Урок по ОРКСЭ в 4 классе. Тема:"Милосердие и сострадание"
методическая разработка по чтению по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. Рославля Смоленской области

Открытый урок по модулю

«Основы православной культуры»

Тема: «Милосердие и сострадание»

Учитель начальных классов

Василюженкова Людмила Викторовна

2012 год

ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: сердечки, путеводители, смайлики.

В ходе урока учащиеся узнают:

  1. Чем милосердие отличается от дружбы
  2. Кого называют ближним
  3. Как христианин должен относиться к людям

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Д О С К А    О Ф О Р М Л Е Н А:

  1. Дерево с листочками для задания «Сад добродетелей»
  2. Коробочка для смайликов
  3. Магнитофон с кассетой.(песня «Вера» стихи Н. Добронравова , музыка А. Пахмутовой)

Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

  1. . "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

  1. Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  2. Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
  3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
  4. Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
  5. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Цели урока:

познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»,осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам, воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.

ХОД УРОКА

  1. Фронтальный опрос домашнего задания
  1. Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?
  2. Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?
  3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что тебе помогает в борьбе с ней?

2. Работа над новым материалом.

Вступительная беседа.

  1. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) 
  2. Сегодня мы с вами  совершим  путешествие в одно чудесное место на Земле,  город Милосердия и сострадания. В этом городе много домов, зелени и живут самые разные люди.  А для этого я вам раздам путеводители по городу, которые помогут нам быстро ориентироваться (учитель раздаёт ребятам маленькие красненькие сердечки)
  3. У вас есть маленькое  сердечко, которое поможет вам ответить на  самые сложные вопросы, которые у вас возникнут

  1. Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание, узнаем как христиане должны относиться к людям

Слайд  Зеленый город и музыка спокойная.

На доске тема урока « Путешествие в город Милосердия и сострадания».

  1. Добро пожаловать в город Милосердия и сострадания!

П У Т Е Ш Е С Т В И Е    НАЧАЛОСЬ:

1.- Ребята,  и мы с вами сделаем первую остановку на станции   СЛОВАРНАЯ

Работа над понятием Милосердие и сострадание. 

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)

- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие.

Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)

Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия ( в основе лежит Любовь.)

2. Первая встреча в городе. (Сценка по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик». )

А сейчас я хочу отправить вас в сказку, которая тоже учит добру. Послушайте.

(Демонстрируется слайд, на котором написаны волшебные слова из сказки)

Учитель: «Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели!» 

- Узнали, откуда эти строчки?

- А кто главная героиня сказки?

(Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)

Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?

- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?

- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?

- А что ей принесло радость по-настоящему?

(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).

(Демонстрируется слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)

- Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?

(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

- А почему такою грустной изображена девочка?

(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)

А сейчас я вам предлагаю поработать с путеводителями. Откройте их на первой странице и попробуйте нарисовать два лица девочки Жени, на первом лице вы изобразите настроение Жени в ожидании чуда. На втором настроение Жени в тот момент, когда она сочувствует. (Дети работают с путеводителями)

Слайд: Два настроения девочки Жени

- Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?

(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою  чувств).

3. Вторая  станция в городе. Поляна Доброты

Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:

  1. СО-ЧУВСТВИЕ
  2. СО-СТРАДАНИЕ
  3. СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ

- Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Сострадательным человеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.

Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.

- Сострадание – главный аспект любви.

Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился бы ребята во тьму и зло.

3. Третья  станция в городе. Встречная.

В класс заглядывает девочка Жасмин (помощник учителя или подросток)

Жасмин: Здравствуйте! О, у вас здесь урок!

Учитель: Здравствуй, Жасмин. Очень рады видеть тебя. Как твои дела?

Жасмин: Отлично! Пришла рассказать вам, что со мной вчера произошло.

Учитель: Интересно!

Жасмин: Вы представляете – любить – это самая главная заповедь, которую оставил Иисус своим ученикам, а значит и нам.

Учитель: Да, это очень важно.

Жасмин: Я и призадумалась. И сразу вспомнила Ваську, которого я совсем не люблю. Да и как его любить, ведь он в меня с балкона гнилые помидоры бросал. Хорошо, что не попал, а то пришла бы домой испачканная.

Учитель: Да, нехорошо Вася с тобой обошелся.

Жасмин: Когда я поняла, что не люблю его, я почти расстроилась. Неужели во мне нет любви? А потом вспомнила, что я люблю клубничное мороженое. Целых 10 штук могу съесть. Ну и что, что я Ваську не люблю. Зато я мороженое люблю. Это правильно, ребята?

Учитель: Нет! Ведь Господь хочет, чтобы мы любили своего ближнего, а не мороженое.

Жасмин: Ближнего! Кто же для меня ближний? А! Знаю! Оля – моя самая близкая подруга. Ее я тоже люблю.

Учитель: Молодец, Жасмин. Но ближние – это не только те люди, которые нам нравятся и которые нас любят.

Жасмин: А кто же еще мой ближний?

Учитель: Иисус ответил на этот вопрос историей, которая записана в Евангелии от Луки. Хотите, ребята мы посмотрим эту историю. Хотите, ребята?

Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.

Но перед началом просмотра давайте в своих путеводителях прочитаем значения некоторых слов, которые вы услышите в фильме.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча- рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в  храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты (от ивр. לֵוִי‎, Леви) — часть евреев, Из  левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.)  в Иерусалимском храме.

Самарянин — означает чужак, человек другой веры.

Ближний  - всякий человек, который нуждается в помощи

Денарий (лат. dēnārius «состоящий из десяти», от лат. dēnī «по десяти», от лат. decem «10»[1]) — название римской серебряной монеты

После просмотра фильма я хочу, чтобы вы мне ответили на вопросы. Давайте прочитаем их в своих путеводителях (вопросы распечатать)

Почему священник не оказал помощь?

( он помнил, что всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней (Числ. 19,11). Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек мертв. Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим. Он считал требования обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания человека. )

- Почему левит прошел мимо?

 ( По-видимому, он сперва подошел ближе к лежавшему путнику, но потом прошел мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни. Один из них притворялся раненым, и когда неосторожный путник наклонялся над ним, остальные набрасывались и одолевали его. Левит относился к людям, девизом которых является: "Безопасность - прежде всего". Он не стал бы рисковать собою, чтобы помочь кому-нибудь. )

- Как вы оцениваете поступок священника и левита?

- Кто же помог несчастному? 

(Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвез в гостиницу и оплатил все расходы за лечение.)

  1. Понравился вам самарянин? (да)
  2. Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )
  3. Что означает притча? (рассказ с нравоучением)
  4. Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)

Ребята, знаете, как Иисус назвал самарянина, который помог нашему герою?

Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

        Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так  же».

А сейчас откройте учебники на стр. 43-44 и давайте прочитаем со слов (Притча Христа означает…. до слов Если человек принимает….) дети читают

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

  1. Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:
  2. Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
  3. А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

  1. Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

  1. Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).

  1. Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? (прощение стоит выше, чем возмездие).

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

  А сейчас давайте обратим внимание на картину А, Пластова «Слепцы»

-

 Как вы думаете на ней изображены люди, живущие в нашем времени или нет?

- Почему?

-  Правильно. В наше время вряд ли мы увидим людей в таких же одеждах. Сейчас так не ходят.

-Ребята, чем занимаются люди на этой картине? (просят поесть)

- Правильно, такое прошение называется милостыней.

 Обратите внимание на фотографию справа. Кого вы видите на ней?

(Нищего, который просит милостыню)

- Как вы думаете, человек на фотографии живёт в наше время или он жил в далёком прошлом?

- Почему вы так решили?

- Правильно, ребята, эта фотография позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время.

/Учитель работает с текстом учебника: комментированное чтение раздела «Милостыня» (стр. 44–45)/.

  1. Ребята, милосердие бывает в деле.
  2. Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
  3. Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –давай».
  4. Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?

МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.

  1. Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово». (давайте прочитаем об этом на стр. 45 от слов Великий русский историк…)

  1. А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

Учитель: То, что мы сегодня с вами узнали о милостыне, перекликается с содержанием песни «Вера» на стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:

Ты просящему подай, если он в беде,

Тем количество добра умножив на земле.

Милосердию учись, это встреча добрых рук.

На любовь ты не скупись, верный друг.

Песня называется «Вера», но она и о милосердии. Дело в том, что вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединены, - все на земле расцветает.

7. Следующая станция. Сад  Добродетелей

  1. Ребята, в городе Милосердия и Сострадания мы встретились с разными людьми. Вы многое узнали о милосердии

- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей

  1. Ребята, а сейчас поработайте в парах.

ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые,  плохие. Решите,  что вы оставите на этом дереве добродетелей.

Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.

(В путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)

ЧЕСТНОСТЬ

ДОБРОТА

ЛЕНЬ

ПОСЛУШАНИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ЛЖИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

УПРЯМСТВО

ТРУСОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

СОВЕСТЬ

  1. Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)

(Один ученик выбирает из готовых листочков  нужные и помещает их на дереве.)

Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть

8. Прощальная.

  1. Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания.
  2. Чтобы стать милосердным что нужно делать?
  1. Научиться любить ближних
  2. Учиться прощать врагов
  3. Подавать милостыню нуждающимся

-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.

 - ПОЖЕЛАНИЯ  ВАМ  напечатано вам на память о нашем уроке и лежит в ваших путеводителях. Прочитает его…..(стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.

9. 

 Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

11. Домашнее задание.

  1. Познакомьте родителей с нашим путеводителем и выполните вместе с ними задание

Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.

          Запиши дела, поступки милосердия «Лучики добра»

Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Презентация к предмету ОРКСЭ 4 класс; Тема - "Милосердие"

Данная презентация к конспекту занятия. Рекомендовано проводить на 2 - ух занятиях....

Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"

Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"...

Технологическая карта к уроку «Основы православной культуры» по теме : «Милосердие и сострадание»

Цель урока: Обучающиеся  знакомятся с православным значением слов «милосердие» и «сострадание». Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основны...


 

Комментарии

Урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"