ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Аксёнова Елена Владимировна

Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая деятельность обучающихся. В материалах к уроку имеются технологическая карта урока, презентация (16 слайдов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._nravstvennyy_postupok.docx31.31 КБ
Файл urok_no19._nravstvennyy_postupok.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Образовательная система «Школа России»

4 класс

Урок 19

Тема: «Нравственный поступок»

Технология критического мышления, технология сотрудничества

  Автор: учитель начальных классов Аксенова Е.В. (ГБОУ СОШ №692)

Тип урока: ОНЗ

Технологическая карта изучения темы

Тема

Нравственный поступок

Цель

формирование у обучающихся представление о нравственном поступке.

Задачи

1.Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

2.Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

3.Ознакомить учащихся с 5 компонентами нравственного поступка.

Планируемый результат

Предметные:

Знать определение «нравственный поступок», знать пять компонентов нравственного поступка.

 Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Осознавать способы и приёмы действий при изучении понятий. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Основные понятия

Поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Ресурсы:

- презентация «Нравственный поступок»

- тетрадь, учебник

Организация пространства

Работа в группах

Технология проведения

Ход урока

(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты

УУД

  1. Организация деятельности учащихся

Слайд 1 – заставка.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

  • Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Выставка нарисованных учащимися  родовых  гербов и родовых древес. Обсуждение гербов:

- Как вы думаете, почему на родовом  гербе вашего  товарища        изображено…………..?  

-   О каких традициях семьи это говорит?        

-Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

-обобщать, делать выводы; обосновывать своё мнение; выслушивать и оценивать мнение одноклассников; оценивать результаты своей работы.

  1. Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «вызова».

Составление кластера к слову «поступок».

В центре доски написано слово «поступок».

- Ребята, прочитайте слово. Запишите слова-ассоциации к этому слову.

                                                     поступок

Дети записывают слова-ассоциации на доске.

- Интересно узнать: правы вы или нет?

  1. Учитель читает историю про собак дяди Лени.

Рассказ

Как спасён был пёс Малыш

 У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:

- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…

Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке убитого пса появляется щенок.

Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.

- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!

   Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.

- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.

Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его  существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над  крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.

 Кода мальчик очнулся, он услышал, как  дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. А мне не надо было за ружьё браться».

  1. Вопросы и задания к тексту:

- Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?

- Дайте оценку поступка мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? ( О хороших поступках).

- Поступок, который совершил Юра, называется нравственным поступком. 

  Это тема нашего урока. Запишите тему в тетрадь.

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Слайд 2.

- Вы узнаете, что такое поступок,  какой поступок называют нравственным, какие признаки имеет  поступок.

                                                         

- Понимать и принимать учебную задачу,

-планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания

- знать, что такое поступок и проступок,

- уметь определять признаки поступка.

  1. Стадия «Осмысления».
  1. Словарная работа. Определение первого понятия.

Составление кластера.

Обратимся к первому понятию – что такое поступок.

-Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова? Где можно узнать значение слова? (В словарях)

- Посмотрим в разные словари.

Слайд 3.

 

Чтение записей на слайде. Составление кластера.

Слайд 4.

- Какое слово определяет это понятие? (Действие)

- Какое это действие? (Сознательное)

- Дядя Леня и мальчик Юра совершали сознательные действия? (Да)

- Значит, они совершали поступки. Оцените эти поступки с точки зрения добра и зла.

- Значит, поступки (действия) бывают хорошими и плохими.

- Хорошие поступки называют нравственными поступками, а плохие – безнравственными. Плохой поступок часто называют ПРОСТУПКОМ, ПРОВИННОСТЬЮ.

- Есть ли совпадения с нашим первоначальным кластером? Какие?

- Итак, расскажите по кластеру, что такое поступок.

- Ответили мы на первый вопрос? (Да)

2.  Определение второго понятия.

- Остановимся подробнее на понятии нравственный поступок.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

Слайд 5.

- Чтобы не мешать соседним командам и все успеть, как вы должны работать? (Тихо и быстро)

- А чтобы все получилось, как вы должны работать? (Дружно)

- Как вы должны общаться друг с другом? (Спокойно, вежливо, не говорить всем вместе, не перебивать друг друга, говорить только по делу)

- Как вы должны относиться к мнению друг друга?

Работа в группах.

- Выполните задания, которые могут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист. На выполнение задания – 2 минуты.

1 группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия « нравственный».

2 группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

3 группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

4 группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других (хороших) нравственных поступков, которые могут совершить люди (дети).

Результаты работы в группах.

Выступление групп.

Работа по учебнику.

Слайд 6.

ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. Нрав, т.е. характер (нрав-характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок-это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

Слайд 7.

Запись определения в тетрадь

-Дали мы определение понятию «нравственный поступок?

  1. Чтение и анализ учебного текста. Составление кластера.

Самостоятельная работа.

Слайд 8.

Слайд 9.

-К поступку человека ведет несколько шагов. Наша задача - прочитать учебный текст и найти эти важные составляющие (компоненты) поступка.

-Прочитайте отрывок учебного текста и выполним задание. На выполнение задания 7 мин. Затем вы продолжите работу в группах.

Чтение отрывка учебного текста о признаках  поступка. Внесение компонентов в кластер в кластер. Проверка.

Подведение итогов самостоятельной работы.

ВЫВОД: Поступок имеет 5 компонентов: мотив (Зачем я это делаю?), цель (Чего я хочу добиться?), средства (С помощью чего я этого добиваюсь?), действия (Как я это делаю?), результат (Что у меня получилось? К чему привели мои действия?).

- Следует различать мотив и цель действия.

- Мотив – почему человек это делает. Цель - чего он хочет добиться.

По этим компонентам можно судить о нравственности поступка: хороший он или плохой.

- Работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания

- знать, что такое поступок и проступок,

- уметь определять признаки поступка.

  1. Стадия «Рефлексия»

6. Работа в группах.

- Далее работа в группах. Возьмите листы с заданиями. Внимательно их прочитайте и выполните. Если будут затруднения, поднимите красную карточку. Как только вы выполните задание, поднимите карточку зеленого цвета. Не забывайте о правилах работы в группах.

Слайд 10.

Задание для групп:

1 группа: Прочитайте текст. Подчеркните в тексте слова, словосочетания, которые раскрывают мотив, цель, средства, действие и результат этого действия. Определите, что совершила Вера: поступок или проступок.

Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

На перемене я тихонько взяла тетрадь у Вани Петрова, нашего отличника, и тихонько списала задачу.

На уроке математики мне было не по себе: «А вдруг вызовут меня. Я же не смогу объяснить решение?» Я надеялась, что пронесет. Но… не пронесло:

- Вера Матвеева, к доске, - услышала я голос учительницы.

          Я покраснела и опустила голову...

          В журнале появилась «двойка».

2 группа: Прочитайте притчу. Ответьте на вопросы. Ответы впишите в таблицу.

Притча «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.

- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.

Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

ВОПРОСЫ:

- О каком сыне идет речь?

- Почему другие – не сыновья?

- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?

- Почему?

3 группа: Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40. Определите мотив, цель, средства, действие, спрогнозируйте результат. Определите: поступок или проступок совершили дети.

4 группа: Стр. 41 «Вопросы и задания». Выполните задания 1 и 3. Впишите ответы в таблицу.

Результаты работы в группах.

Выступление групп.

Слайды 11, 12, 13, 14.

- Разобрались ли мы с третьим понятием «признаки поступка»?

7. Упражнение «Незаконченное предложение» (индивидуально). Если позволяет время.

-У вас в рабочих листах даны незаконченные предложения. Прочитайте их внимательно, подумайте какого дополнения они требуют. Вспомните свои поступки и намерения хорошие и допишите предложения.

-Я забочусь о ………………., когда………………

-Я защищаю………………., если вижу что……….

-Я могу…………………………………………….

-Развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

-работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания

- знать, что такое поступок и проступок,

- уметь определять признаки поступка.

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

Вывод: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Кто же решает, какой поступок вам совершить, какое решение принять? Все это влияет на наш характер и на нашу жизнь. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.

Домашнее задание.

Слайд 15.

- Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, делать выводы,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания

-развивать навыки самостоятельной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы светской этики Урок №19 Нравственный поступок Автор: Аксенова Елена Владимирова Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №692

Слайд 2

Сегодня вы узнаете: Что такое поступок. Какой поступок называют нравственным. Какие признаки имеют поступки.

Слайд 3

Глоссарий к слову ПОСТУПОК Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: Совершённое кем-нибудь действие. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. Толковый словарь русского языка В.И.Даля: Всякое действие человека , за которое он чувствует себя ответственным. Электронная энциклопедия « ВикипедиЯ »: Сознательное, завершенное действие, реализованный акт свободной воли. Большой Академический словарь: Намеренное действие, совершенное кем-либо.

Слайд 4

ПОСТУПОК с ознательное действие плохое хорошее п роступок провинность н равственный поступок

Слайд 5

ПАМЯТКА «Правила работы в группе» Работайте тихо и быстро. Работайте дружно. Говорите спокойно и только по делу. Не перебивайте друг друга. Выслушивайте все мнения. Уважайте мнение других.

Слайд 6

Работа по учебнику : Стр. 40 ( 3 абзац) • Что говорится о нравственном поступке в статье учебника? Найдите и прочитайте.

Слайд 7

Нравственный поступок – это то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Слайд 8

Самостоятельная работа : Стр. 40 - 41 Найдите в учебном тексте пять признаков поступка и впишите их в кластер.

Слайд 9

Признаки поступка мотив цель с редства достижения цели действие результат

Слайд 10

ПАМЯТКА «Правила работы в группе» Работайте тихо и быстро. Работайте дружно. Говорите спокойно и только по делу. Не перебивайте друг друга. Выслушивайте все мнения. Уважайте мнение других.

Слайд 11

Группа I . Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе. На перемене я тихонько взяла тетрадь у Вани Петрова, нашего отличника, и списала задачу. На уроке математики мне было не по себе: «А вдруг вызовут меня. Я же не смогу объяснить решение ?» Я надеялась , что пронесет. Но… не пронесло: - Вера Матвеева, к доске, - услышала я голос учительницы. Я покраснела и опустила голову... В журнале появилась «двойка».

Слайд 12

Группа II . Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки. - Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету. Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

Слайд 13

Группа III . МОТИВ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 14

Группа IV . Нравственные поступки Безнравственные поступки, т.е. проступки

Слайд 15

Домашнее задание (по выбору). Нарисуйте парусник, впишите в парус глаголы, которые отражают ваши хорошие поступки. 2.Составьте синквейн к слову поступок.

Слайд 16

Интернетресурсы (картинки) http :// olgasycheva 31. blogspot . com /2013/08/4-5. html ? m =1 https://fb.ru/article/222823/sergey-ojegov---sovetskiy-lingvist-biografiya-sergeya-ojegova https://lg-region.com/8-news-luhansk-region.html?start=7072 https://stihi.ru/pics/2016/06/16/10119.jpg https://publekc.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelenoj-rab/969754_html_m7b22c640.png https://kykyryzo.ru/wp-content/uploads/2020/05/2cbfc06af21f6acdd2934e4123d1b6619ae3cc6e.jpeg https://4.bp.blogspot.com/-axfuTntGYOo/UwWurm_7feI/AAAAAAAAAtc/Y63C6fKgmrI/s1600/49.png https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/69/80/the-boy-draws-at-a-table-vector-1846980.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок «Мысли о дружбе». 4 класс.

 Конспект урока с презентацией к курсу ОРКСЭ в начальной школе. Урок разработан на основе интегрированного занятия с литературным чтением. Учащиеся знакомятся с понятиями добра ...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников че...

Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"

"Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока...

Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"

"Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока...

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.

Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: группо...

Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе

Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...