Технологическая карта по ОРКСЭ
план-конспект по орксэ

Фельк Татьяна Юрьевна

Тема урока "Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_-_.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока.  

Ф.И.О.  Фельк Т.Ю.
Предмет:  Основы православной культуры
Класс:  4
Тип урока: открытие нового знания

Тема

 Храм

Цель

 Познакомить учащихся с устройством православного храма и   традициями поведения в нем

Задачи

Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Воспитательные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

УУД

  • ЛичностныеУУД:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Проявлять интерес к изучению темы.

Формировать умение высказывать своё мнение.

  •  Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

  •  Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

слушать и понимать речь других;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной  информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Планируемые результаты

Предметные: Представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества

Личностные: Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России

Метапредметные:

 Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Основные понятия

 Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты.

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технология

 технология деятельностного метода

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

 

Деятельность

 учителя

 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 

Планируемые результаты

Предметные

 

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

1.Мотивация к учебной деятельности.

 Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Психологический настрой к учебной деятельности.

Слушание аудиозаписи.

Ответы детей  (фронтальная работа)

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

Включается

Аудиозапись

колокольного звона.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

(Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.)

- Сейчас вы, ребята, слышите колокольный звон. С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и в праздники и в будни, в дни радости и тревоги. Вслушайтесь. Что вы представляете, когда слышите этот звон?

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма.

Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как  вести себя в нём».

Принятие проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная беседа:

  • Как вы понимаете слово «храм»?
  • Кто из вас был хоть раз в православном храме?
  • Зачем вы туда ходили?
  • Как вы там себя вели?

Определение  обучающей  задачи для данного урока.

- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

Уметь  называть изученные понятия

Регулятивные УУД

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.  

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом.

Работа со словарем, толкование слов

 Работа с понятием «храм».

- Составьте и запишите два предложения со словом «храм».

-  Предлагается  записать определение «храма» из словаря. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Уметь находить определение слов

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа в группах.

Используют для своего выступления диск «Основы православной культуры, урок «Храм», интерактивные модели.

Используют материал учебника

стр. 48-51, иллюстрации.

Используя свои знания, учебный материал, интернет-ресурсы, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма.

Используя Интернет-ресурсы, учебник, плакаты подобрать изображения храмов.

Предлагает прочитать текст  в учебнике.

Распределение на группы

Первая группа: «Экскурсия  по  храму».

Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма  (внутреннее строение, назначение частей)

 

Вторая группа: Работа с понятийным аппаратом.

Задача: объяснить понятия - Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило икона, священник, паникадило.

Третья группа:  Правила  церковного этикета.

Задача: разработать правила поведения в православном храме.

Четвёртая группа: Русские храмы.

Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, сравнить их архитектурное устройство.

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились  в семье каждого ученика.

Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;

 выделение существенных и несущественных признаков;

поиск и синтез  необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Использование  речевых средств  для решения коммуникативных задач, построение  высказывания;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Каждая группа  защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание

 Учитель предлагает поочерёдное выступление группам.

Каждая группа получив своё задание, готовит выступление.

Уметь представлять свою работу.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

 Работа в рабочей тетради

Работа в парах.

Задание по рабочей тетради.

Уметь применять полученные знания

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Заполнение пропусков на схеме.

Самопроверка по образцу (схема на слайде)

Индивидуальное задание для учеников  на карточках

У каждого ученика на столе схема храма, но без указания  его частей    

shema_hrama

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Групповая работа

Составление  синквейна  

(существительное - ХРАМ)

Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное,  давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.

9. Рефлексия учебной деятельности.

 Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Индивидуальные ответы детей.

Фронтальная беседа.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Что стало самым важным на уроке?

На последний вопрос предлагается поднять таблички  «Это Я»

                       отлично   

               

                        хорошо  

                          Плохо

-Мое ощущение на уроке:

 ( тестирование «Это Я»)

Домашнее задание с элементом творчества:  нарисовать храм.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологические карты по ОРКСЭ

Методические рекомендации по ОРКСЭ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...