ОРКСЭ модуль "Светская этика" урок "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представлены методическая разработка урока курса ОРКСЭ модуль "Светская этика"  "Добро и зло" и презентация к данному уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку

по теме « Добро и зло»

в 4 классе

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль   «Светская этика»

   

                                                     

                                                     

 Автор:     Димкова Н.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 Абинский район

     МО Абинский район

Цель урока:  познакомить с такими общечеловеческими понятиями как «добро» и «зло»

Задачи:

обучающая:    раскрыть смысл понятий «добро»  и  «зло»;

                          формировать умение правильно оценивать себя и других;

развивающая:   развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать  

                           словарный запас;

воспитательная:  воспитывать доброжелательность, уважительное

                               отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не  

                               нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей

                               совестью, испытывая духовную радость.

Ключевые слова:  добро, зло;

Оборудование:  компьютер, презентация, мультимедийный  проектор,

                             презентация, толковый словарь Ожегова;

Педагогические технологии:  проектная деятельность, здоровьесберегающие;

Формы и виды работы:  беседа, устное высказывание на тему, работа с

иллюстрированным материалом, работа в группе.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Учитель: Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
  3. Введение в тему.

Чтение и обсуждение  притчи.

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

 – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

       Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили    в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

       Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

 – Зачем столько птиц? Император ответил:

 – У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

 – Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

 – У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

 – Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

 – У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

 – Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:

 – И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: - Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

- как называется наша притча?  О чём она?  (высказывания детей)

- назовите главные слова  (Предположительный ответ: добро и зло)

Учитель: - Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь. (Слайд 1-2)

Ш. Новая тема. 

1. Работа  со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2.  Беседа.

- Что же такое добро и что входит в это понятие?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Добро - это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый) Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (Слайд 4)

Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.  Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя  сильным, запугать,  потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. (Слайд 5)

IV. Закрепление.

  1.  Работа со сказками.

- Ребята, вы любите сказки. Почему? Сейчас  посмотрим, как вы знаете  сказки?

  1. С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках  есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать  лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»),  В. Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему,  вели.

- Это сказка о добре или зле? Аргументируйте свой ответ.

- А вот еще сказка.

Гнулись сосны до земли

           Злые люди в лес дремучий

           Сиротинку отвели.

                 Замолчать заставили

                  Замерзать оставили.

                  (Сказка «Морозко»).

                  -А эта  сказка о ком? Почему вы так решили? Докажите.

2. Работа в  тетради.

 Составьте пословицы и высказывания. Соедини линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя

От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,

добро нашло тебя

Зла не верши,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому

 (Слайд 6)

- А чтобы зло не проникло , предлагаю вам собрать пословицу и выстроить из слов дорогу добра.

добрый

света

        

человек

словно

придёт

        

принесет

Ответ: (Слайд 7) Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

V.Физминутка. (Слайды 8-15)

VI. 1  Обсуждение  проблемного вопроса  «Как  можно  управлять и побеждать зло» (Слайды 16)

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше?  Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее.  «В гневе человек теряет свой человеческий облик».

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик? (1-осознать ошибку; 2- попросить прощение.)

VII. Мини-проект.   ( Слайд 17)

Учитель:

- Я предлагаю вам   построить надежный щит  на пути зла. В  помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!»   (Слайд 18-19)

2.  Работа с текстом В. Осеевой «Сыновья»

 Прочитай  рассказ  и ответь на вопросы.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: sinovya

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.  А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Как ты понимаешь слова старика? Что значит быть сыном, дочерью?

        

VII. Итог урока.    О  чём мы сегодня с вами разговаривали? Что больше вам по нраву добро или зло?  Почему?

VIII.   Рефлексия (Слайд 20)

- Спасибо вам, ребята.  

 - Но мне хочется узнать,   понравился вам урок или нет. На столах лежат  цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению.

       

 Красный – прекрасное, мы подружились;

 Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь;

 Зеленый – плохое, со мной не согласны.

 - Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение  осталось у вас после урока.

 - Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.

  - В конце урока хочу предложить вам стихотворение.

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

IХ.  Творческое домашнее задание. (Слайд 21-22)

(По выбору)  - сочинить сказку о добре совместно с родителями;

 - описать, нарисовать свой добрый поступок.        

                       

Список использованной литературы:

1. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Жиренко О.Е., Яровая Л.Н.- Москва: ВАКО, 2008

2.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов.  Москва: Лика, 2006

3. http : //festival.1september.ru/articles/600207/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Добро и зло» модуль «Светская этика» курса «ОРКСЭ» Автор: Димкова Н.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

Слайд 2

Тема урока:

Слайд 3

Что это? ДОБРО ? ЗЛО

Слайд 4

ДОБРО

Слайд 5

ЗЛО

Слайд 6

ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРЕ Добрым путем Бог правит За Христом пойдешь, добрый путь найдешь Что худо, того бегай, что добро, тому следуй Учись доброму, так худое на ум не пойдет Добро творить - себя веселить Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит

Слайд 7

Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА

Слайд 9

Дорога добра

Слайд 10

Шагаем, подпрыгивая! Улыбаемся! Всем весело!

Слайд 11

Поворачивайся в разные стороны, пританцовывая!

Слайд 12

Прыжки 1-2 - на правой ноге , 3 – 4 - на левой ноге!

Слайд 13

Приседаем и встаем! Никогда не устаём!

Слайд 14

Танцуем парами

Слайд 15

Шагаем друг за другом. Вперед 4 шага, Назад 4 шага! Ребята, давайте Жить дружно!

Слайд 16

Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло?»

Слайд 17

Мини проект 1 гр. 2 гр. 3 гр. Любовь улыбка послушание Зло взаимопомощь добро Уважение щедрость милосердие Ласка зависть прилежание Гнев трудолюбие благодарность Терпение честность добродетель Сострадание тактичность гордыня Забота гордыня любовь Радость спокойствие зло

Слайд 18

«Щит добра» любовь улыбка послушание Уважение взаимопомощь добро ласка щедрость милосердие терпение трудолюбие прилежание сострадание честность благодарность забота тактичность добродетель радость спокойствие любовь

Слайд 19

Рефлексия. Какие чувства вы испытали на уроке? Раскрасьте лепесток в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Слайд 20

Творческое домашнее задание. По выбору: - закончить задания в тетради, - сочинить сказку о доброте, - рассказать (нарисовать)о своём добром поступке . Рассказать кому он принёс пользу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...