Урок ОРКСЭ в 4 классе.Тема: "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Билалова Розалия Тимирзяновна

Предмет:  Основы светской этики.
Класс:  4 В

Учитель:Билалова Розалия Тимирзяновна
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема:         Милосердие

Цель: Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания.

Задачи:- образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.

-развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

-воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.

УУД:  

·        Личностные УУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.

·        Регулятивные  УУД: самоконтроль, самопроверка

·        Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество

·        Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы

Планируемые результаты

Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.

Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;

Ресурсы:

•        Основные : Учебное пособие «Основы светской этики» автор А.А.Шемшурин

•        Дополнительные: Толковый словарь автор В.И. Даль, С.И. Ожегов

 Формы урока:  Ф- фронтальная, П – парная

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ОРКСЭ 4 класс38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Основы светской этики.
Класс:  4 В

Учитель:Билалова Розалия Тимирзяновна
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема:         Милосердие

Цель: Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания.

Задачи:- образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.

-развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

-воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.

УУД:  

  • Личностные УУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
  • Регулятивные  УУД: самоконтроль, самопроверка
  • Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество
  • Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы

Планируемые результаты

Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.

Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;

Ресурсы:

•         Основные : Учебное пособие «Основы светской этики» автор А.А.Шемшурин

•         Дополнительные: Толковый словарь автор В.И. Даль, С.И. Ожегов

 Формы урока:        Ф- фронтальная, П – парная

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация

Ход урока

1.Орг момент

Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня я проснулась с замечательным настроением. Потому что я знала, что снова увижу своих любимых учеников. Я хочу поделиться этим настроением с вами. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, повернитесь к гостям и тоже им подарите своё хорошее настроение.

Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго- добро.

От злого- зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

-Я тоже надеюсь, что наш урок пройдёт в доброй обстановке и наполнит  наши сердца добрыми чувствами.

2. Актуализация знаний

-Послушайте притчу о мальчике и морских звёздах

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

-Зачем мальчик бросал морские звезды в море?

-Но ведь он не сможет один спасти все звезды?

-Почему он все равно это продолжает делать?

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

3. Определение темы и постановка учебной задачи.

Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сказать: о чём пойдёт речь на уроке?

Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует,

Кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души — Как топоры…

Слишком многих мы словом    ранили,

 

Позабыв, что слова остры.

-В чём нуждается наш мир?

-Как вы думаете о чём мы будем с вами говорить?
Тема сегодняшнего урока :«Милосердие»

С темой мы определились, определим задачи урока.                                

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке?

  • Что такое милосердие?  
  • К кому мы проявляем милосердие?
  • Можно ли научиться милосердию?  
  • Как стать милосердным?

II этап : Основной (  информационно-аналитический)

4. Осмысление многогранности понятия «милосердие»

Одно из замечательных слов на свете – это слово милосердие. Попробуем разобрать это слово по составу. Какое это слово? Из каких слов образовалось?

-  Подберите однокоренные слова с корнем –мил-

-С корнем –серд-

В русском языке есть такой фразеологизм-ДУША БОЛИТ,СЕРДЦЕ БОЛИТ

-Как вы объясните значение этих фраз?

Составьте кластер на тему «МИЛОСЕРДИЕ». Выберите подходящие определения.

Где мы можем узнать о значении этих слов?

5.Работа  со словарем в группах.

-Поработаем в группах.

Перед вами лежат толковые словари. Вы должны найти определения  слов, которые указаны на карточках

1- альтруизм

2- сострадание,

3-доброта,

4-милосердие

  • ПРОВЕРКА
  • Вывод: МИЛОСЕРДИЕ- это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

-Молодцы! Справились с этим заданием. Вы поняли, что слова все эти взаимосвязаны. А какое же  слово является противоположным  милосердию?-Жестокосердие или жестокость.

  • Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Жестокость, доброта, альтруизм, бессердечность, равнодушие,

любовь, эгоизм, милость, чуткость, безразличие, сострадание, нежность, злость.

Проверим как вы выполнили задание, называем по одному слову

К кому надо быть милосердным, кто нуждается в  нем?

-Старики и дети

-Животные

-Инвалиды

-Люди  ,попавшие в трудную жизненную ситуацию.

-Всякое доброе дело-есть милосердие  милосердие.

-Попробуем составить правила милосердия.( СЛАЙДЫ)

А сколько пословиц придумал народ о доброте и милосердии. Рассмотрим некоторые из них и объясним их значение.

*Работа со слайдами

7.Работа по учебнику.

Еще одно проявление милосердия – это благотворительность.

-Как вы понимаете это слово? От каких корней образовано это слово? (твори благо)

-Прочитайте как трактует это понятие  учебник. Откроем страницу 118.

(СЛАЙД)

Разные словари растолковывают это слово по -разному, вот как  объясняет это значение энциклопедия.

Итак: благотворительность -это оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. 

-А что  вы можете рассказать об истории возникновения  благотворительных организаций? Я просила найти информацию самостоятельно дома.

*Вообще, если говорить о понятии «благотворительность» на русской земле, то оно появилось, пожалуй, во времена Крещения Руси, то есть в Х веке. По библейским заветам «сирым и убогим» полагалось давать милостыню, так и поступали.

* Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных .

*В Уфе было тоже  много благотворителей. Одним из самых известных был Иван Федорович Базилевский . Иван Фёдорович был щедрым благотворителем и выделял большие суммы на содержание образовательных учреждений. В Уфе ему принадлежали несколько домов. Один из них них он отдал под организацию  женской гимназии.Он выделял деньги на строительство сельских школ, брал на содержание детей - сирот, престарелых людей и инвалидов.

-Откройте учебники на с.118. Найдём статью о благотворительности. -

Религии

К кому проявлять милосердие?

Как проявлять милосердие?

Иудаизм

Христианство

(Работа по вариантам, самостоятельно.)

1-благотворительность с точки зрения христианства

2-благотворительность с точки зрения иудаизма.

-Какой вывод вы можете сделать? (Религия всех народов объединяет чувство сострадания, призывает к милосердию и доброте)

-Ребята, мы тоже с вами участвовали в акции милосердия «Доброе сердце».

-Расскажите как проходила эта акция в нашей школе.

( Мы дали объявление по школе, о том, что в течении недели будет проводиться акция милосердия. Подготовили выступление агитбригады, прошлись по классам. Назначили день объединённого сбора средств для детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и пригласили работника отделения социальной помощи детям, чтобы передать собранные подарки)

-Все ребята начальной школы-молодцы! И я как взрослый человек тоже хочу внести свой вклад в это доброе дело. Вам на уроке не разрешают пользоваться сотовыми телефонами. Но я как взрослый человек могу воспользовавшись телефоном отправить деньги в благотворительную организацию-ИЗГЕЛЕК-в переводе с башкирского-милосердие, которая находится в городе Уфе. Эта организация занимается сбором средств для лечения детей-инвалидов. Я отправлю смс сообщение с текстом « Изгелек 100» по номеру 3443 .

-Итак ,мы получили ответ из этой организации. Деньги поступили на счёт организации. Значит  кому -то из детей эти деньги пойдут на лечение.

III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)

Традиции благотворительности возраждаются.  У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши сердца. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

.С помощью заключительного выступления ваших одноклассников, давайте сделаем с вами хороший вывод о том, что должно быть в человеке главное на всём этапе его жизни.

*Выступление агитбригады.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Дорогие друзья!В этот прекрасный весенний день мы хотим подарить вам тепло наших сердец!

Ведущий:

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосерднымдобрым.

Чтецы. стихотворение

«Что в человеке самое главное» (Оксаны Варниковой)

Что в человеке самое главное?

В чем же глубокой души красота?

Главное, мудрое, тонкое, славное –

Это, бесспорно, всегда доброта!

Это бальзам для души человека.

Это дорога, что к счастью ведет,

Помни, что с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет.

Гнев если к горлу внезапно подступит,

Сделать попробуй кому-то добро,

Желчь облегчению место уступит,

Свет разольет на душе серебро!

Добрым живется, конечно же, легче,

Камень за пазухой ты не держи,

Просто добро – это камень покрепче

Камешков зла, коварства и лжи!

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – добротаДобрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

Ведущий:

Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца - это сады.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорниками, а предаст силы росту и цветению вашему саду замечательная песня  о доброте.

-Спасибо, ребята.

-Итак, без какого качества человек не может называться человеком?

(Без чувства доброты и милосердия)

Быть милосердным – значит жить в радости. Вечером , перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Что хорошего я сделал сегодня? Чего от меня сегодня в мире стало больше – злобы или милости?

Один мудрец спросил у народа  «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать.  Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо. У вас на столах лежат сердечки..  Напишите качество, которое вы хотели бы пронести через всю свою жизнь.Попробуем с помощью сердечек составить композицию «Милосердия». Пусть зелёные сердечки-будут травой,жёлтые-солнцем, голубые-небом, а красные-плоды вот этого красивого дерева.

Дом.задание:  прочитать статью о милосердии, рассказать родителям о милосердии, найти и написать 8 пословиц о доброте и милосердии, подготовить отчёт о проделанных добрых делах в течении недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Презентация к предмету ОРКСЭ 4 класс; Тема - "Милосердие"

Данная презентация к конспекту занятия. Рекомендовано проводить на 2 - ух занятиях....

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...