Урок по ОРКСЭ в 4 классе. Тема:"Милосердие и сострадание"
методическая разработка по чтению по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
г. Рославля Смоленской области
Открытый урок по модулю
«Основы православной культуры»
Тема: «Милосердие и сострадание»
Учитель начальных классов
Василюженкова Людмила Викторовна
2012 год
ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: сердечки, путеводители, смайлики.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют ближним
- Как христианин должен относиться к людям
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Д О С К А О Ф О Р М Л Е Н А:
- Дерево с листочками для задания «Сад добродетелей»
- Коробочка для смайликов
- Магнитофон с кассетой.(песня «Вера» стихи Н. Добронравова , музыка А. Пахмутовой)
Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.
- . "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
- Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Цели урока:
познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»,осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам, воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.
ХОД УРОКА
- Фронтальный опрос домашнего задания
- Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?
- Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?
- Зачем нужно преодолевать зависть? Что тебе помогает в борьбе с ней?
2. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле, город Милосердия и сострадания. В этом городе много домов, зелени и живут самые разные люди. А для этого я вам раздам путеводители по городу, которые помогут нам быстро ориентироваться (учитель раздаёт ребятам маленькие красненькие сердечки)
- У вас есть маленькое сердечко, которое поможет вам ответить на самые сложные вопросы, которые у вас возникнут
- Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание, узнаем как христиане должны относиться к людям
Слайд Зеленый город и музыка спокойная.
На доске тема урока « Путешествие в город Милосердия и сострадания».
- Добро пожаловать в город Милосердия и сострадания!
П У Т Е Ш Е С Т В И Е НАЧАЛОСЬ:
1.- Ребята, и мы с вами сделаем первую остановку на станции СЛОВАРНАЯ
Работа над понятием Милосердие и сострадание.
- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)
- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие.
Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)
Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия ( в основе лежит Любовь.)
2. Первая встреча в городе. (Сценка по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик». )
А сейчас я хочу отправить вас в сказку, которая тоже учит добру. Послушайте.
(Демонстрируется слайд, на котором написаны волшебные слова из сказки)
Учитель: «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели!»
- Узнали, откуда эти строчки?
- А кто главная героиня сказки?
(Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)
Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?
- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
- А что ей принесло радость по-настоящему?
(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).
(Демонстрируется слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)
- Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?
(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- А почему такою грустной изображена девочка?
(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)
А сейчас я вам предлагаю поработать с путеводителями. Откройте их на первой странице и попробуйте нарисовать два лица девочки Жени, на первом лице вы изобразите настроение Жени в ожидании чуда. На втором настроение Жени в тот момент, когда она сочувствует. (Дети работают с путеводителями)
Слайд: Два настроения девочки Жени
- Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).
3. Вторая станция в городе. Поляна Доброты
Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:
- СО-ЧУВСТВИЕ
- СО-СТРАДАНИЕ
- СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ
- Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Сострадательным человеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
- Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился бы ребята во тьму и зло.
3. Третья станция в городе. Встречная.
В класс заглядывает девочка Жасмин (помощник учителя или подросток)
Жасмин: Здравствуйте! О, у вас здесь урок!
Учитель: Здравствуй, Жасмин. Очень рады видеть тебя. Как твои дела?
Жасмин: Отлично! Пришла рассказать вам, что со мной вчера произошло.
Учитель: Интересно!
Жасмин: Вы представляете – любить – это самая главная заповедь, которую оставил Иисус своим ученикам, а значит и нам.
Учитель: Да, это очень важно.
Жасмин: Я и призадумалась. И сразу вспомнила Ваську, которого я совсем не люблю. Да и как его любить, ведь он в меня с балкона гнилые помидоры бросал. Хорошо, что не попал, а то пришла бы домой испачканная.
Учитель: Да, нехорошо Вася с тобой обошелся.
Жасмин: Когда я поняла, что не люблю его, я почти расстроилась. Неужели во мне нет любви? А потом вспомнила, что я люблю клубничное мороженое. Целых 10 штук могу съесть. Ну и что, что я Ваську не люблю. Зато я мороженое люблю. Это правильно, ребята?
Учитель: Нет! Ведь Господь хочет, чтобы мы любили своего ближнего, а не мороженое.
Жасмин: Ближнего! Кто же для меня ближний? А! Знаю! Оля – моя самая близкая подруга. Ее я тоже люблю.
Учитель: Молодец, Жасмин. Но ближние – это не только те люди, которые нам нравятся и которые нас любят.
Жасмин: А кто же еще мой ближний?
Учитель: Иисус ответил на этот вопрос историей, которая записана в Евангелии от Луки. Хотите, ребята мы посмотрим эту историю. Хотите, ребята?
Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.
Но перед началом просмотра давайте в своих путеводителях прочитаем значения некоторых слов, которые вы услышите в фильме.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча- рассказ с нравоучением.
Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
Леви́ты (от ивр. לֵוִי, Леви) — часть евреев, Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
Самарянин — означает чужак, человек другой веры.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи
Денарий (лат. dēnārius «состоящий из десяти», от лат. dēnī «по десяти», от лат. decem «10»[1]) — название римской серебряной монеты
После просмотра фильма я хочу, чтобы вы мне ответили на вопросы. Давайте прочитаем их в своих путеводителях (вопросы распечатать)
Почему священник не оказал помощь?
( он помнил, что всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней (Числ. 19,11). Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек мертв. Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим. Он считал требования обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания человека. )
- Почему левит прошел мимо?
( По-видимому, он сперва подошел ближе к лежавшему путнику, но потом прошел мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни. Один из них притворялся раненым, и когда неосторожный путник наклонялся над ним, остальные набрасывались и одолевали его. Левит относился к людям, девизом которых является: "Безопасность - прежде всего". Он не стал бы рисковать собою, чтобы помочь кому-нибудь. )
- Как вы оцениваете поступок священника и левита?
- Кто же помог несчастному?
(Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвез в гостиницу и оплатил все расходы за лечение.)
- Понравился вам самарянин? (да)
- Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )
- Что означает притча? (рассказ с нравоучением)
- Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
Ребята, знаете, как Иисус назвал самарянина, который помог нашему герою?
Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».
А сейчас откройте учебники на стр. 43-44 и давайте прочитаем со слов (Притча Христа означает…. до слов Если человек принимает….) дети читают
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
- Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:
- Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
- А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
- Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43
- Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).
- Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? (прощение стоит выше, чем возмездие).
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
А сейчас давайте обратим внимание на картину А, Пластова «Слепцы»
-
Как вы думаете на ней изображены люди, живущие в нашем времени или нет?
- Почему?
- Правильно. В наше время вряд ли мы увидим людей в таких же одеждах. Сейчас так не ходят.
-Ребята, чем занимаются люди на этой картине? (просят поесть)
- Правильно, такое прошение называется милостыней.
Обратите внимание на фотографию справа. Кого вы видите на ней?
(Нищего, который просит милостыню)
- Как вы думаете, человек на фотографии живёт в наше время или он жил в далёком прошлом?
- Почему вы так решили?
- Правильно, ребята, эта фотография позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время.
/Учитель работает с текстом учебника: комментированное чтение раздела «Милостыня» (стр. 44–45)/.
- Ребята, милосердие бывает в деле.
- Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
- Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –давай».
- Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?
МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.
- Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово». (давайте прочитаем об этом на стр. 45 от слов Великий русский историк…)
- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.
Учитель: То, что мы сегодня с вами узнали о милостыне, перекликается с содержанием песни «Вера» на стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:
Ты просящему подай, если он в беде,
Тем количество добра умножив на земле.
Милосердию учись, это встреча добрых рук.
На любовь ты не скупись, верный друг.
Песня называется «Вера», но она и о милосердии. Дело в том, что вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединены, - все на земле расцветает.
7. Следующая станция. Сад Добродетелей
- Ребята, в городе Милосердия и Сострадания мы встретились с разными людьми. Вы многое узнали о милосердии
- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей
- Ребята, а сейчас поработайте в парах.
ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.
Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.
(В путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)
ЧЕСТНОСТЬ | ДОБРОТА |
ЛЕНЬ | ПОСЛУШАНИЕ |
ТЕРПЕНИЕ | ЛЖИВОСТЬ |
МИЛОСЕРДИЕ | УПРЯМСТВО |
ТРУСОСТЬ | ЖАДНОСТЬ |
ТРУДОЛЮБИЕ | СОВЕСТЬ |
- Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)
(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные и помещает их на дереве.)
Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть
8. Прощальная.
- Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания.
- Чтобы стать милосердным что нужно делать?
- Научиться любить ближних
- Учиться прощать врагов
- Подавать милостыню нуждающимся
-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.
- ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ напечатано вам на память о нашем уроке и лежит в ваших путеводителях. Прочитает его…..(стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
9.
Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
11. Домашнее задание.
- Познакомьте родителей с нашим путеводителем и выполните вместе с ними задание
Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.
Запиши дела, поступки милосердия «Лучики добра»
Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Презентация к предмету ОРКСЭ 4 класс; Тема - "Милосердие"
Данная презентация к конспекту занятия. Рекомендовано проводить на 2 - ух занятиях....
Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.
На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"
Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"
Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...
Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"
Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"...
Технологическая карта к уроку «Основы православной культуры» по теме : «Милосердие и сострадание»
Цель урока: Обучающиеся знакомятся с православным значением слов «милосердие» и «сострадание». Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основны...
Комментарии
Урок по ОРКСЭ модуль "Основы
Урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"