Урок ОРКСЭ "Подвиг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ковалева Светлана Владимировна

 

 

                       На данном уроке продолжается знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к понятию «Подвиг».Дети узнают этимологию слова «подвиг»,сравнят смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник; познакомятся с понятием подвига, раскрывая смысл слова на основе примеров из жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы православной культуры

Тема: «Подвиг»

Цель урока: продолжить знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к понятию «Подвиг».

Задачи урока:

Образовательные: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник; познакомить учащихся с понятием подвига, раскрывая смысл слова на основе примеров из жизни.

Развивающие: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру; продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Воспитательные: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического); продолжать формировать чувство патриотизма, православных ценностей, воспитывать через примеры урока понятия «подвиг», «героизм».

Формируемые УУД

Личностные: ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция; умение работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли.

Оборудование: ПК, проектор, словари, плакат «Дерево Добра», конверты с цветами для групп.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

/Парты расставлены по группам – по 5 человек/

- Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, т.к. они шли от души.

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? (Как христианство пришло на Русь).

- Назовите князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси. (Князь Владимир)

- Когда это произошло? (в 988 году)

- Как в народе называли князя Владимира? (Владимир Красно Солнышко)

- Ну, а позднее князя Владимира стали считать святым.

3. Актуализация изученного.

/Работа в группах/

-Давайте вспомним понятия. (кроссворд – Приложение 1)

4. Определение темы и цели урока

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде?

- Какое место на уроке может занимать это понятие? (Это тема нашего урока)

- Какие цели мы можем поставить перед собой?

- Послушайте строки из стихотворения Алексея Хомякова и назовите в нём ключевое слово.

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе.

Высший подвиг в терпении,

Любви и мольбе.

4. Выявление места и причины затруднения

- Попробуйте растолковать значение этого слова. (ответы детей)

- Я согласна с вами, сколько людей, столько и мнений.

 - Мне кажется, что понятие «подвиг» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.

5.Исследовательская работа (работа в группах)

- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ».

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

ПОДВИГ – это:

  • беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-либо чувством;
  • самоотверженный, тяжёлый труд;
  • важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;
  • принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.

- Разберите слово «подвиг» по составу.

- А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш ряд однокоренных слов:

подвижник, подвижничество.

-Значит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

- Я предлагаю схему с основными вопросами: (Приложение 2)

- Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,

зачем это движение?

- И всякое ли движение является подвигом?

- Попробуем   найти ответы на эти   вопросы.

Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от неё. Не захват, а жертва.

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления. Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.

Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.

Человек поставил перед собой серьёзную и высокую цель. И ради её достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, учёные. И просто умные люди.

Жертва ради другого человека проявляется, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду – это тоже жертва.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания. Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.

Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот то движение, которое соответствует христианскому смыслу слова «подвиг». (Приложение 3)

Шла война.  В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что, арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.

Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни. (митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путём подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике:

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам:

«Бог есть Дух. Он не ест и не пьёт. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом закончилась.

Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и всё остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного. Когда подвижник посвящает всю свою жизнь Богу, т.е. живёт по законам Божиим, а не по своему хотению, Господь одаривает его святостью.

Нимбы золотые.

Ярок свет, что от нимбов идёт золотых,

И забвенье его не покроет.

Повнимательней всмотримся в лики святых –

Этих тьму победивших героев.

В их чертах ощущается внутренний лад,

Сочетанье смиренья и воли.

Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,

Весь отвага и собранность – Воин.

-Есть подвиги, которые люди совершают ради веры и, не раздумывая, отдают свою жизнь. Таким был подвиг Евгения Родионова. Этот воин был пограничником в Чечне. Он погиб в день своего рождения 23 мая 1996года, когда ему исполнилось 19 лет. Погиб, потому что отказался снять с груди православный крест. В родном поселке Евгения – Курилове – возрождён старинный храм в честь Вознесения Господня. Рядом - могила воина-мученика Евгения Родионова. 25 сентября 2010 года в городе Кузнецк Пензенской области был открыт и освящен памятник воину Евгению Родионову - бронзовая свеча, пламя которой обнимает держащего крест воина. Он установлен на территории 4-й школы, носящей имя Е. Родионова.

Послушайте евангельский рассказ про одну очень бедную вдову.

Однажды перед большим праздником Иисус Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Там было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета. На две лепты можно было купить одну хлебную лепёшку. По сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были очень малой суммой. Однако Иисус Христос сказал…

 - Обсудите в группах, что мог сказать Иисус.

/Работа продолжается 2-3 минуты. Далее учитель выслушивает ответы детей/.

-Ребята, интересно ли вам узнать, что на самом деле сказал Иисус?

«Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила…»

- Почему же так судил Господь?

Когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку — то при этом отбираем у себя часть наших благ. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось. То есть, важным является, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Бедная вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего. Почему и оказалась Господу её жертва более угодной, чем крупные жертвы богатых, — ведь вдова положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

-Как вы считаете, можно ли поступок вдовы назвать самопожертвованием?

-А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу?

-А ради кого вдова совершила свой подвиг?

- Я хочу рассказать вам об учителе Иване Каниди, который ценой своей жизни спасал детей в школе Беслана.

1 сентября 2004 года Иван Константинович вместе со всеми пришел на школьную линейку. Так он поступал уже многие годы, зная, что в школе его ждет любимая работа и ученики, которым спорт, несомненно, станет важным помощником в жизни. Он не мог и предположить, что у школы его ждет встреча не только с учениками и их родителями, но и с вооружёнными террористами. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, но Каниди остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек Каниди спас еще в первые минуты захвата заложников, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не кавказцы и не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв. Как всегда, окруженный детьми, он внушал им, что помощь придет, и этот ужас скоро закончится. Когда начался штурм, а в спортзале прозвучали взрывы, защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.

-Решите задачку из «Арифметики милосердия».

У Пети было 9 шариков, у Коли 1 шарик. Ребята дали двум плачущим малышам каждый по одному шарику. Кто больше отдал малышам? (дети отвечают)

Как вы считаете, почему в жертвенности не действуют правила простой арифметики? (дети отвечают)

Потому что при жертвенности творится вечное – добро. А вечное неизмеримо земными мерками, его нельзя пересчитать, измерить линейкой, взвесить на весах… Шарики лопнут рано или поздно, а сделанное добро останется навсегда в душе.

А как вы думаете, Петя поделится с Колей шариком? (дети отвечают)

Да, ведь Коля добрый мальчик.

-А можно ли совершить подвиг ради самого себя?

-Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - это добро. Давайте посадим дерево - Дерево Добра.

/На доске плакат с изображением дерева. У каждой группы конверт с 5 цветами с надписями: Я готов отказаться от __________________________

ради____________________________________________________________/

-Поднимите руки те, кто готов ради другого человека, ради ближнего, как записано в Евангелие, сделать что-то доброе, отказаться от своих интересов.

- Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это сделали. Запишите свои мысли на цветках.

/Дети обдумывают задание и записывают на цветках. Затем выходят к доске, прикрепляют цветок и читают то, что написали/.

-Посмотрите, как расцвело наше дерево Добра от ваших добрых слов, от ваших искренних желаний. Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви.

7. Итог урока

1. Назовите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

2. Слово подвиг связано только с военным временем?

3. Что такое эгоизм? (Привычка считать себя центром всего мира)

4. Выберите наиболее подходящее определение понятию эгоизм. (себялюбие)

5. Что противоположно эгоизму? (любовь)

6. Как можно назвать шаг от эгоизма к любви? (Подвиг)

Синквейн на тему «Подвиг»

1. Одно слово существительное - ПОДВИГ

2. Два прилагательных, раскрывающих тему

3. Три глагола, описывающих действие

4. Четыре слова (фраза), предложение, пословица

5. Одно слово, которое выражает главную мысль темы – существительное.

Пример синквейна:

ПОДВИГ

Мученический, беззаветный, героический

Совершать, жертвовать, погибать

Солдат погибает за свою Родину /Сам погибай – товарища выручай/.

Герой

8.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «От каких эгоистических привычек я хотел бы отказаться».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...