Урок по ОРКСЭ «Дружба и порядочность
статья по орксэ
Данный урок в образовательной программе 4 класса по светской этике.Раскрывает значение "дружба",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по ОРКСЭ | 46.54 КБ |
proektnaya_rabota.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс
Ф.И.О. Халидуллина Рамиля Адиповна
Предмет: ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»
Класс: 4
Тип урока: Урок открытия нового знания
Источники информации.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М. Просвещение, 2012 г.
- Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 г.
3. Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002 г, - 112с.
4. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982 г., -159 с.
5.Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004 г., - 112 с.
6.Максимова Т. Н. Классные часы 4 класс. Москва «Вако», 2009 г., - 208 с.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования. Игровые формы обучения в начальной школе.
Разработчик проекта:
Халидуллина Рамиля Адиповна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
с.Верхние Татышлы
Уфа,2019
Содержание:
Глава 1. Введение
1.1Актуальность.
1.2.1Задачи
Глава 2. Основная часть
2.1. Технология проблемного обучения
2.2. Технология проектного обучения
2.3 Информационно-коммуникационные технологии
2.4. Технологии игрового обучения
2.5.Технология критического мышления
Глава 3.Заключение.
4. Список литературы
Глава 1. Введение.
Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия. Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
- Актуальность.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
1.2. Задачи использования образовательных технологий:
• повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
• применить полученные знания на практике;
• определить эффективность современных педагогических технологий;
• повысить качество образования учеников.
Глава 2. Основная часть
Изучение ОРКСЭ в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать.
Можно выделить следующие современные педагогические технологии, которые чаще всего используются на роках ОРКСЭ:
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии игрового обучения;
технология критического мышления.
2.1Технология проблемного обучения:
Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.
2.2Технология проектного обучения:
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Задачи проектного обучения:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проект — это «пять П». Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио.
Этапы работы над проектом:
I этап: «Погружение» в проект.
II этап: Планирование деятельности.
III этап: Реализация плана действий.
IV этап: Подготовка к защите проекта.
V этап: Презентация проекта.
VI этап: Рефлексия
Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументированно и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.
2.3.Информационно-коммуникационные технологии:
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Практика показывает:
– дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
– формируется информационная культура школьников;
– расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия.
Работа с электронным пособием позволяет познакомить учащихся с высказываниями великих людей, рассказами и притчами, которые имеют большую нравственную ценность, встретиться с картинами великих художников. Есть возможность выбора задания по проверке изученного материала или использовать тесты и тренажёры по различным темам.
По каждой теме есть теоретический материал, статьи из словарей, иллюстрации, тренировочные упражнения и контрольные тесты. Выполняя тренировочные и контрольные упражнения, обучающиеся видят свой результат.
2.4.Технологии игрового обучения:
В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части;
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.
Примеры ролевых игр на уроках ОРКСЭ:
Игра «Учитель и ученик» при изучении раздела «Этика человеческих отношений»
Нужно воспроизвести беседу учителя с учеником, который нарушил дисциплину и сорвал урок.
Один из учеников играет подростка, а другой - учителя.
После проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку
Игра «Волшебная палочка» по теме «Этикет»
По очереди каждый участник игры выступает в роли волшебника, при этом подходит к другому и говорит: «Превращаю тебя в…, потому что…» и превратить другого во что угодно. Анализируя результаты, педагог получает представления о симпатиях и антипатиях в классе.
Ролевая игра «День рождения» по теме «Этикет»
Один из учащихся выступает в роли именинника, остальные – его гости. Задача именинника – организовать интересный разговор, игру и т.д. Задача гостей – вести себя таким образом, чтобы доставить удовольствие имениннику.
Игра «Помоги другому» по теме «Нравственный поступок»
Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.
Учитель распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.
Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.
Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.
2.5Технология критического мышления:
Одна из технологий, обеспечивающая деятельностный подход, является технология «критического мышления».
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии данной технологии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках ОРКСЭ.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
- 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.
- 2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
- лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
- при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
- оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Например: тема урока «Милосердие – закон жизни» (модуль «Светская этика»)
1. Подбор синонимов к слову милосердие
Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, альтруизм.
2. Подбор антонимов
Равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, эгоизм. В нашей теме заявлено еще одно слово – эгоизм. Как вы его понимаете? (найти в словаре).
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только те ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
Один из простых приёмов, позволяющий обучать умению задавать вопросы, – таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Этот приём может быть использован на любой стадии урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответ при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Например: при обсуждении притч в курсе «ОРКСЭ»:
- Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?
- Кого человек вправе назвать своим другом? Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?
Вопросы могут быть использованы для взаимоопроса. Это один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Прием «Ключевые слова» помогает осуществить стадию вызова на уроке.
По ключевым словам можно составить рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
- Вариант 1: отводится 5 минут на то, чтобы методом «мозговой атаки» дать общую трактовку этих терминов.
- Вариант 2: учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
Например, тема «Что такое светская этика». На доске написаны ключевые слова: добро, нравственность, атеист, эгоист, законопослушный, верующий, преступник, безнравственность, равнодушие.
Задание: Составить рассказ, используя ключевые слова.
Синквейн
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. К таким формам относится и синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- Первая строка - одно существительное, которое называет тему;
- Вторая строка – описание темы двумя прилагательными;
- Описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
- Синоним первого существительного, который повторяет суть темы.
Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
Дружба Настоящая, лживая. Создается, укрепляется, разрушается. Улей дружбой крепок Друг! | Семья Дорогая, крепкая. Заботится, уважает, понимает. Семья – моя крепость. Взаимопонимание. |
Глава 3.Заключение.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главных прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя пусть станут слова немецкого философа Канта: «Я знаю, что я мало знаю, но я знаю, где это можно найти…»
Работая с детьми, я пришла к выводу, что использование современных образовательных технологий в моей профессиональной деятельности необходимо, т. к. это даёт положительный результат:
-повышается общий уровень освоения основной образовательной программы;
-активно развиваются социально-коммуникативные навыки;
-я отмечаю развитие творческого, исследовательского и аналитического мышления у ребят младшего школьного возраста;
В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных образовательных технологий в воспитании и образовании младших школьников.
Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Список литературы
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.
- Гаранина О.М. «Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе».
- Салова А.Е. «Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку№14 ОРКСЭ "Дружба"
презентация поможет более полно раскрыть тему урока "ДРУЖБА"....
Урок по ОРКСЭ "Дружба"
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль светская этика....
Урок по ОРКСЭ "Дружба"
Научить детей дружить - самое главное в коллективе....
Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность" содержит сингапурские технологии, успешно реализованные в ходе урока....
Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...
Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...
Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", &qu...