Урок ОРКСЭ в 4 классе.Тема: "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предмет: Основы светской этики.
Класс: 4 В
Учитель:Билалова Розалия Тимирзяновна
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Милосердие
Цель: Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания.
Задачи:- образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.
-развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.
-воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.
УУД:
· Личностные УУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
· Регулятивные УУД: самоконтроль, самопроверка
· Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество
· Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы
Планируемые результаты
Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.
Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;
Ресурсы:
• Основные : Учебное пособие «Основы светской этики» автор А.А.Шемшурин
• Дополнительные: Толковый словарь автор В.И. Даль, С.И. Ожегов
Формы урока: Ф- фронтальная, П – парная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ 4 класс | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы светской этики.
Класс: 4 В
Учитель:Билалова Розалия Тимирзяновна
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Милосердие
Цель: Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания.
Задачи:- образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.
-развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.
-воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.
УУД:
- Личностные УУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
- Регулятивные УУД: самоконтроль, самопроверка
- Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество
- Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы
Планируемые результаты
Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.
Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;
Ресурсы:
• Основные : Учебное пособие «Основы светской этики» автор А.А.Шемшурин
• Дополнительные: Толковый словарь автор В.И. Даль, С.И. Ожегов
Формы урока: Ф- фронтальная, П – парная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация
Ход урока
1.Орг момент
Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня я проснулась с замечательным настроением. Потому что я знала, что снова увижу своих любимых учеников. Я хочу поделиться этим настроением с вами. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, повернитесь к гостям и тоже им подарите своё хорошее настроение.
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго- добро.
От злого- зло родится.
Добро, сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
-Я тоже надеюсь, что наш урок пройдёт в доброй обстановке и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Актуализация знаний
-Послушайте притчу о мальчике и морских звёздах
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
-Зачем мальчик бросал морские звезды в море?
-Но ведь он не сможет один спасти все звезды?
-Почему он все равно это продолжает делать?
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
3. Определение темы и постановка учебной задачи.
Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сказать: о чём пойдёт речь на уроке?
Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души — Как топоры…
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
-В чём нуждается наш мир?
-Как вы думаете о чём мы будем с вами говорить?
Тема сегодняшнего урока :«Милосердие»
С темой мы определились, определим задачи урока.
На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке?
- Что такое милосердие?
- К кому мы проявляем милосердие?
- Можно ли научиться милосердию?
- Как стать милосердным?
II этап : Основной ( информационно-аналитический)
4. Осмысление многогранности понятия «милосердие»
Одно из замечательных слов на свете – это слово милосердие. Попробуем разобрать это слово по составу. Какое это слово? Из каких слов образовалось?
- Подберите однокоренные слова с корнем –мил-
-С корнем –серд-
В русском языке есть такой фразеологизм-ДУША БОЛИТ,СЕРДЦЕ БОЛИТ
-Как вы объясните значение этих фраз?
Составьте кластер на тему «МИЛОСЕРДИЕ». Выберите подходящие определения.
Где мы можем узнать о значении этих слов?
5.Работа со словарем в группах.
-Поработаем в группах.
Перед вами лежат толковые словари. Вы должны найти определения слов, которые указаны на карточках
1- альтруизм
2- сострадание,
3-доброта,
4-милосердие
- ПРОВЕРКА
- Вывод: МИЛОСЕРДИЕ- это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
-Молодцы! Справились с этим заданием. Вы поняли, что слова все эти взаимосвязаны. А какое же слово является противоположным милосердию?-Жестокосердие или жестокость.
- Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Жестокость, доброта, альтруизм, бессердечность, равнодушие,
любовь, эгоизм, милость, чуткость, безразличие, сострадание, нежность, злость.
Проверим как вы выполнили задание, называем по одному слову
К кому надо быть милосердным, кто нуждается в нем?
-Старики и дети
-Животные
-Инвалиды
-Люди ,попавшие в трудную жизненную ситуацию.
-Всякое доброе дело-есть милосердие милосердие.
-Попробуем составить правила милосердия.( СЛАЙДЫ)
А сколько пословиц придумал народ о доброте и милосердии. Рассмотрим некоторые из них и объясним их значение.
*Работа со слайдами
7.Работа по учебнику.
Еще одно проявление милосердия – это благотворительность.
-Как вы понимаете это слово? От каких корней образовано это слово? (твори благо)
-Прочитайте как трактует это понятие учебник. Откроем страницу 118.
(СЛАЙД)
Разные словари растолковывают это слово по -разному, вот как объясняет это значение энциклопедия.
Итак: благотворительность -это оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями.
-А что вы можете рассказать об истории возникновения благотворительных организаций? Я просила найти информацию самостоятельно дома.
*Вообще, если говорить о понятии «благотворительность» на русской земле, то оно появилось, пожалуй, во времена Крещения Руси, то есть в Х веке. По библейским заветам «сирым и убогим» полагалось давать милостыню, так и поступали.
* Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных .
*В Уфе было тоже много благотворителей. Одним из самых известных был Иван Федорович Базилевский . Иван Фёдорович был щедрым благотворителем и выделял большие суммы на содержание образовательных учреждений. В Уфе ему принадлежали несколько домов. Один из них них он отдал под организацию женской гимназии.Он выделял деньги на строительство сельских школ, брал на содержание детей - сирот, престарелых людей и инвалидов.
-Откройте учебники на с.118. Найдём статью о благотворительности. -
Религии | К кому проявлять милосердие? | Как проявлять милосердие? |
Иудаизм | ||
Христианство |
(Работа по вариантам, самостоятельно.)
1-благотворительность с точки зрения христианства
2-благотворительность с точки зрения иудаизма.
-Какой вывод вы можете сделать? (Религия всех народов объединяет чувство сострадания, призывает к милосердию и доброте)
-Ребята, мы тоже с вами участвовали в акции милосердия «Доброе сердце».
-Расскажите как проходила эта акция в нашей школе.
( Мы дали объявление по школе, о том, что в течении недели будет проводиться акция милосердия. Подготовили выступление агитбригады, прошлись по классам. Назначили день объединённого сбора средств для детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и пригласили работника отделения социальной помощи детям, чтобы передать собранные подарки)
-Все ребята начальной школы-молодцы! И я как взрослый человек тоже хочу внести свой вклад в это доброе дело. Вам на уроке не разрешают пользоваться сотовыми телефонами. Но я как взрослый человек могу воспользовавшись телефоном отправить деньги в благотворительную организацию-ИЗГЕЛЕК-в переводе с башкирского-милосердие, которая находится в городе Уфе. Эта организация занимается сбором средств для лечения детей-инвалидов. Я отправлю смс сообщение с текстом « Изгелек 100» по номеру 3443 .
-Итак ,мы получили ответ из этой организации. Деньги поступили на счёт организации. Значит кому -то из детей эти деньги пойдут на лечение.
III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)
Традиции благотворительности возраждаются. У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши сердца. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается
.С помощью заключительного выступления ваших одноклассников, давайте сделаем с вами хороший вывод о том, что должно быть в человеке главное на всём этапе его жизни.
*Выступление агитбригады.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Дорогие друзья!В этот прекрасный весенний день мы хотим подарить вам тепло наших сердец!
Ведущий:
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.
Чтецы. стихотворение
«Что в человеке самое главное» (Оксаны Варниковой)
Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души красота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека.
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому-то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольет на душе серебро!
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла, коварства и лжи!
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.
Ведущий:
Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорниками, а предаст силы росту и цветению вашему саду замечательная песня о доброте.
-Спасибо, ребята.
-Итак, без какого качества человек не может называться человеком?
(Без чувства доброты и милосердия)
Быть милосердным – значит жить в радости. Вечером , перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Что хорошего я сделал сегодня? Чего от меня сегодня в мире стало больше – злобы или милости?
Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо. У вас на столах лежат сердечки.. Напишите качество, которое вы хотели бы пронести через всю свою жизнь.Попробуем с помощью сердечек составить композицию «Милосердия». Пусть зелёные сердечки-будут травой,жёлтые-солнцем, голубые-небом, а красные-плоды вот этого красивого дерева.
Дом.задание: прочитать статью о милосердии, рассказать родителям о милосердии, найти и написать 8 пословиц о доброте и милосердии, подготовить отчёт о проделанных добрых делах в течении недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Презентация к предмету ОРКСЭ 4 класс; Тема - "Милосердие"
Данная презентация к конспекту занятия. Рекомендовано проводить на 2 - ух занятиях....
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...