Рабочая программа курса ОРКСЭ , модуль: "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ose_4_kl_fem_2021.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №5 г. Закаменск»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Протокол № 1 от 31 08. 2022г. Обсуждено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от 31. 08. 2022г. | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР __________________ Вершинина Н.С. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» ________ Аюшеев Н.Д. Приказ № 104 от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа
по ОРКСЭ
Модуль: основы светской этики
Класс: 4
Всего часов: 34 ч
Количество часов в неделю: 1 ч
Составитель: Федосеева Елена Михайловна,
учитель начальных классов
г. Закаменск, 2022 год
Пояснительная записка
При разработке Рабочей программы модуля «Основы светской этики» для 4 класса взяты за основу следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
- Устав МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
- Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
- Авторская программа Шемшуриной А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики», М.: «Просвещение», 2014г.
Основной целью модуля «Основы светской этики» является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели образования:
- познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
- развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Для реализации рабочей программы используется УМК «Школа России»:
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник для 4 класса. М.: «Просвещение, 2016.
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса. М.: «Просвещение» , 2016 (электронный вариант у учителя).
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: урок с использованием фронтальных, коллективных (групповых, парных) и индивидуальных видов работ, домашняя самостоятельная работа, консультация.
Преобладающие формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
оценка устных ответов обучающихся, письменных самостоятельных работ, защита проектов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения модуля «Основы светской этики» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы светской этики» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты изучения модуля «Основы светской этики» таковы:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение в курс (1 ч). Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.
Раздел 2. Этика общения (4 ч). Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Раздел 3. Этикет (4 ч). Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Раздел 4. Этика человеческих отношений (4 ч). В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Раздел 5. Этика отношений в коллективе (4 ч). Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Раздел 6. Простые нравственные истины (4 ч). Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Раздел 7. Душа обязана трудиться (4 ч). Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Раздел 8. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч). Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Раздел 9. Судьба и Родина едины (5 ч). С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Количество и распределение контрольных уроков по темам
№ | Название раздела/темы | Кол-во часов, отводимых на изучение раздела/темы | Кол-во контрольных уроков и форма проведения контрольных работ | Проектная деятельность |
1 | Введение в курс | 1 | ||
2 | Этика общения | 4 | ||
3 | Этикет | 4 | 1- проверочная работа | |
4 | Этика человеческих отношений | 4 | ||
5 | Этика отношений в коллективе | 4 | 1 – проверочная работа | «Копилка лучшего во мне» |
6 | Простые нравственные истины | 4 | ||
7 | Душа обязана трудиться | 4 | 1 - проверочная работа | |
8 | Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 | ||
9 | Судьба и Родина едины | 5 | 1 –итоговая контрольная работа | «Замечательные уголки моей Родины» |
Итого: | 34 | 4 | 2 |
Тематическое планирование
№ урока | Содержание/тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Введение в курс (1 ч) | ||
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 |
Раздел 2. Этика общения (4 ч) | ||
2 | Добрым жить на свете веселей | 1 |
3 | Правила общения для всех | 1 |
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки | 1 |
5 | Каждый интересен | 1 |
Раздел 3. Этикет (4 ч) | ||
6 | Премудрости этикета | 1 |
7 | Красота этикета | 1 |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 |
9 | Чистый ручеёк нашей речи | 1 |
Раздел 4. Этика человеческих отношений (4 ч) | 1 | |
10 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 |
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 |
12 | Чувство Родины | 1 |
13 | Жизнь протекает среди людей | 1 |
Раздел 5. Этика отношений в коллективе (4 ч) | ||
14 | Чтобы быть коллективом | 1 |
15 | Коллектив начинается с меня | 1 |
16 | Мой класс – мои друзья | 1 |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 1 |
Раздел 6. Простые нравственные истины (4 ч) | ||
18 | Жизнь священна | 1 |
19 | Человек рождён для добра | 1 |
20 | Милосердие – закон жизни | 1 |
21 | Жить во благо себе и другим | 1 |
Раздел 7. Душа обязана трудиться (4 ч) | ||
22 | Следовать нравственной установке | 1 |
23 | Достойно жить среди людей | 1 |
24 | Уметь понять и простить | 1 |
25 | Простая этика поступков | 1 |
Раздел 8. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) | ||
26 | Общение и источники преодоления обид | 1 |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 |
28 | Доброте сопутствует терпение | 1 |
29 | Действия с приставкой «СО» | 1 |
Раздел 9. Судьба и Родина едины (5 ч) | ||
30 | С чего начинается Родина | 1 |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 |
33 | Человек – чело века | 1 |
34 | Слово, обращённое к тебе | 1 |
Учебно-методическая литература
- Шемшурина А. И. Основы этической культуры: кн. для учителя. — М., «Просвещение», 2015.
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. — Ч. 1, 2. — М., «Просвещение», 2014.
- Шемшурина А. И. Основы светской этики. 4 класс Методическое пособие — М., «Просвещение», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") к учебнику Студеникина М. Т. ...
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Общая характеристика учебного предмета. 2.Цели и задачи курса. 3.Описание места учеб...
Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на зна...
Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с...