Календарно-тематическое планирование учебного предмета "ОРКСЭ"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета от «30» августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2018 г. № 1-73 Директор МБОУ "Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области _______________ М.П.Мешкова |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
для учащихся 4 класса
(базовый уровень)
Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики
Учитель: Черепнина Галина Анатольевна
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы учебно-методического комплекта
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. (А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2014.-144 с.)
• Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» (ЗАО «Образование-медиа» М.: Просвещение, 2018.)
• Рабочая тетрадь http://www.orkce.org/method-cabinet
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Оценивание данного предмета происходит через качественную оценку (зачет/незачет), а также предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала.
1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
▪ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
▪ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
▪ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
▪ уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из
возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
▪ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
▪ выглядеть опрятно и аккуратно;
▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами государства, культурой и традициями своей Родины.
Календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 4 классе на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количе-ство часов | Предметные результаты | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Дата | ||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | План | Факт | ||||
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. ( 3 ч) | |||||||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 час | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина. | Выполнение действий по алгоритму. | Выражение своих мыслей. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
2 | Культура и религия. | 1 час | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Выражение своих мыслей. | Саморегуляция. | ||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 час | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Уметь договариваться, вести дискуссию. | Саморегуляция. | ||
4 | Православная молитва. | 1 час | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
5 | Библия и Евангелие. | 1 час | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
6 | Проповедь Христа. | 1 час | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
7 | Христос и Его крест. | 1 час | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Уметь договариваться, вести дискуссию. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
8 | Пасха. | 1 час | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. | Саморегуляция. | ||
9 | Православное учение о человеке. | 1 час | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 час | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Нравственно-эстетическое оценивание. | Построение логической цепи рассуждений. | Выражение своих мыслей. | Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. | ||
11 | Заповеди. | 1 час | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Ценить и принимать ценности. | Анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. | Умение согласованно выполнять совместную деятельность. | Саморегуляция. | ||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 час | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Личностное пережива ние. | Извлечение необходимой информации. | Сотрудничать в совместном решении проблемы. | Оценка нравственных норм. | ||
13 | Золотое правило этики. | 1 час | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Саморегуляция. | ||
14 | Храм. | 1 час | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
15 | Икона. | 1 час | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Выражение своих мыслей. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 час | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Саморегуляция. | ||
17 | Подведение итогов. | 1 час | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | ||||
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 час | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Нравственно-эстетическое оценивание. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
19 | Подвиг | 1 час | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Личностное пережива ние. | Выражение своих мыслей. | Саморегуляция. | |||
20 | Заповеди блаженств. | 1 час | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Саморегуляция. | ||
21 | Зачем творить добро? | 1 час | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Эмоциональное переживание. | Извлечение необходимой информации. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Понимать значение добра и зла. | ||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 час | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Личностное пережива ние. | Выражение своих мыслей. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||
23 | Православие о Божием суде. | 1 час | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Личностное пережива ние. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
24 | Таинство Причастия. | 1 час | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Саморегуляция. | |||
25 | Монастырь. | 1 час | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Личностное пережива ние. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение слышать, слушать и понимать партнера. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 час | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Личностное пережива ние. | Выражение своих мыслей. | Саморегуляция. | |||
27 | Христианская семья. | 1 час | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Ценить и принимать ценности. | Поиск и отбор необходимой информации. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Саморегуляция. | ||
28 | Защита Отечества. | 1 час | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Ценить и принимать ценности. | Выражение своих мыслей. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||
29 | Христианин в труде. | 1 час | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Нравственно-эстетическое оценивание. | Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Саморегуляция. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 час | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Поиск и отбор необходимой информации. | Выражение своих мыслей. | Саморегуляция. | |||
31 | Подготовка творческих проектов учащихся. | 1 час | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Сотрудничать в совместном решении задачи.
| |||
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами. | 1 час | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Умение излагать свое мнение | Участие в диспутах и учиться слушать собеседника. | ||||
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами. | 1 час | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Умение излагать свое мнение | Участие в диспутах и учиться слушать собеседника. | ||||
34 | Презентация творческих проектов. | 1 час | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.. | Умение излагать свое мнение | Участие в диспутах и учиться слушать собеседника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Математика» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Календарно-тематическое планирование по предмету ОРКСЭ
Рабочая программа...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематический план к учебному предмету "Математические представления" для детей с УО
Рабочая программа и календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год по учебному предмету "Математические предствления" для 1 и 2 классов, первого года обучения с тяжелой умственной отс...
Календарно-тематические планы по учебным предметам
Календарно-тематические планы для 2 класса по русскому языку...