Урок по ОРКС "Пасха" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Материал предназначен для уроков православной культуры в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_religiya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПАСХА
Цель: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской
православной культуре
Задачи: познакомить с историей празднования Светлого Христова
Воскресенья;
познакомить обучающихся с утраченными традициями русских
православных праздников путём знакомства с особенностями
праздника Пасхи;
создать условия для формирования интереса и воспитания
уважения к русским народным традициям, русской духовной
культуре
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию темы
Слайд1. Звон колокола. Читает ученик
Проснулась я и слышу
Весна стучит в окно!
Капель несётся с крыши,
Везде светлым-светло!
О том, что Пасха! Пасха!
И кажется не птицы,
А Ангелы летят,
Они нам говорят.
- Какое сейчас время года?
-Как называется ваше любимое время года?
-Я очень люблю весну. Весна – это радостное время пробуждения жизни, тепла и света.
- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.
- Что бы вам хотелось узнать о празднике Пасха на уроке? Какие мы поставим перед собой задачи на уроке?
3. Работа по теме урока.
1) Воскресение Христа.
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)
- Что означает слово воскресение? Обратимся к учебнику.
Чтение статьи учебника на стр. 28
- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей. От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?
Комментированное чтение статьи учебника стр. 29.
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Иисус Христос воскрес и для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они воскреснут, как и Христос.
В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой.
Попробуйте привести примеры воскрешения в природе.
2. Русская Пасха
В честь воскресения Христа русский народ особо торжественно отмечает весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход»).
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
Поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост.
Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.
Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева
Чистый понедельник
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
-Какими красками вы бы описали его настроение?
- Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?
-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?
-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?
3) Традиции празднования.
- Что вам известно о том, как празднуют Пасху?
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Пасхальное яйцо – крашеные яйца.
(Лиза о предании) Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.
Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
- Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.
Традиционно пасхальный стол украшает кулич, пасха. куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.
Игры Слайд-игра
-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?
1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.
2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.
3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.
Игра.
- Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача - не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.
ФИЗМИНУТКА Ай люли ай люли Наши руки мы сплели Мы их подняли повыше Получилась красота Получились непростые Золотые ворота Над полями и лугами Светит солнышко над нами Долгожданная весна День нам Пасхи принесла
Художественная мастерская (учитель по изо)
Закончили работу. Приглашаем 1 от группы на творческую презентацию своих работ.
Учитель: Яйцо-символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Хотите, мы сейчас раскроем маленькую, но очень важную тайну
1. Из яйца, из нижней части
Вышла мать-Земля сырая.
2. Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный
3.Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось.
4.Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился.
5.Из яйца, из пёстрой части,
Звёзды сделались на небе!
Поставили-посмотрите какая звёздная роспись у нас получилась, молодцы!
Рефлексия. Синквейн (слово французское 5 строк)
(пишут на листочках)
1. существительное Пасха
2. прилагатеьное, прилагательное святая, великая
3. глагол, глагол, глагол радует, возвышает
4. ключевая фраза отмечает православный народ
5. слово – итог праздник
На яйцах пишут своё настроение, что понравилось, что не понравилось
(кладут в корзину)
Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....