Урок по курсу ОРКСЭ «Пасха» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Карлина Елена Вячеславовна
Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Слово «пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «избавление», «переход» от смерти к жизни, от земли к небу. Иисус был распят перед Пасхой, поэтому название древнего праздника сохранилось. Но посвящен он стал другому событию. Какому? Воскресению Господа Иисуса Христа. Другие названия этого праздника. Великий день, Светлый день, Христово Воскресение, Праздник праздников и Торжество торжеств. Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме  «Пасха».

План урока:

  1. Настрой на урок, создание эмоционального настроения.
  2. Мотивация к уроку.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Решение учебной задачи:

а) Беседа об истории праздника.

б) Работа со словариками.

в) Работа в парах.

            г) Работа с  Пасхальным тропарем.

            д) Русская игра-хоровод «Катись яичко».

            е) Исследования детей.

            ж) Обряд христосования.

            з) Работа в группах по учебнику.

       5.Рефлексия. Самооценка.  

         Просмотр видеофильма. Угощение  пасхальным куличом.

Ход урока:

1. Настрой на урок, создание эмоционального настроения.

Здравствуйте, дети, я очень рада войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда - сиянье ваших добрых глаз!
               

2. Мотивация к уроку.

 Учитель (на фоне звона колоколов) читает стихотворение.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.    

3.Постановка учебной задачи.

- О чем вещает колокол? Когда он может звучать?

- Что такое  благовест? Найдите в словариках (с.11)

- Определите тему урока.

- Что связано для вас со словом Пасха? Высказывания детей.

 

Учитель:

Сегодня в праздник Пасхи

Звонят колокола,

Светлеют лица у людей,

И отступает мгла.

Каскадом  серебристых нот

Пасхальный перезвон

Нам вести добрые несёт

Из глубины времён.

- Поговорим о Пасхальных обычаях и традициях.  Что  хотели бы узнать?

- Узнаем, что воскресенье не только день недели.

4.Решение учебной задачи.

а) Беседа об истории праздника.

Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта.

Слово «пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «избавление», «переход» от смерти к жизни, от земли к небу. 

Иисус был распят перед Пасхой, поэтому название древнего праздника сохранилось. Но посвящен он стал  другому событию.

- Какому? Воскресению Господа Иисуса Христа.

- Ребята, подскажите другие названия этого праздника.  Великий день, Светлый день,  

  Христово  Воскресение, Праздник праздников и Торжество торжеств.

Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

б) Работа со словариками (с.11).

-Что предшествует Пасхе? Великий  пост. Почему Великий?

- В чем состоит христианский пост?

- Соблюдают ли пост в вашей семье?

- Подумайте, что  называют Страстной седмицей? Неделя перед Пасхой.

- Почему седмица? Как понимаете «Страстная»?  (Страсти - страдания).

Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной  жизни  Христа.

Понедельник, вторник и среда  посвящены воспоминаниям о последних беседах Иисуса Христа со своими учениками и народом.

   Четверг – воспоминание о предательстве Его Иудою. Иисус Христос  заранее знал,  

что  так случится, и со смирением принял это предательство  своего ученика. Знала об этом  Его мать Мария. А  как называют четверг?  «Чистым».  Почему?

Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца, купаются и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, принять причастие. Как понимаете? Словарики.

В четверг  готовят  свои дома  к Великому празднику.

в) Работа в парах. Чтение и  обсуждение текста (с.12-13),  выполнение задания. Проверка.

                                           Задание. Дополни предложения.

1.В Великую (Пятницу)  в храмах из алтаря выносят (плащаницу).

2.Самый  тихий день седмицы  (Страстная суббота), день, когда Спаситель  был в  гробу.

  Природа и люди в этот день погружены в  молчание.

3.Христос именуется  (Спасителем),  потому, что на крест Он пошел  ради (спасения)

                                                                                                                                    людей.

4.Праздник Пасха отмечается в честь (Воскресения  Христа) и  символизирует день

   возобновления   (жизни), победу над (смертью).

5.Празднование Пасхи продолжается   (40  дней)  ровно столько,   сколько  Христос являлся  Своим  ученикам после Воскресения.

г) Работа с  Пасхальным тропарем.

В храмах  в пасхальную ночь звучит  Пасхальный  гимн (тропарь Пасхи). Что это такое?

 О чем он  возвещает? О воскресении Христа.

Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма. Как это называется? «Крестный ход», обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей.

-Что обозначают закрытые двери?  «Гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.

Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи.

Прослушивание  Пасхального тропаря.
Возьмите  карточки  со словами  пасхального  гимна.

«Христос воскресе из мертвых,    

«Христос воскрес из мертвых

смертию смерть поправ

победив своей смертью смерть  

и сущим во гробех живот даровав!»              

и прежде умершим даровал  жизнь!»                                                                                                          

                                               

-Как звучит гимн  на современном языке?                                                                    

 -Как  понимаете «смертию смерть поправ?  

-Что значит «и сущим во гробех живот даровав!»? Умерший  Христос  опустился в ад, где томились прежде  умершие, и вывел в рай тех, кто ждал и верил в него, даже самых первых Адама и Еву.

д) Русская игра-хоровод «Катись яичко».

- Какой самый главный символ праздника? Почему? Христос дал нам жизнь, а яйцо - это

  знак  жизни.

Катись - катись яичко по нашему кружочку,

Найди-найди яичко для себя дружочка.

     

В  знак  добра и любви мы подарим сегодня друг другу пасхальные сувениры.                              

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго и серьезно готовятся к этому празднику. Зато на Пасху - пир горой!  

е)   Исследования детей  о пасхальных  угощениях. Презентация.

ж)  Обряд христосования.

- Самым известным пасхальным обычаем является обряд христосования. Что это за обряд?

 

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ  принято отвечать: «Воистину воскресе!», прощая обиды, потому что Христос завещал всем любовь. Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

 

з) Работа в группах по учебнику с.28-31. Чтение и обсуждение статьи, ответы на вопросы.

    Подготовка  вопроса от группы. Проверка. Вопросы учителя:

1.От чего спасает людей  крестная смерть Иисуса Христа? От смерти, потери души, потери Бога.

2.Почему христиане не ездят в Пасху на кладбище? Праздник жизни предназначен для

                                                                                                                                               живых.

3.Как  может проявляться христианский пост? Не в отказе от молока, а в помощи голодным людям.

4.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Они верят, что воскреснут   как  Иисус Христос.

-Предположите Пасха - переходящий праздник или нет? Высказывания детей.

Ученик: Каждый год Пасха приходится на разные даты   в промежутках с 4 апреля по 8 мая. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. В наших краях - этот начало весны, поэтому  люди издревле связывают воскрешение Христа с пробуждением природы от зимнего сна.

5.Рефлексия. Самооценка

Тест.

- С каким событием связан праздник Пасхи?

- Как назвал русский народ еженедельный праздничный день?

- Как называется торжественное песнопение в честь Христова Воскресения?

- Что символизирует яйцо?

- Почему Христа называют Спасителем?

 Закончи предложения.    

- На уроке я узнал, что …

- Оказывается, что …

- Родителям я хотел бы рассказать о том, как …

Просмотр видеофильма. Угощение  пасхальным куличом.

Самая праздничная и торжественная – первая неделя, которая называется   Светлая Седмица.

Я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость,  светлое настроение! И пусть в двадцать первом веке от Рождества Христова праздники, посвящённые Его рождению, Жизни и Воскресению, обретут традиции в каждой семье и станут любимыми праздниками детства!

Рекомендую: - выучить стихотворение из учебника наизусть, рассказать родителям о Пасхе.

Приложение к уроку

Православный  словарик.

Основные понятия урока:

Благовест – праздничный звон колоколов.

Великий пост – семинедельный пост перед Пасхой, период строгого  воздержания  от животной пищи, развлечений, время, посвящаемое верующими молитве, добрым делам.

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются    

               религиозные представления  или бытовые традиции.

Пасхальный гимн (тропарь) - торжественное песнопение в честь Христова Воскресения.

Пасхальное яйцо - символ Пасхи Христовой, символ возобновления  жизни.  

Плащаница – полотно с изображением Христа,  лежащего в гробу.

Причастие - стремление каждого  христианина ощутить свою  причастность к телу

                     Воскресшего  Христа, получив из рук  священника хлеб и вино,

                     символизирующие  собой Тело и Кровь Христову.

Седмица – неделя.

.    

 

                                                                   

Из истории Пасхи.

  Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста, обвил его плащаницею и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.  

    По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели помазать благовониями.

   Благочестивые женщины, ученицы Христа  рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.

  «По прошествии  субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…»– так повествует Евангелие.

     Изумленные Женщины удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам …А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

 Это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер.

    Вечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел  Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

    После этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"

Знакомство с традициями и главными церковными праздниками....

Урок кубановедения в 4 классе «Пасха в кубанской семье»

Урок  обобщения знаний по теме «Традиции и праздники на Кубани». Цели сформировать представления о кубанских праздниках и традициях, воспитать любовь к своей малой родине.    Изуче...

Урок по ОРКС "Пасха" 4 класс

Материал  предназначен для уроков православной культуры в 4 классе...

Технологическая карта урока технологии в 3 классе на тему: "Работа с разными материалами." (Подарок к Пасхе). По ФГОС.

Данный урок разработан по ФГОС. Класс был разделен на группы по 5 человек, группа изготавливала одну коллективную поделку. В каждой группе ученики самостоятельно выбирали и распределяли работу между с...

Самоанализ урока технологии в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему : "Ателье игрушек.Подарок к Пасхе"

Подробный самоанализ урока технологии в 3 классе по УМК " Планета знаний"  по теме : " Страна умелых рук.Работа с разными материалами. Подарок к Пасхе."...

Разработка урока ОПК для 4 класса "Пасха".

Разработка урока по ОПК в 4 классе   "Пасха"....

Конспект урока по технологии 3 класс на тему: "Пасха. Бумажное панно"

Конспект урока по технологии 3 класс на тему: "Пасха. Бумажное панно"...