Урок по ОРКСЭ "Красота этикета"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Ребята знакомились с правилами поведения за столом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_etiketa.doc | 36 КБ |
krasota_etiketa.pptx | 939.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Красота этикета.
Цель урока: Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи урока:
развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о правилах этикета.
- Объясните смысл высказывания, используя учебник:
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Проверка д/з
- что такое этикет? (ответы детей).
(рассказать об этикете, где нашли материал)
-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
- Беседа по теме:
Из какого языка пришло к нам слово «этикет?»
«Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны. Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:
«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVIII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке мы живём по общим правилам цивилизованного этикета.
Этикет бывает речевой, столовый, религиозный, повседневный, дипломатический, праздничный, служебный.
Этикет внешнего вида.
В настоящее время в школах введена форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.
Работа по учебнику: выписать определение этикета.
В чем заключаются правила этикета? (в соблюдении принятого порядка в различных ситуациях)
- Какие правила хороших манер вы знаете? (ответы детей)
Работа в группах: а) объяснить ситуации
б) обыграть ситуации
Собрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета:
Чего в другом не любишь, (того и сам не делай).
Береги платье снову, (а честь смолоду).
Не думай быть нарядным, (а думай быть опрятным).
Не дорог подарок – (дорога любовь).
По одежде не суди – (по делам гляди).
Слово – серебро, (молчание – золото).
Встречают по одежке, (провожают по уму).
Подведение итогов. Домашнее задание.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
Дома вы выполните следующее домашнее задание:
Задания учебника : с. 34-37, т.з.№1
Рефлексия.
На уроке я узнал…
Мне было интересно…
Мне понравилось…
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться».
(Блез Паскаль, французский философ, физик, математик)
Для работы в группах
Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях?
Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?
Что вы ответите, если у вас попросят извинения? (Пожалуйста, ничего страшного)
Если вы звоните другу, а трубку берёт его мама, она вас ещё не знает. Как вы будете с ней разговаривать?
Если потребуется сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шёпотом на ухо?
Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу?
Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка. Опишите, как вы будете есть. ( в правой руке – нож, в левой вилка)
Как правильно есть овощи, положенные на тарелку?(разделить на части вилкой или ножом, не делать пюре)
Расскажите и покажите, как пользоваться бумажными и матерчатыми салфетками?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Дж. Свифт
Красота этикета
Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха . “ Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...”.
При Петре I для молодых дворян была издана книга «Юности честное зерцало»
В 21 веке люди живут по общим правилам цивилизованного этикета
Мне стало ясно… Я поняла… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнала…
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "Учимся договариваться"- комбинированные уроки риторики и этикета
Уроки риторики и этикета в начальной школе. 1-4 класс. Планирование.цели и задачи преподавания.Логика построения материала.Структура уроков....
Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"...
Конспект урока по теме «Этикет»
Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...