Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по основам регилиозных культур и светской этики, модуль "Основы светской этики". разработана в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 Д класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Данилюк Александра Ярославовича «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования. Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Программа модуля «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлого и настоящего многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Характеристика учебного предмета
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение цели:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Основные задачи курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» по месту в учебном плане, по содержанию служит связующим звеном между гуманитарным образованием и воспитанием обучающихся. Он дополняет обществоведческие нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное построение учебного процесса;
- приоритет личностного развития обучающихся в интеллектуальной. духовно-нравственной жизни;
- актуальность;
- вариативность (возможность выбора на уровне модуля проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления обучающихся;
- деятельностное обучение, создание коммуникативно-актиной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
- органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» основываются на различных методов обучения: словесных, наглядных, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый материал выступает в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом особенностей обучающихся класса, специфики предмета, меры сформированности действий обучающихся.
Формы контроля и варианты его проведения: индивидуальный (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока.
Место курса в учебном плане На предмет «Основы религиозных культур и светской этики»», модуль «Основы светской этики» в 4 классе в учебном плане отводится 34 часов ( 1 час в неделю).
Ценностные ориентиры
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Основы светской этики»
курса «Основы религиозных культур и светской этики»,
Обучение по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её существования;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие корректировки в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики»
№ | Тема | Содержание | Универсальные учебные действия |
1 | Россия – наша Родина | Духовный мир человека. Духовные идеалы человека. Духовные ценности общества. Культурные традиции и для чего они существуют. | Собирать краеведческий материал о народах, населяющих округ. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Обсуждать нормы взаимоотношений между народами. Сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации. |
2 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздник как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. | Сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности. Извлекать информацию из любых исторических источников. (письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников. Находить дополнительную информацию в энциклопедиях, справочниках. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. |
3 | Духовные традиции многонационального народа России. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. |
Календарно-тематическое планирование предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Личностные результаты обучения | ||
По плану | По факту | ||||||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1 час | |||||||||
1 | 05.09 | 05.09 | Россия – наша Родина. | УОНМ | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражда нин государства должен знать культуру своей Роди ны. Составлять рисунок-схему понятий: «Материаль ный мир, духовный мир, культурные традиции». | Высказывает предположе- ния о том, почему мы страну называем Отечест- вом, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции» | Строит предположения, анализирует, обобщает, сра внивает. Читает, наблюда ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представлен ную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконт- роль выполнения учебной задачи. | Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотруд ничать в совместном реше нии проблемы, искать инфо рмацию. | |
Основы религиозных культур и светской этики 28 часов | |||||||||
2 | 12.09 | 12.09 | Что такое светская этика | УОПУЗП | Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика» Объяснять понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиоз ная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был осно вателем науки «Этика»? Что помогает понять светс кая этика? | Объясняет понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиоз ная этика, светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем нау ки «Этика»? «Что помога ет понять светская этика? Составляет словарь поло жительных и отрицатель ных черт характера чело- века. | Осуществляет информа- ционный поиск для выполнения учебных зада- ний. Владеет навыками смыслового чтения текс- тов учебника, осознанно- го построения речевых высказываний в соответст вии с задачами коммуни кации. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе. | |
3 | 19.09 | 19.09 | Культура и мораль | КУ | Работать в парах: готовить от вет на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мо- раль?» По иллюстрациям на зывать элементы националь ных культур. Приводить при меры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. | Воспринимает текст учеб- ника, высказывает своё мнение. Умеет выслуши вать и уважительно отно ситься к мнению одно классников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. | Работает в паре по под- готовке ответов на воп росы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям. | Любознательность, актив- ность и заинтересован- ность в познании мира. | |
4 | 26.09 | 26.09 | Особенности морали | КУ | Участвовать в учебном диалоге:«Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе спе циальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водить примеры неравно ду шного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | Участвует в учебном диалоге: «Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказы вает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водит примеры неравно душного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | Выдвигает гипотезы. анна лизирует, обобщает, офор мляет вывод на основе наблюдений.. принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефле ксивные действия: само- оценка взаимодействия в совместной деятельности. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. стре миться иметь высокий уровень учебной мотива ции, самоконтроля и само оценки. | |
5 | 03.10 | 03.10 | Добро и зло | УОНМ | Поддерживать учебный диа лог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом.» | Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Харак теризует главные мораль- ные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом. | Готовность слушать собе- седника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
6 | 10.10 | 10.10 | Добро и зло | КУ | Пересказ текста учебника «Как менялись представле- ния о добре и зле в ходе исто- рии». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выра жений «добро пожаловать». «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «до бро должно быть с кулака- ми». | Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литера- туре, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. | Осуществляет информа- ционный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказыва- ний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе. | |
7 | 17.10 | 17.10 | Добродетель и порок | УОНМ | Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?» Работать с иллюстратив- ным материалом: соста- вить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подража- ния?» | Усваивает понятия «добро детель», «порок»,«доброде тельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подража- ния. | Выполняет интеллектуаль- ные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выпол няет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимо действия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информа цию, отраженную на фото графиях. | Самостоятельно мотиви- рует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивиду ально и в малых группах. Слушает и слышит собе- седника, ведет и поддер живает диалог, аргументи- ровано отстаивает собст- венное мнение. | |
8 | 24.10 | 24.10 | Добродетель и порок | КУ | Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?».Обсужде ние добродетельных и порочных качеств литера турных героев сказок «Снежная королева», «Мо- розко», «Золушка», «Две- надцать месяцев». | Участвует в обсуждении художественных произве- дений о добродетельных и порочных качествах геро- ев. Усваивает, что в тече ние всей жизни человек старается поступать добро детельно и избегать пороч- ного поведения. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргу- ментация суждений, офор мление вывода. Читает информацию, представлен ную в фотографиях, выра женную в художественном тексте. Осознает необходи мость самостоятельного нравственного выбора. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддер живает диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение. | |
9 | 31.10 | 31.10 | Свобода и моральный выбор человека | КУ | Читать текст учебника с. 22-23 и выделить ответы на вопросы: Что такое сво бода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зер- кал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Делает вывод, что свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие – добро. | Выполняет интеллектуаль- ные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выпол няет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимо действия в совместной деятельности и учебном диалоге. | Самостоятельно мотиви- рует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивиду ально и в малых группах. Слушает и слышит собе- седника, ведет и поддер живает диалог, аргументи- ровано отстаивает собст- венное мнение. | |
10 | 14.11 | 14.11 | Свобода и ответственность | КУ | Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответ ственность» с.24-25. Подго товить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Ра- ботать с рисунками-схемами: составление текста-рассужде ния. «Непреднамеренные по- ступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возмож но ответственное поведение», «Кто и что входит в отноше- ния ответственности». | Читает и обсуждает текст «Свобода и ответствен- ность». Осознает, что вы бор между нравственным и безнравственным поведе нием зависит от стойкости добродетели, при каких условиях возможно ответ- ственное поведение. | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог. | Развитие этических чувств, доброжелательнос ти и эмоционально-нрав ственной отзывчивости, понимания и сопережива- ния чувствам других лю- дей. Владение коммуника тивными умениями с це лью реализации возможно стей успешного сотрудни чества с учителем. | |
11 | 21.11 | 21.11 | Моральный долг | КУ | Задания на анализ текста «Моральный долг»: форму- лирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морально го долга? Какие моральные обязанности есть у челове ка? Вести учебный диалог: обсуждать афоризмы в руб рике «Мудрые мысли». При водить примеры выполне ния морального долга из жи зни, фильмов, литературы. | Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполне- ния моральных норм. Приводит примеры выпол нения морального долга из жизни, фильмов, литерату ры. Делает вывод, что глав ное в моральном долге – сознательное и доброволь ное следование существу ющим в обществе нормам и требованиям. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумента ция суждений, оформление вывода. создает обобщен ный план ответа по теме. Читает информацию, пред ставленную в рисунках, выраженную в художест венном тексте. Осознает необходимость справедли вого отношения к окружаю щим людям. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддер живает диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение. | |
12 | 28.11 | 28.11 | Справедливость | КУ | Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе исто- рии». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учеб- ный диалог: обсуждение ка- честв героев «Сказки о ры баке и рыбке» А. С. Пушкина. Рабо тать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справед ливым). Оформлять вывод «Кого называют справедли- вым». Выполнять задания на самооценку участия в совмес тной деятельности (справед ливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности). | Работает в группе. Учас твует в обсуждении худо жественных произведений о несправедливости, корыс ти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Сос тавляет план ответа по те ме «Что такое справедли вость». | Осваивает начальные фор мы познавательной и лич ностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком муникации. Слушает собе седника и ведет диалог; признает возможность су ществования различных точек зрения и права каж дого иметь свою; излагает свое мнение и аргумен- тирует свою точку зрения. | Развитие самостоятельнос- ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информаци- онной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости. Заинтересованность в рас- ширении и углублении получаемых знаний. | |
13 | 05.12 | 05.12 | Альтруизм и эгоизм | КУ | Чтение статьи учебника «Альт руизм и эгоизм». Отметить ответы на вопросы: Что такое альтруизм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев сказок Ш. Перро «Золушка», В.Губа рева «Старик Хоттабыч» мож- но назвать альтруистом, эгоистом. | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры альтруизма, эгоизма, разумного эгоизма. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готов ность использовать полу- чаемую подготовку в учебной деятельности при решении практичес-ких задач, возникающих в повседневной жизни. | |
14 | 12.12 | 12.12 | Дружба | КУ | Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения от личаются от других отно шений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты друж- бы и правила, на которых возможна прочная дружба. | Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осознает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет правила, от которых зависит прочная дружба. Участвует в обсуждении афоризмов в рубрике «Мудрые мысли». Составляет рассказ по рисункам с. 32 | Строит рассуждения, отне сения к известным поня тиям. Слушает собеседни ка и ведет диалог. Призна- ет возможность существо вания различных точек зре ния и права каждого иметь свою. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости, понима ния и сопереживания чувствам других людей. | |
15 | 19.12 | 19.12 | Что значит быть моральным. | КУ | На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным» с. 34-35 подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». Моделиро- вать ситуации морального выбора по иллюстратив ному материалу учебника. | Работает с текстовым и иллюстративным материа- лом. Пересказывает, дает ответ на поставленный воп рос на основе прочитан- ной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. При меняет правила общения. Моделирует ситуации, рас крывающих моральный выбор людей. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. | |
16 | 26.12 | 26.12 | Подведение итогов | УОиСЗ | Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстра ции, подготовить презента цию. | Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду доб рые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном доб ром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои ска зок Г.-Х.Андерсена, Ш.Пер- ро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золо той ключик, или приключе- ния Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент-Экзюпери)». | Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах. | Самостоятельно мотивиру ет свою деятельность, опре деляет цель работы (прое кта) и выдеяет ее этапы. Умеет соотносить инфор- мацию с имеющимися зна- ниями. | |
17 | 16.01 |
| Подведение итогов | УОиСЗ | Подведение предваритель ных итогов курса. | Готовит и защищает тему творческой работы. | Умеет с достаточной пол нотой и точностью выра жать свои мысли в соот ветствии с задачами и усло виями коммуникации. Вес ти беседу. Формулировать вопросы по услышанно му. | Адекватно оценивает результаты своей деятель ности. Предвидит резуль таты своей деятельности. Находит нужную инфор- мацию. Доводит работу до конца. | |
18 | 23.01 |
| Род и семья – источник нравственных отношений. | КУ | Установить, как тема урока связана с проблематикой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня по нятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков. | Понимает, что семья – ос нова моральных устоев че- ловека. Объясняет проис- хождение слов семья, род. Составляет свою родослов ную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презе нтации. | Осознанно строит речевое высказывание в соответст вии с задачами коммуника ции. Овладевает способа- ми принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. | Формирование эстетичес- ких потребностей, ценнос тей и чувств. Развитие этических чувств, доброже лательности и эмоцио нально-нравствен ной отзы вчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
19 | 30.01 |
| Нравственный поступок | КУ | Работать в группах: прочитать статью «Нравственный посту пок» с. 40-41, подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памят ку «Признаки нравственных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персо нажи?» Участвуют в обсужде нии высказывания «Цель оп- равдывает средства». «Не вся кое действие – поступок». | Читает статью, делает вывод: «Что такое посту пок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравс твенного поступка. Анали зирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод. | Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смыс- ловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рас- сказ-рассуждение по иллю страциям.
| Взаимодействует с участ никами диалога. Умеет искать нужную информа цию. Умеет доводить рабо ту до конца. Предвидит результаты своей деятель ности. Адекватно оценива ет результаты своей дея тельности. | |
20 | 06.02 |
| Золотое правило нравственности | КУ | Прочитать текст «Золотое пра вило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму- лируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. | Читает текст «Золотое прави- ло нравственности» и нахо дит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму лируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. | Самостоятельно формули- рует цель урока после предварительного обсужде ния. Приобретает новые знания в процессе наблю- дений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражне- ния. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями. | |
21 | 13.02 |
| Стыд, вина и извинение | КУ | Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято изви няться. Рассмотреть картину Ф. Решетникова «Опять двой ка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыд ливый покраснеет, а бесстыд ный побелеет», «Со стыда сгорел». | Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применя ет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. | |
22 | 20.02 |
| Честь и достоинство | КУ | Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство» с. 46-47, найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоинство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры известных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и достоинства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, честь смолоду» | Работает в парах. Приме- няет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моде- лирует ситуации, раскры- вающие поедения человека среди людей понятия честь, достоинство. | Выполняет интеллектуаль- ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумента ция суждений, оформле ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа ций, самооценка отноше- ния к окружающим людям. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собесе дника, ведет и поддержи вает диалог, аргументиро- ванно отстаивает собст- венное мнение. | |
23 | 27.02 |
| Совесть | КУ | Чтение статьи учебника «Со весть» с. 48-49. Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подзем ные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка? | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры совести и стыда. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Развитие умения не созда- вать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни. | |
24 | 06.03 |
| Нравственные идеалы | КУ | Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравствен- ный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. | Пересказывает текст учеб ника «Нравственные идеа лы». Знает правила честного поединка, введенного русски- ми богатырями. Совместно со взрослыми находит в лите- ратуре, Интернете примеры представлений людей о нрав ственном идеале в разные исторические эпохи. Подби- рает пословицы по теме урока. | Осуществляет информа- ционный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказыва- ний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе. | |
25 | 13.03 |
| Нравственные идеалы | КУ | Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыца- рем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из худо- жественной литературы, кино фильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. | Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кинофильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. | |
26 | 20.03 |
| Образы нравственности в культуре Отечества | КУ | Прочитать статью учебни- ка и сделать вывод о нормах-образцах поведе- ния в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знако- мится с примерами про- явления высокой нравст- венности в повседневной жизни, в истории, в про- изведениях литературы и искусства. | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры проявления высокой нравственности в повсед невной жизни.. Участ- вует в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших свертсников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями. | |
27 | 03.04 |
| Этикет | КУ | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень пра- вил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюс трациям «Какие правила этикета нарушают герои рисунков на с. 56?» | Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жиз ненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник. | Выдвигает гипотезы. Анали зирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Переска зывает, рассуждает. Читает информацию, представлен ную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. | Успешно осуществляет учеб- ную деятельность. Исполь- зует информацию для реше- ния учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
Духовные традиции многонационального народа России 7 часов | |||||||||
28 | 10.04 |
| Семейные праздники | КУ | Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека.. Прочитать инфо рмацию в рубрике «Это инте- ресно», уметь пересказать. Сос тавить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: прият но ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник? | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен- ных ситуаций, событий, художественных произве- дений. Свертывает инфор- ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | |
29 | 17.04 |
| Государственные праздники | КУ | Осуществлять поиск необхо- димой информации для выпол нения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толеран- тное отношение к представи- телям разных мировоззрений культурных традиций. | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен- ных ситуаций, событий, художественных произве- дений. Свертывает инфор- ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | |
30 | 24.04 |
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность | КУ | Вести учебный диалог: что та- кое нравственные ценности. Сделать вывод: почему челове ческая жизнь является выс шей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуж дать жизненные ситуации с нравственных позиций. | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен ных ситуаций, событий, художественных произве дений. Свертывает инфор ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | |
31 | 01.05 |
| Любовь и уважение к Отечеству | УОиСЗ | Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сде- лать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантному отношению к представителям разных миро- воззрений и культурных традиций. | Читает текст и делает вывод, что любовь к Роди- не – это служение на бла- го людей, на благо Роди- ны. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает осо бую роль многонациональ ной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить инфор мацию с имеющимися знаниями. | Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ- ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. | |
32 | 08.05 |
| Подготовка творческих проектов. | УОиСЗ | Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстра ции, подготовить презента цию. | Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Зна чение нравственности и этики в жизни человека и обще ства», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благо- получие и процветание Оте- чества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных и времен ных связей; обобщение. Составляет рассказ-повес твование. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
33 | 15.05 |
| Презентация творческих проектов. | УОиСЗ | Подведение итогов курса. | Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. | Умеет слушать и призна- вать возможность сущест- вования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событ ий. | Самостоятельно мотивиру ет свою деятельность, опре деляет цель работы (зада ния) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стра не. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями. | |
34 | 22.05 |
| Презентация творческих проектов. | УОиСЗ | Подведение итогов курса. | Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. | Обобщает знания, понятия и представления о ценност но-смысловых мировоз зренческих основах, обе- спечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | Умеет соотносить инфор мацию с имеющимися зна ниями. Ведет и поддер живает диалог, аргументированно отстаивает собст венное мнение. Самостоя тельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Материально-техническое обеспечение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
А. Я. Данилюк . Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2012 Учебники: Основы светской этики. Учебник. 4 класса.- М. Просвещение, 2014. Рабочие тетради Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класса. .- М. Просвещение, 2014. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание обучения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему знаний, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности. Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебника. |
Печатные пособий | |
Картографические издания Иллюстративные материалы | . |
Технические средства обучения | |
Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный Документкамера | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Электронное пособие к учебнику «Основы светской этики», 4 класс (диск CD-ROM) Мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Ученические столы, стулья Учительский стол Шкафы для хранения дидактического материала настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
Система оценки достижения планируемых результатов
№ | Раздел | Планируемые результаты изучения учебного предмета | |
Обязательный минимум | Повышенный уровень | ||
1 | Россия – наша Родина
| Осознает значение духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества. Знает основные нормы светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимает их значение в жизни человека, семьи, общества. Имеет первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России. | Применяет в повседневной жизни уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. Понимает и принимает ценности: Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального народа России. |
2 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||
3 | Духовные традиции многонациональ- ного народа России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Комментарии
Рабочая программа по ОРКСЭ
Спасибо большое!