Внеклассное мероприятие по основам религиозных культур и светской этики на тему "Добро и зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Герок Любовь Викторовна

Мероприятие способствует формированию этических и культурных ценностей у обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

ТЕМА: «ДОБРО И ЗЛО»

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Автор:

Герок Любовь Викторовна – учитель начальных классов

г.Нерюнгри

2014

Цель: формирование этических и культурных ценностей  у обучающихся. Задачи: способствовать развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, коммуникативной культуры.

УУД

Предметные:

  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; учить разграничивать данные понятия, понимать последствия добрых и злых поступков;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Регулятивные:

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные:

  • формировать познавательный интерес к предмету; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные:

  • формирование потребности совершать добрые поступки, развитие этических чувств как регуляторов морального  поведения;
  • давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности

Метапредметные:

  • приобретение опыта коммуникативной деятельности;
  • расширять и уточнять представления о положительных качествах;
  • совершенствовать навыки работы с текстом.

Оборудование: ноутбук, телевизор, доска, карточки с ребусами, жетоны-фигурки, карточки для «Конструктора пословиц», макет «Островка добра».

Форма урока: беседа с элементами практической деятельности с использованием игровых приёмов.

  1. Орг. момент «Приветствие»

Дети, входя в класс, берут у учителя смайлики какого-либо цвета и садятся в круг.

У. А сейчас давайте на минутку закроем глаза и подумаем о чём-нибудь очень хорошем. А теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу (обязательно от души). Когда вы улыбаетесь, ваши лица светятся счастьем, добротой. А значит, здесь собрались добрые люди.

У. При входе вы все выбрали смайлик определённого цвета и сейчас мы разделимся на группы по цвету смайлика.

  1. Ход занятия.

  1. Постановка цели.

У. Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

У. О чём эта притча?

Д. О добре и зле.

У. Вы очень внимательны, мы действительно будем говорить о добре и зле. Добро и зло существовали на земле во все времена (Слайд 1). Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.

Д. Мы каждый день встречаемся с тобой,

Один – хороший, добрый, а другой – плохой и злой.

И каждый день мы перед выбором стоим

Как нам соединиться стать одним?

Д. Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма,

Мы не похожи, как лето и зима,

В одном тихонько светит радость, и искрится смех,

В другом – вскипает ярость, превращаясь в грех.

Д. И целым нам не стать, хоть мы одно,

Как целым стать не могут волны верхушка и илистое дно.

И иногда, друг перед другом мы стоя,

Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.

У. Поэтому люди творят и добрые дела, и злые. Наверное, это потому, что бывает трудно иногда отличить добро от зла.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться в этих понятиях. (За правильно выполненное задание  каждой группе будут даваться фигурки из бумаги солнышко, цветок, дерево, домик, фигурки людей и др.)

  1. «Что такое Добро и Зло?» (Приложение 1)

У. Разгадайте ребусы и определите, к какой категории относятся слова-отгадки. Карточки с ребусами «Приложение 1» (Слайд 2)

Проверка по экрану.

У. Все ребусы разгаданы верно, группы получают по фигурке.

Посмотрите, на экране появились ещё слова. Сейчас вам предстоит проанализировать ситуацию, определить проявление добра и зла и подобрать  соответствующее понятие. (Каждая группа поочерёдно читает ситуацию) (Слайд 3-6)

Отнять у младшего деньги.  Это…(насилие).

Помочь старушке перейти дорогу. Это…(милосердие).

Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).

Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).

Помочь однокласснику в учебе.  Это…(доброта).

Помирить поссорившихся друзей.  Это…(участие).

Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).

Помочь маме в домашних делах.  Это…(забота).

Отвести домой заболевшего друга. Это… (сострадание).

Задание выполнено верно, группы получают фигурки.

Сделайте вывод: закончите предложения «Добро – это…», «Зло – это…»

Вывод появляется на экране (Слайд 7, 8).

«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

«Добру противостоит зло. Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

  1. «Конструктор пословиц»  

У. С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Д. Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни - верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.

- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?

У. Следующее задание:  составьте пословицы из отдельных частей.  (Каждая группа получает карточки с частями пословиц.)

 Делай другим добро –

будешь и сам без беды.

Жизнь дана

тому и жизнь мила.

Кто любит добрые дела,

на добрые дела.

Доброе слово лечит,

а злое калечит.

Добро помни, а

что дождь в засуху

Что посеешь, то и

пожнёшь.

За добро

зло забывай.

Худо тому, кто

добра не делает никому.

Доброе слово человеку,

добром платим.

Проверка (Слайд 9)

У. Вы все справились с заданием, значит, группы получают еще по одной фигурке.

  1. Физкультминутка - игра. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если герой добрый – вы хлопаете в ладоши, если герой злой – вы приседаете
  • Дуремар
  • Лунтик
  • Баба-Яга
  • Нехочуха
  • Кощей Бессмертный
  • Илья Муромец
  • Соловей Разбойник
  • Елисей
  • Шапокляк
  • Чебурашка
  • Карабас Барабас
  • Мальвина
  • Снежная Королева
  • Гингема
  • Элли
  • Бастинда
  • Герда
  • Страшила
  • Железный Дровосек

  1. «Правила доброты» (Слайд 9)

У.  Чтобы добро побеждало зло, каждый человек должен придерживаться определённых правил доброты. Помогите мне их сформулировать. (Дети заканчивают предложение словом-антонимом)

Попробуй не наступить, а …(уступить).

Не захватить, а …(отдать).

Не кулак показать, а протянуть …(ладонь)

Не спрятать, а …(поделиться).

Не кричать, а …(выслушать).

Не разорвать, а …(склеить).

У. Задание выполнено, группы получают по фигурке.

  1. Коллективная творческая работа

В жизни каждый человек должен оставить после себя что-то хорошее. Древние мудрецы говорили: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем что-то хорошее: заселим наш необитаемый остров.

Разместите ваши фигурки на острове.

- Как назовём нашу картину? «Островок добра»)

- Хотелось бы вам стать жителями этого острова?

- Почему?

  1. Итог

- Какие нравственные понятия мы сегодня обсуждали на занятии?

– Как вы считаете, мы смогли разобраться в понятиях «добро» и «зло»?

  1. Рефлексия

С помощью смайлика оцените своё настроение на занятии:

а) отлично б) хорошо в) скучно

  1. Домашнее задание.

Подготовить рисунки на тему «Доброта твоей души»

Приложение 1

Изображение 36 из 94 из ПРОДУКЦИЯ КОМПАНИИ МЭРИ КЭЙЛучшие Анимации, анимашки Сердечки скачать бесплатно. - 23 May 2013 - Blog - Faigrunrira

                        Силиконовый штамп "Соска" /Декор / ДекорияFresh Green Feaf Drops - JoBSPapa.comНитки: характеристики, виды, использование

          раскраски Ездить на лошади , раскраска Ездить на лошади , раскраски для печати Ездить на лошадиФигуры по 50 руб. - Flexmetal

Приложение 2

Делай другим добро –

будешь и сам без беды.

Жизнь дана

тому и жизнь мила.

Кто любит добрые дела,

на добрые дела.

Доброе слово лечит,

а злое калечит.

Добро помни, а

что дождь в засуху

Что посеешь, то и

пожнёшь.

За добро

зло забывай.

Худо тому, кто

добра не делает никому.

Доброе слово человеку,

добром платим.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет.    Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...