Мастер-класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Мастер – класс
«Игровая деятельность на уроках светской этики».
Учитель начальных классов МБОУ « Копьёвская ССОШ».
Торгашина Елена Юрьевна
Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто на уроке предпочитаем игре - серьезную дидактику.
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому я считаю ,что игровая деятельность является способом положительной мотивации учения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_torgashinoy_e.yu_._kopyovskaya_selskaya_sosh.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Игровая деятельность на уроках светской этики».
Учитель начальных классов МБОУ « Копьёвская ССОШ».
Торгашина Елена Юрьевна
Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто на уроке предпочитаем игре - серьезную дидактику.
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому я считаю ,что игровая деятельность является способом положительной мотивации учения младших школьников.
Чтобы нам с вами было легче общаться, давайте познакомимся. А для этого начнём наш мастер-класс с упражнения-игры
«Поздоровайся локтями». Дети, а в данном случае вы, уважаемые коллеги, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать своё имя , сказать доброе слово соседу. Такая забавная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Можно использовать приём
«Поздоровайся глазами» или « Поздоровайся носами».
Мы с вами познакомились, получили от этого много положительных эмоций.
Надеюсь на помощь и сотрудничество, приглашаю к совместной работе.
Рефлексия « Ёлочка ожиданий»
Когда мы приходим на мастер-класс или какое-то другое мероприятие, всегда хотим узнать что-то новое, интересное. Поэтому я прошу вас написать свои ожидания, чего вы ждёте от сегодняшней встречи. А сделаете это на ёлочных шарах, которые лежат на ваших столах.
Предполагаемые ожидания.
1. Познакомиться с опытом других учителей.
2. Узнать новое
3. Увидеть интересные методические приёмы.
4. Пообщаться с коллегами.
5. Приятно провести время.
6. Обменяться опытом.
7. Приобрести методические разработки.
8. Другое
Сегодня я с вами поделюсь опытом из своей практики , расскажу, какие игры использую , которые способствуют эффективной работе учащихся.
По характеру игровой методики выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины, интервью, сочинения, эссе, составление словаря – глоссария, создание галереи образов и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой». Творческие игры можно применять на любом этапе урока. При создании проблемной ситуации использовать игру «Расшифруй слово», игру «Ассоциации» - при объяснении нового материала , закреплении и рефлексии. Кроссворды, пословицы, поговорки можно применять на разных этапах урока. Итог урока можно подвести, используя игровые приемы «Древо Впечатлений», «Синквейн», «Кластер», «Снежный ком», « Из уст в уста», «Найди ошибки», «Реставрация» и другие.
Для создания атмосферы раскрепощенного общения на занятии можно использовать игру «Журналист» : учащиеся выступают в роли журналистов , которые берут интервью по обсуждаемой проблеме.
Так, по теме «Семейные традиции» можно применить игру «Строим семью» (учащиеся по кирпичикам строят крепкую и дружную семью). Какие кирпичи нам понадобятся? ( любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь и т.д.). Закрыли крышей ( это защита) и через трубу выгнали всё то, что может её разрушить.
Игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение, оздоровление.
Для создание климата доброжелательных отношений провожу игру «Ручеёк» ( можно провести на уроке по теме «Россия – Родина моя»)
Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным. После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ( в конце мастер-класса раздать присутствующим распечатки с данными играми) :
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуй, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.
Игра «Да – нет».
Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете правильной, то поднимаете руку. Если, по - вашему, эта форма неудобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.
- Умение внимательно слушать и слышать.
- Перебивание друг друга, нетерпение.
- Благожелательность.
- Осуждение, критика.
- Похвала, согласие с правом других на своё мнение.
- Поддержка.
- Оскорбление, обзывание.
- Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.
- Утешение, подбадривание.
- Осуждение, критика.
- Обвинения, упрёки, угрозы в адрес другого человека.
Игра «Дружные пальцы».
Ребята, представьте, что ваши пальцы поссорились и нее хотят работать вместе. Попробуйте с помощью одного пальца застегнуть пуговицу, нарисовать круг или квадрат.
Повторить эти действия с помощью двух, трёх и всех пальцев.
Трудно работать, когда одни пальцы не помогают другим! Вот так и в жизни получается, что одному очень трудно справиться со своим горем, трудностями, проблемами.
Игра «Думаем о Родине».
Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребёнку. Нужно сориентироваться в ситуациях: в названном поступке проявляется или нет забота и любовь к людям, к Родине.
Вопросы – ситуации:
- Человек сажает возле своего дома деревья.
- Человек вернулся из леса с букетом ландышей.
- Туристы срубили молодое деревце для костра.
- Человек выбросил мусор в канаву возле своего дома.
- После отдыха туристы весь свой мусор собрали и взяли с собой.
- Девочка уступила в транспорте место пожилому мужчине
Игра «Топаем – хлопаем».
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.
? Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
? Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
? Старшие ученики обижают младших.
? Ученики дарят цветы учительнице.
? Ребёнок помогает маме в работе по дому.
? Отнять у младшего деньги.
? Ударить ногой собаку.
? Помочь однокласснику в учебе.
? Помирить поссорившихся друзей.
? Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
? Отвести домой заболевшего друга.
Тестирование. Тест «Да – нет».
Христианская религия учит, что православие важнее других религий. (Нет).
Христианство и православие – разные религии. (Нет).
Бог создал мир за шесть дней. (Да).
Бог создал человека по образу и подобию своему. (Да).
Бог создал человека зависимым от Своей воли. (Нет).
Евангелие – часть Библии. (Да).
Материальная культура выше духовной. (Нет).
Апостолы – ученики Христа. (Да).
Молитва – обращение к Богу. (Да).
Главное учение Христа: возлюби Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас. (Да).
Такие игры дают и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствуют формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердия. А так же помогают лучше усваивать изучаемый на уроке материал.
Имитационная игра со взрослыми.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, согласны? Представьте, что вы очутились на другой планете и превратились в жителей её стран. А помогут превращению кружочки разного цвета, которые я вам раздам.
Послушайте сказку.
На одной планете, у которой не было названия, было всего четыре страны: Синяя, Желтая страна, Красная и Зелёная страна. В Синей стране было всё синего цвета: синие дома, синие цветы, деревья, тротуары. И даже люди были синего цвета. В Жёлтой стране всё было желтого цвета: небо, дороги, луга и поля. В Красной стране всё было красного цвета, даже крокодилы. В Зелёной стране , как вы уже догадались, всё было зелёным.
Дети в этих странах рождались цветными, но и они, и их мамы, папы, дедушки и бабушки очень любили свою страну, а значит, любили цвет своей кожи.
На лозунгах, плакатах каждой страны было написано: « Жёлтый цвет – самый лучший!», « Ура зелёному цвету!», « Красный цвет - самый главный!», « Да здравствует синий цвет!» В каждой стране жители говорили только о своём цвете и прославляли его в песнях. Жили так страны довольно долго. Границы стран категорически запрещалось нарушать. Однажды одному смелому мальчику очень захотелось знать, как живут люди в других странах, какие песни поют, в какие игры играют. Нам ведь тоже интересно знать, как живут жители цветных стран? Давайте заглянем в каждую страну и посмотрим, чем занимаются дети. С помощью мимики и жестов одни ученики показывают, чем занимаются жители их страны, а другие отгадывают.
Были ли одинаковые действия у жителей цветных стран? Какие? Смелый мальчик задумался: « Может быть, мы не такие уж и разные?» Он решил проверить своё предположение. Давайте мы тоже проверим это в ходе игры « Встаньте те, кто…»
- Встаньте те, кто сегодня умывался,
- Встаньте те, кто сегодня завтракал.
- Встаньте те, кто сегодня в юбке.
- Встаньте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Оказывается у нас много общего. Мальчик стал присматриваться к жителям разноцветных стран. Давайте и мы присмотримся друг к другу.
У всех есть голова, руки, ноги, только другого цвета. Так же смеялись ( если было смешно), так же плакали ( если было грустно). Мальчику было всё равно, какого они цвета. Главное - с ними можно играть, петь, танцевать. Дети решили подружиться с жителями соседних стран и подарить каждой стране чуть - чуть своего цвета. Давайте мы тоже обменяемся своими кружочками. Когда цвета перемешались, то все увидели, какой разноцветной и красивой стала их планета, а помогла им в этом дружба.
С тех пор планета стала называться планетой друзей и жители стран стали очень дружны.
Я надеюсь, между учениками нашего класса будет всегда взаимопонимание , и мы будем дружить друг с другом.
Я думаю, данная игра прекрасно подойдёт для урока по теме « Дружба», или когда учащиеся знакомятся с понятием «толерантность».
IV. Рефлексия.
Давайте вспомним о наших замечательных игрушках, на которых вы, уважаемые коллеги записывали свои ожидания. Если оправдались ваши ожидания - вы украшаете ёлочку.
Кто недостаточно получил сведений, кто остался в сомнениях , тот сделает сугроб из ёлочных игрушек.
В заключение нашего мастер – класса я бы хотела вспомнить китайскую пословицу : «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» . А я бы перефразировала: «Поиграй со мной – и я запомню это навсегда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...