Урок по курсу ОРКСЭ «Пасха» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasha.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Пасха».
План урока:
- Настрой на урок, создание эмоционального настроения.
- Мотивация к уроку.
- Постановка учебной задачи.
- Решение учебной задачи:
а) Беседа об истории праздника.
б) Работа со словариками.
в) Работа в парах.
г) Работа с Пасхальным тропарем.
д) Русская игра-хоровод «Катись яичко».
е) Исследования детей.
ж) Обряд христосования.
з) Работа в группах по учебнику.
5.Рефлексия. Самооценка.
Просмотр видеофильма. Угощение пасхальным куличом.
Ход урока:
1. Настрой на урок, создание эмоционального настроения.
Здравствуйте, дети, я очень рада войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда - сиянье ваших добрых глаз!
2. Мотивация к уроку.
Учитель (на фоне звона колоколов) читает стихотворение.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
3.Постановка учебной задачи.
- О чем вещает колокол? Когда он может звучать?
- Что такое благовест? Найдите в словариках (с.11)
- Определите тему урока.
- Что связано для вас со словом Пасха? Высказывания детей.
Учитель:
Сегодня в праздник Пасхи
Звонят колокола,
Светлеют лица у людей,
И отступает мгла.
Каскадом серебристых нот
Пасхальный перезвон
Нам вести добрые несёт
Из глубины времён.
- Поговорим о Пасхальных обычаях и традициях. Что хотели бы узнать?
- Узнаем, что воскресенье не только день недели.
4.Решение учебной задачи.
а) Беседа об истории праздника.
Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта.
Слово «пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «избавление», «переход» от смерти к жизни, от земли к небу.
Иисус был распят перед Пасхой, поэтому название древнего праздника сохранилось. Но посвящен он стал другому событию.
- Какому? Воскресению Господа Иисуса Христа.
- Ребята, подскажите другие названия этого праздника. Великий день, Светлый день,
Христово Воскресение, Праздник праздников и Торжество торжеств.
Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.
б) Работа со словариками (с.11).
-Что предшествует Пасхе? Великий пост. Почему Великий?
- В чем состоит христианский пост?
- Соблюдают ли пост в вашей семье?
- Подумайте, что называют Страстной седмицей? Неделя перед Пасхой.
- Почему седмица? Как понимаете «Страстная»? (Страсти - страдания).
Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.
Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям о последних беседах Иисуса Христа со своими учениками и народом.
Четверг – воспоминание о предательстве Его Иудою. Иисус Христос заранее знал,
что так случится, и со смирением принял это предательство своего ученика. Знала об этом Его мать Мария. А как называют четверг? «Чистым». Почему?
Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца, купаются и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, принять причастие. Как понимаете? Словарики.
В четверг готовят свои дома к Великому празднику.
в) Работа в парах. Чтение и обсуждение текста (с.12-13), выполнение задания. Проверка.
Задание. Дополни предложения.
1.В Великую (Пятницу) в храмах из алтаря выносят (плащаницу).
2.Самый тихий день седмицы (Страстная суббота), день, когда Спаситель был в гробу.
Природа и люди в этот день погружены в молчание.
3.Христос именуется (Спасителем), потому, что на крест Он пошел ради (спасения)
людей.
4.Праздник Пасха отмечается в честь (Воскресения Христа) и символизирует день
возобновления (жизни), победу над (смертью).
5.Празднование Пасхи продолжается (40 дней) ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
г) Работа с Пасхальным тропарем.
В храмах в пасхальную ночь звучит Пасхальный гимн (тропарь Пасхи). Что это такое?
О чем он возвещает? О воскресении Христа.
Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма. Как это называется? «Крестный ход», обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей.
-Что обозначают закрытые двери? «Гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.
Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи.
Прослушивание Пасхального тропаря.
Возьмите карточки со словами пасхального гимна.
«Христос воскресе из мертвых, | «Христос воскрес из мертвых |
смертию смерть поправ | победив своей смертью смерть |
и сущим во гробех живот даровав!» | и прежде умершим даровал жизнь!» |
-Как звучит гимн на современном языке?
-Как понимаете «смертию смерть поправ?
-Что значит «и сущим во гробех живот даровав!»? Умерший Христос опустился в ад, где томились прежде умершие, и вывел в рай тех, кто ждал и верил в него, даже самых первых Адама и Еву.
д) Русская игра-хоровод «Катись яичко».
- Какой самый главный символ праздника? Почему? Христос дал нам жизнь, а яйцо - это
знак жизни.
Катись - катись яичко по нашему кружочку,
Найди-найди яичко для себя дружочка.
В знак добра и любви мы подарим сегодня друг другу пасхальные сувениры.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго и серьезно готовятся к этому празднику. Зато на Пасху - пир горой!
е) Исследования детей о пасхальных угощениях. Презентация.
ж) Обряд христосования.
- Самым известным пасхальным обычаем является обряд христосования. Что это за обряд?
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ принято отвечать: «Воистину воскресе!», прощая обиды, потому что Христос завещал всем любовь. Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
з) Работа в группах по учебнику с.28-31. Чтение и обсуждение статьи, ответы на вопросы.
Подготовка вопроса от группы. Проверка. Вопросы учителя:
1.От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? От смерти, потери души, потери Бога.
2.Почему христиане не ездят в Пасху на кладбище? Праздник жизни предназначен для
живых.
3.Как может проявляться христианский пост? Не в отказе от молока, а в помощи голодным людям.
4.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Они верят, что воскреснут как Иисус Христос.
-Предположите Пасха - переходящий праздник или нет? Высказывания детей.
Ученик: Каждый год Пасха приходится на разные даты в промежутках с 4 апреля по 8 мая. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. В наших краях - этот начало весны, поэтому люди издревле связывают воскрешение Христа с пробуждением природы от зимнего сна.
5.Рефлексия. Самооценка
Тест.
- С каким событием связан праздник Пасхи?
- Как назвал русский народ еженедельный праздничный день?
- Как называется торжественное песнопение в честь Христова Воскресения?
- Что символизирует яйцо?
- Почему Христа называют Спасителем?
Закончи предложения.
- На уроке я узнал, что …
- Оказывается, что …
- Родителям я хотел бы рассказать о том, как …
Просмотр видеофильма. Угощение пасхальным куличом.
Самая праздничная и торжественная – первая неделя, которая называется Светлая Седмица.
Я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое настроение! И пусть в двадцать первом веке от Рождества Христова праздники, посвящённые Его рождению, Жизни и Воскресению, обретут традиции в каждой семье и станут любимыми праздниками детства!
Рекомендую: - выучить стихотворение из учебника наизусть, рассказать родителям о Пасхе.
Приложение к уроку
Православный словарик.
Основные понятия урока:
Благовест – праздничный звон колоколов.
Великий пост – семинедельный пост перед Пасхой, период строгого воздержания от животной пищи, развлечений, время, посвящаемое верующими молитве, добрым делам.
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются
религиозные представления или бытовые традиции.
Пасхальный гимн (тропарь) - торжественное песнопение в честь Христова Воскресения.
Пасхальное яйцо - символ Пасхи Христовой, символ возобновления жизни.
Плащаница – полотно с изображением Христа, лежащего в гробу.
Причастие - стремление каждого христианина ощутить свою причастность к телу
Воскресшего Христа, получив из рук священника хлеб и вино,
символизирующие собой Тело и Кровь Христову.
Седмица – неделя.
.
Из истории Пасхи.
Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста, обвил его плащаницею и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.
По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели помазать благовониями.
Благочестивые женщины, ученицы Христа рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.
«По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…»– так повествует Евангелие.
Изумленные Женщины удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам …А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.
Это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер.
Вечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»
После этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"
Знакомство с традициями и главными церковными праздниками....
Урок кубановедения в 4 классе «Пасха в кубанской семье»
Урок обобщения знаний по теме «Традиции и праздники на Кубани». Цели сформировать представления о кубанских праздниках и традициях, воспитать любовь к своей малой родине. Изуче...
Урок по ОРКС "Пасха" 4 класс
Материал предназначен для уроков православной культуры в 4 классе...
Технологическая карта урока технологии в 3 классе на тему: "Работа с разными материалами." (Подарок к Пасхе). По ФГОС.
Данный урок разработан по ФГОС. Класс был разделен на группы по 5 человек, группа изготавливала одну коллективную поделку. В каждой группе ученики самостоятельно выбирали и распределяли работу между с...
Самоанализ урока технологии в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему : "Ателье игрушек.Подарок к Пасхе"
Подробный самоанализ урока технологии в 3 классе по УМК " Планета знаний" по теме : " Страна умелых рук.Работа с разными материалами. Подарок к Пасхе."...
Разработка урока ОПК для 4 класса "Пасха".
Разработка урока по ОПК в 4 классе "Пасха"....
Конспект урока по технологии 3 класс на тему: "Пасха. Бумажное панно"
Конспект урока по технологии 3 класс на тему: "Пасха. Бумажное панно"...