Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Отраднова Диана Валерьевна

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_i_poryadochnost.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента: Отраднова Диана., 46 гр.

Класс: 4                                                                                                

Тема: «Дружба и порядочность»

Цели деятельности учителя: раскрыть значение понятий «дружба», «порядочность», «бескорыстие», «друг», «приятель», «товарищ» и учить детей жить в дружбе и согласии.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь четкое представление о понятиях «дружба» и «порядочность»;

- разовьют способность давать анализ своим действиям и действиям товарищей.

 

Личностные:

-научиться искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, раздаточный материал.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Валерьевна. Присаживайтесь. Сядьте правильно и красиво, мы начинаем наш урок.

Приветствовать учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, беседа.

Практический: работа в группах

10 мин

Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»   «Дружба крепкая не сломается …»

- Какое слово чаще всего встречается в этой песне?

(Дружба, друг)

- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

(Ответы детей)

Какую цель можем поставить?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

- А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?

(Ответы детей)

- Молодцы! Давайте прочитаем определение, которое дано на экране.

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Работа в группах.

- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы детей)

- Работая в группах, подберите  по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке:  

Д -

Р -

У -

Ж -

Б -

А -

Детям раздаются большие листы с написанным словом «дружба», слова пишут фломастером /маркером. Получившиеся записи вывешиваем на доску.  

Возможный вариант:

Д – доверие, доброта

Р – радость, равноправие, радушие

У – уважение, уверенность

Ж – желание

Б – борьба

А – активность

Итак, ребята, Какой мы сделаем вывод?  (Дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.)

Формулировать тему урока

Читать определение

Работать в группах

Писать слова на листочках

Делать выводы о проделанной работе

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ».

Работа в группах.  

6 мин

 - Каждый ли человек умеет быть другом? (Ответы детей)Мы уже знаем какими качествами должен обладать друг.  (Ответы детей) (Возможные варианты ответов: Друг должен быть: честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)

- Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде? (бескорыстным)

-Молодцы! Давайте прочитаем определение на экране.

- А как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде? (порядочность)

Слова записать на доску или вывести на слайд.

- Одинаковы ли эти слова по смыслу?

(Да)

- А по значению?

(Нет)

- Узнаем значение этих слов в словаре.

Работа в группах.  Вам нужно найти значение своего слова, затем выйти одному из представителей от группы, и рассказать, и пояснить, что вы нашли.

Каждая группа ищет значение своего слова.

Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

Обсуждать

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение

Работать в группах

 

Искать значение слов

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

Р: принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке

  1. Открытие нового знания

Словесный: беседа, рассказ.

Работа с поговорками

Динамическая пауза

8-9  мин

2 мин

5 мин

 Собери поговорки из отдельных слов.

 -Какие поговорки получились?

«Друзья  - не разлей вода»

«Дружба до первого дождя»  

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Обратим внимание на последнюю поговорку.

- Когда так говорят?

Есть легенда, которая объясняет возникновение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Предлагаю её послушать.

Легенда

      К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?    

- Ребята, как вы думаете, какой выбор был сделан?

(Ответы детей) Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.                                                     – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.   А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В результате обсуждения дети приходят к выводу:

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Видео

Фронтальная работа

- Все ли качества человека помогают в дружбе?

(Ответы детей)

-Давайте на экране прочитаем качества, которые мешают и помогают дружбе. Каких качеств вам больше всего хочется иметь в вашем друге?

 - Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.

Собирать поговорки

Высказывать свое мнение

Слушать легенду

Повторяют движения за учителем

Выполняют задание

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

  1. Итог урока. Заключение. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

6-7 мин

- Давайте вернёмся к началу нашего урока.

- Какова  тема  нашего урока?

- Что такое дружба?

- Существуют ли правила дружбы?

(Ответы детей)

- Давайте составим правила дружбы.

(Ответы детей)

- Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы учебника.

(1 ученик читает памятку)

- Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.

- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятку дружбы», которую вы можете повесить в своем классе.

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как нужно общаться с друзьями? Чего избегать?

Высказывания ребят (по желанию)

Я научился (ась)…

Я понял (а)…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Анализируют свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Дружба

Цель урока – создать условия  по осмыслению понятий: доброжелательные отношения, дружба.Задачи:  - создать условия  для работы в микрогруппах  при работе с текстом (анал...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

в конспекте рассмотрен вопрос дружбы между детьми, взяты примеры из классических произведений...

Конспект урока по ОРКСЭ. "Дружба"

Конспек урока по ОРКСЭ "Дружба"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Через обсуждение поступков даётся представление о дружбе, дети учатся выявлять мотив поступка и давать ему оценку с  позиции нравственного смысла. На уроке развивается мышление, память, воспитыва...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Урок ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема "Дружба"...

Урок по ОРКСЭ «Дружба и порядочность

Данный урок в образовательной программе 4  класса по светской этике.Раскрывает значение "дружба","друг"....

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", &qu...