Календарно-тематическое планирование учебного предмета "ОРКСЭ"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx65.03 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Костровская средняя  общеобразовательная школа»

                       ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

от «30» августа  2018 г. № 1

                     УТВЕРЖДЕНО

приказом от 31.08.2018 г. №  1-73

Директор   МБОУ "Костровская средняя общеобразовательная  школа»

Рыльского района Курской области

_______________      М.П.Мешкова

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

для учащихся  4  класса

(базовый  уровень)

                 

Предметная  область: Основы религиозных культур и светской этики 

Учитель: Черепнина Галина  Анатольевна

высшей квалификационной категории

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Материалы учебно-методического комплекта

• Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.           4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. (А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2014.-144 с.)

• Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» (ЗАО «Образование-медиа» М.: Просвещение, 2018.)

• Рабочая тетрадь http://www.orkce.org/method-cabinet

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки  Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ   ДЛЯ  ОЦЕНИВАНИЯ  УРОВНЯ  ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ  4  КЛАССА

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие   у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Оценивание данного предмета происходит через  качественную оценку (зачет/незачет), а также предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала. 

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)

 - Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

▪ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

▪ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь  формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

▪ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

▪ уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова  что-то зависит;

▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из

возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

▪ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

▪ выглядеть опрятно и аккуратно;

▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами государства,  культурой и традициями своей Родины.

Календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ  в  4  классе на  2018-2019 учебный год

                               

№ п/п

Тема урока

Количе-ство

часов

Предметные  результаты

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Дата

Личностные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

План

Факт

РОССИЯ – РОДИНА  МОЯ. ( 3 ч)

1

Россия – наша Родина.

1 час

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

 Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина.

Выполнение действий по алгоритму.

Выражение своих мыслей.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

2

Культура и религия.

1 час

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Выражение своих мыслей.

Саморегуляция.

3

Человек и Бог в православии.

1 час

Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Уметь договариваться, вести дискуссию.

Саморегуляция.

4

Православная молитва.

1 час

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. 

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

5

Библия и Евангелие.

1 час

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

6

Проповедь Христа.

1 час

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

7

Христос и Его крест.

1 час

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Уметь договариваться, вести дискуссию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

8

Пасха.

1 час

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  

Саморегуляция.

9

Православное учение о человеке.

1 час

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  

Учиться работать по предложенному учителем плану.

10

Совесть и раскаяние.

1 час

Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Нравственно-эстетическое оценивание.

Построение логической цепи рассуждений.

Выражение своих мыслей.

Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

11

Заповеди.

1 час

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Ценить и принимать ценности.

Анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Умение согласованно выполнять совместную деятельность.

Саморегуляция.

12

Милосердие и сострадание.

1 час

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Личностное пережива

ние.

Извлечение необходимой информации.

Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Оценка нравственных норм.

13

Золотое правило этики.

1 час

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

Саморегуляция.

14

Храм.

1 час

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  

Учиться работать по предложенному учителем плану.

15

Икона.

1 час

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Выражение своих мыслей.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

16

Творческие работы учащихся.

1 час

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Саморегуляция.

17

Подведение итогов.

1 час

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

18

Как христианство пришло на Русь

1 час

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

19

Подвиг

1 час

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Личностное пережива

ние.

Выражение своих мыслей.

Саморегуляция.

20

Заповеди блаженств.

1 час

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. 

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Саморегуляция.

21

Зачем творить добро?

1 час

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Эмоциональное переживание.

Извлечение необходимой информации.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Понимать значение добра и  зла.

22

Чудо в жизни христианина.

1 час

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Личностное пережива

ние.

Выражение своих мыслей.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

23

Православие о Божием суде.

1 час

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Личностное пережива

ние.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

24

Таинство Причастия.

1 час

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Саморегуляция.

25

Монастырь.

1 час

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Личностное пережива

ние.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение слышать, слушать и понимать партнера.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

26

Отношение христианина к природе.

1 час

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. 

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Личностное пережива

ние.

Выражение своих мыслей.

Саморегуляция.

27

Христианская семья.

1 час

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Ценить и принимать ценности.

Поиск и отбор необходимой информации.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Саморегуляция.

28

Защита Отечества.

1 час

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Ценить и принимать ценности.

Выражение своих мыслей.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

29

Христианин в труде.

1 час

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Нравственно-эстетическое оценивание.

Умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Саморегуляция.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1 час

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Поиск и отбор необходимой информации.

Выражение своих мыслей.

Саморегуляция.

31

Подготовка творческих проектов учащихся.

1 час

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Сотрудничать в совместном решении задачи.

 

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами.

1 час

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Умение излагать свое мнение

Участие  в диспутах и учиться слушать собеседника.

33

Выступление учащихся  со своими творческими работами.

1 час

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Умение излагать свое мнение

Участие  в диспутах и учиться слушать собеседника.

34

Презентация творческих проектов.

1 час

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

Умение излагать свое мнение

Участие  в диспутах и учиться слушать собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»

  Календарно - тематическое  планирование   учебного  предмета  «Математика» 2 класс    на  2012 - 2013  учебный  год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематический план к учебному предмету "Математические представления" для детей с УО

Рабочая программа и календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год по учебному предмету "Математические предствления" для 1 и 2 классов, первого года обучения с тяжелой умственной отс...

Календарно-тематические планы по учебным предметам

Календарно-тематические планы для 2 класса по русскому языку...