Мастер-класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Мастер – класс

«Игровая деятельность на уроках светской этики».

Учитель начальных классов МБОУ « Копьёвская ССОШ».

Торгашина Елена Юрьевна

Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто на уроке предпочитаем игре -  серьезную дидактику.

Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому я считаю ,что игровая деятельность является способом положительной мотивации учения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Игровая деятельность на уроках светской этики».

Учитель начальных классов МБОУ « Копьёвская ССОШ».

Торгашина Елена Юрьевна

Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто на уроке предпочитаем игре -  серьезную дидактику.

Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому я считаю ,что игровая деятельность является способом положительной мотивации учения младших школьников.

Чтобы нам с вами было легче общаться, давайте познакомимся. А для этого начнём наш мастер-класс с упражнения-игры

«Поздоровайся локтями». Дети, а в данном случае вы, уважаемые коллеги, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать своё имя , сказать доброе слово соседу. Такая забавная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Можно использовать приём

«Поздоровайся глазами» или « Поздоровайся носами».

Мы с вами познакомились, получили от этого много положительных эмоций.

Надеюсь на помощь и сотрудничество, приглашаю к совместной работе.

Рефлексия « Ёлочка ожиданий»

Когда мы приходим на мастер-класс или какое-то другое мероприятие, всегда хотим узнать что-то новое, интересное. Поэтому я прошу вас написать свои ожидания, чего вы ждёте от сегодняшней встречи. А сделаете это на ёлочных шарах, которые лежат на ваших столах.

Предполагаемые ожидания.

1. Познакомиться с опытом других учителей.

2. Узнать новое

3. Увидеть интересные методические приёмы.

4. Пообщаться с коллегами.

5. Приятно провести время.

6. Обменяться опытом.

7. Приобрести методические разработки.

8. Другое

Сегодня я с вами поделюсь опытом из своей практики , расскажу, какие игры использую , которые способствуют эффективной работе учащихся.

 По характеру игровой методики выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины, интервью, сочинения, эссе, составление словаря – глоссария, создание галереи образов и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).  Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой».  Творческие игры можно применять на любом этапе урока. При создании проблемной ситуации использовать игру «Расшифруй слово», игру «Ассоциации» - при объяснении нового материала , закреплении и рефлексии. Кроссворды, пословицы, поговорки можно применять на разных этапах урока. Итог урока можно подвести, используя игровые приемы «Древо Впечатлений», «Синквейн», «Кластер», «Снежный ком», « Из уст в уста», «Найди ошибки», «Реставрация» и другие.


 

Для создания атмосферы раскрепощенного общения на занятии можно использовать игру «Журналист» : учащиеся выступают в роли журналистов , которые берут интервью по обсуждаемой  проблеме.

Так, по теме «Семейные традиции» можно применить игру «Строим семью» (учащиеся   по кирпичикам строят крепкую и дружную семью). Какие кирпичи нам понадобятся? ( любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь и т.д.). Закрыли крышей ( это защита) и через трубу выгнали всё то, что может её разрушить.


 

Игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение, оздоровление.

Для создание климата доброжелательных отношений провожу игру «Ручеёк» ( можно провести на уроке по теме «Россия – Родина моя»)

  Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным. После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ( в конце мастер-класса раздать присутствующим распечатки с данными играми) :

 Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.  (Можно включить красивую, приятную мелодию).

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуй, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью.  Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Садитесь на свои места, сохраняя это настроение. 

Игра  «Да – нет».

Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете правильной, то поднимаете руку. Если, по  - вашему, эта форма неудобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.

- Умение внимательно слушать и слышать.

- Перебивание друг друга, нетерпение.

- Благожелательность.

- Осуждение, критика.

- Похвала, согласие с правом других на своё мнение.

- Поддержка.

- Оскорбление, обзывание.

- Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.

- Утешение, подбадривание.

- Осуждение, критика.

- Обвинения, упрёки, угрозы в адрес другого человека.

 

 

Игра «Дружные пальцы». 

Ребята, представьте, что ваши пальцы поссорились и нее хотят работать вместе. Попробуйте с помощью одного пальца застегнуть пуговицу, нарисовать круг или квадрат.

Повторить эти действия с помощью двух, трёх и всех пальцев.

Трудно работать, когда одни пальцы не помогают другим! Вот так и в жизни получается, что одному очень трудно справиться со своим горем, трудностями, проблемами.

 

 Игра «Думаем о Родине». 

Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребёнку. Нужно сориентироваться в ситуациях: в названном поступке проявляется или нет забота и любовь к людям, к Родине.

Вопросы – ситуации:

- Человек сажает возле своего дома деревья.

- Человек вернулся из леса с букетом ландышей.

- Туристы срубили молодое деревце для костра.

- Человек выбросил мусор в канаву возле своего дома.

- После отдыха туристы весь свой мусор собрали и взяли с собой.

- Девочка уступила в транспорте место пожилому мужчине

 

Игра «Топаем – хлопаем».

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

?      Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

?      Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

?      Старшие ученики обижают младших.

?      Ученики дарят цветы учительнице.

?      Ребёнок помогает маме в работе по дому.

?      Отнять у младшего деньги. 

?      Ударить ногой собаку.

?      Помочь однокласснику в учебе.

?      Помирить поссорившихся друзей.

?      Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

?      Отвести домой заболевшего друга.

 

Тестирование. Тест «Да – нет».

Христианская религия учит, что православие важнее других религий. (Нет).

Христианство и православие – разные религии. (Нет).

Бог создал мир за шесть дней. (Да).

Бог создал человека по образу и подобию своему. (Да).

Бог создал человека зависимым от Своей воли. (Нет).

Евангелие – часть Библии. (Да).

Материальная культура выше духовной. (Нет).

Апостолы – ученики Христа. (Да).

Молитва – обращение к Богу. (Да).

Главное учение Христа: возлюби Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас. (Да).


Такие игры дают и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствуют формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердия. А так же помогают лучше усваивать изучаемый на уроке материал.

Имитационная игра со взрослыми.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, согласны? Представьте, что вы очутились на другой планете и превратились в жителей её стран. А помогут превращению кружочки разного цвета, которые я вам раздам.

Послушайте сказку.

На одной планете, у которой не было названия, было всего четыре страны: Синяя, Желтая страна, Красная и Зелёная страна. В Синей стране было всё синего цвета: синие дома, синие цветы, деревья, тротуары. И даже люди были синего цвета. В Жёлтой стране всё было желтого цвета: небо, дороги, луга и поля. В Красной стране всё было красного цвета, даже крокодилы. В Зелёной стране , как вы уже догадались, всё было зелёным.

Дети в этих странах рождались цветными, но и они, и их мамы, папы, дедушки и бабушки очень любили свою страну, а значит, любили цвет своей кожи.

На лозунгах, плакатах каждой страны было написано: « Жёлтый цвет – самый лучший!», « Ура зелёному цвету!», « Красный цвет - самый главный!», « Да здравствует синий цвет!» В каждой стране жители говорили только о своём цвете и прославляли его в песнях. Жили так страны довольно долго. Границы стран категорически запрещалось нарушать. Однажды одному смелому мальчику очень захотелось знать, как живут люди в других странах, какие песни поют, в какие игры играют. Нам ведь тоже интересно знать, как живут жители цветных стран? Давайте заглянем в каждую страну и посмотрим, чем занимаются дети. С помощью мимики и жестов одни ученики показывают, чем занимаются жители их страны, а другие отгадывают.

Были ли одинаковые действия у жителей цветных стран? Какие? Смелый мальчик задумался: « Может быть, мы не такие уж и разные?» Он решил проверить своё предположение. Давайте мы тоже проверим это в ходе игры « Встаньте те, кто…»

- Встаньте те, кто сегодня умывался,

- Встаньте те, кто сегодня завтракал.

- Встаньте те, кто сегодня в юбке.

- Встаньте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Оказывается у нас много общего. Мальчик стал присматриваться к жителям разноцветных стран. Давайте и мы присмотримся друг к другу.

У всех есть голова, руки, ноги, только другого цвета. Так же смеялись ( если было смешно), так же плакали ( если было грустно). Мальчику было всё равно, какого они цвета. Главное - с ними можно играть, петь, танцевать. Дети решили подружиться с жителями соседних стран и подарить каждой стране чуть - чуть своего цвета. Давайте мы тоже обменяемся своими кружочками. Когда цвета перемешались, то все увидели, какой разноцветной и красивой стала их планета, а помогла им в этом дружба.

С тех пор планета стала называться планетой друзей и жители стран стали очень дружны.

Я надеюсь, между учениками нашего класса будет всегда взаимопонимание , и мы будем дружить друг с другом.

Я думаю, данная игра прекрасно подойдёт для урока по теме « Дружба», или когда учащиеся знакомятся с понятием «толерантность».

  IV. Рефлексия.

Давайте вспомним о наших замечательных игрушках, на которых вы, уважаемые коллеги записывали свои ожидания. Если оправдались ваши ожидания - вы украшаете ёлочку.

Кто недостаточно получил сведений, кто остался в сомнениях , тот сделает сугроб из ёлочных игрушек.

В заключение нашего  мастер – класса я бы хотела вспомнить китайскую пословицу : «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» . А я бы перефразировала: «Поиграй со мной – и я запомню это навсегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...