину Великой  Победы. Чем больше лет проходит с той поры, тем дороже нам воспоминания о людях, которые одержали Великую Победу.

(Видеофрагмент «На всю оставшуюся жизнь».)

- В этой песне прозвучали такие слова «На всю оставшуюся жизнь нам хватит горя и печали, и тех, кого мы потеряли. На всю оставшуюся жизнь». А ведь это действительно так. Каждой семьи, и вашей, и моей, коснулась Великая Отечественная война. Ваши прадедушки и прабабушки ценой собственной жизни вместе со всеми приближали Великую Победу. К сегодняшнему уроку вы постарались выяснить,   какой след оставила Великая Отечественная война в истории ваших семей? Расскажите, что вам удалось узнать?

(Рассказы детей. Звучит музыка на стихи «Где же вы теперь, друзья-однополчане…»)

(Рассказ учителя на тему «Какой след оставила Великая Отечественная война в истории моей семьи».)

- К сожалению, с каждым годом остается в живых все меньше ветеранов Великой Отечественной. Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую Победу.  Но подвиг их бессмертен, он должен навсегда остаться в памяти потомков, в нашей с вами памяти.

5. Рефлексия.

 (Учитель читает стихотворение)

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле.

-А какой след оставил этот урок в ваших мыслях и чувствах.

(-Этот урок заставил меня задуматься…

-Этот урок помог мне осознать…)

-А еще, я надеюсь, этот урок научил вас еще сильнее  любить Родину так, как любили ее деды и прадеды наши – защитники земли русской.

-Мы в неоплатном долгу перед героями Великой Отечественной войны. Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, 9 мая должен прийти на братскую могилу, возложить  цветы и мысленно сказать спасибо защитникам Родины за то, что они вместе со всеми в 1941 году встали на защиту страны и подарили нам мир на Земле.

 (Видеофрагмент «День Победы»)

Домашнее задание: проект на тему «Герои Великой Отечественной войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников че...

ОРКСЭ. Модуль светская этика. Урок 12 "Справедливость"

Урок  12        СправедливостьЦель: формирование нравственных качеств младшего школьника через  развитие понятия справедливости.Задачи: Формирование чувств...

ОРКСЭ модуль "Светская этика" урок "Добро и зло"

Представлены методическая разработка урока курса ОРКСЭ модуль "Светская этика"  "Добро и зло" и презентация к данному уроку...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»....

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.

Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая дея...