Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Банашко Елена Владимировна

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_orkse.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза

Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

начальных классов

Руководитель  МО

___/__Фурсенко А.Д.

 (Протокол №_3 от «23_»августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

УВР

_______/Е.А.Штокаленко

«___»____________2019г

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________ /Л.В.Петрик

 (приказ  от _____ 2019г №_____)

Рабочая программа

Наименование учебного предмета : курс «Основы религиозных культур и светской

 этики», модуль «Основы светской этики»

Класс: 4 -Б

Уровень общего образования: начальное общее образование

 Разработана

                                                                                          Банашко Еленой Владимировной,

                                                                      учителем начальных классов,

высшей квалификационной категории.

                                                                   Саки - 2019 год

           

                 

   Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»составленав соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования, 2009 г.,  Концепцией духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России,на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

Учебник:  А. И. Шемшурина. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики 4  класс. Москва «Просвещение», 2015г.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

     Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по

выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   

  Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейскойкультур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

         Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в

учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

             Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)  изучается в объёме 1 ч в неделю. Количество часов в год 34 часа.

                        Планируемые результаты изучения курса

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

                             

№ п/п

Наименование раздела

Содержание

1.

Россия -наша Родина.1ч.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения.4.ч.

Понимание этики, ее роли в жизни общества, истории возникновения как науки. Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.

2.

Этикет.4 ч.

Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

3.

Этика  человеческих отношений .4.ч.

Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность»,  «благодарность», «уважение»

4.

Этика отношений в коллективе.3.ч.

Понимание дружбы как ценностной ориентации.

5.

Простые нравственные истины.4.ч.

Понимание добродетели и порока  как важнейших качеств человека, определяющих степень  нравственности.

6.

Душа обязана трудиться.4.ч.

Понимание нравственного поступка как  сплава нравственных качеств личности.

7.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.4 ч.

Понимание семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей.

8.

Судьба и Родина едины.4 ч.

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

9.

Подготовка творческих проектов.2ч.

Выступление  обучающихся  с  проектами.

Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны.

 

 Основное содержание курса «Основы светской этики» 4 класс (34 часа в год,1 час в неделю)

                                                              Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения.

5

2.

Этикет.

4

3.

Этика  человеческих отношений .

4

4.

Этика отношений в коллективе.

3

5.

Простые нравственные истины.

4

6.

Душа обязана трудиться.

4

7.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

8.

Судьба и Родина едины.

4

9.

Подготовка творческих проектов.

Выступление  обучающихся  с  проектами.

2

 

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") к учебнику Студеникина М. Т. ...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по основам регилиозных культур и светской этики, модуль "Основы светской этики". разработана в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Общая характеристика учебного предмета. 2.Цели и задачи курса. 3.Описание места учеб...

Рабочая программа курса ОРКСЭ , модуль: "Основы светской этики"

Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. 34 часа...