план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы светской этики». Урок № 26.

Тема: Образцы нравственности в культуре Отечества.

Цель: создать условия для ознакомления с образцами нравственного поведения в культуре России.

Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательную активность; сопоставить изученный материал с известными знаниями; развивать критическое мышление; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки; воспитывать(в духе) чувства патриотизма, коллективизма, смелость, решительность, трудолюбие.

Оборудование: компьютер, карточка №1 (мониторинг урока), учебники, электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики», «Словарь русского языка» (автор С.И.Ожегов), желтые и красные лучики. 

          Ход урока.

I. Стадия – “Вызов»

1.Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока «Все получится!»

Слайд № 3

 - Что необычного вы видите на экране?

 - Почему сегодня у нас такой девиз?

 - Вы угадали, сегодня урок обобщения и открытия новых знаний. Мы выполним два шага учебной деятельности.

1-й шаг: Чего я не знаю?

2-й шаг: Сам найду способ, как узнать.

2.Актуализация имеющихся знаний.

Слайд № 4

 -Как называли в Древней Руси смелых, мужественных защитников Отечества?

 - Кого из защитников земли русской вы знаете?

 - Какими моральными качествами должен был обладать рыцарь?

 - Как должна вести себя юная леди?

( - Будь доброй и отзывчивой.

 - Помни, что настоящая леди всегда элегантна и приветлива.

 - Следи за своими манерами.

 - Хорошо учись и много читай, чтобы много узнать и быть интересной собеседницей.)

 - Что нужно для того, чтобы носить гордое звание юного джентльмена? Обязательно ли жить при этом в Англии?

( - Будь внимательным к окружающим. Старайся, чтобы всем рядом с тобой было легко и приятно.

 - Выполняй данные обещания.

 - Будь уверенным в себе, имей чувство собственного достоинства.

  - Будь воспитанным и образованным, вежливым и уравновешенным.

 - Соблюдай правила этикета.)

Обобщение ответов учащихся.

II.Стадия – «Осмысление»

1.Методический прием «Корзина понятий»

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «культура»?

( Слово появилось в Древней Греции, означало «возделывание земли». В русском языке слово «культура» употреблялось в 2-х значениях: 1)хлебопашество, земледелие    2)образованность. У каждого народа , каждой страны своя культура.)

     Слайд № 5

    Работа с текстом «Колыбель»

   1)вопрос до ознакомления с текстом: Почему так называется рассказ?

   2)самостоятельное чтение учащимися текста

   3)ответ на вопрос: Почему так называется рассказ?

   4)Найдите строчки, где говорится о культуре народа?

   5)Как вы думаете, что хотел показать В.А.Сухомлинский этим рассказом?

   6)В каких строчках выражается основная мысль текста? 

   Обобщение ответов детей.

Колыбель

        Однажды отец искал что-то на чердаке. Нашёл старую деревянную колыбель. Она была очень необычная: вся расписана, резьбой украшена. Ещё и буквы старинные вырезаны. Отец прочитал: мир и хлеб.

     — Это дедова колыбель, — сказал отец. Он долго смотрел на неё, а потом вытер пыль и занёс в дом: «Пусть хранится в доме...»

      Я не знал своего дедушки. Отец показал мне его могилу на кладбище...

     Когда я слышу слово «Родина», вспоминается старинная дедова колыбель.

    Отчизна — это люди, которые жили на нашей земле до нас. Они пахали землю и сеяли, радовались и плакали, пели песни. Это наши предки.

     Мы должны знать прошлое нашей Родины. Кто забыл о колыбели, в которой лежал его дедушка, тот не может быть настоящим патриотом.

     А наша колыбель — это родной город, родной дом, мать и отец. Из родного дома начинается для меня Отчизна.

      По книге В.А. Сухомлинской «Хрестоматия по этике»

2.Методический прием «Кластер». Слайд № 6

 - Что относится к материальной культуре? К духовной?

 - Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества вы знаете? Вывод: Об этом узнаем на уроке.

3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Слайд № 7

  - Обратите внимание на экран.

 - Какие ассоциации  у вас возникают?

 - Как вы думаете, кого называют воином? Патриотом? Тружеником? Коллективистом?

(Ответы детей.)

Работа в микрогруппах.

     По «Словарю русского языка» (авт. Ожегов С.И.) учащиеся находят определение «патриот» – 1 группа, «труженик» – 2 группа, «коллективист» – 3 группа, «воин» – 4 группа.Каждая группа приводит свои примеры к определениям и дополняет другие группы.( Слайд № 8)

    Обобщение ответов учащихся.

Слайд № 9

Сообщение ученика «Святой лик Евгения Родионова»

   Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему именно патриот, воин, труженик, коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России?

  Методический прием «Чтение с пометками». 

  Слайд № 10

  а) Чтение текста по учебнику.

V – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

б) Проверка (озвучивание помет)

Вывод.

Гимнастика для глаз – пальминг.

 - Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба… Откройте глаза.

Первичное закрепление.

     Работа с электронным приложением к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». Урок №26. Образцы нравственности в культуре Отечества. (Интерактивные модели. Образцы нравственного поведения: патриот, воин,  коллективист)

Работа с фрагментом игрового кино «Незабываемые дни», снятого авторской группой 9 кадетского класса в рамках Всероссийского конкурса «Юные таланты Отчизны»

Вопрос до просмотра фрагмента видеофильма «Незабываемые дни»:

1) - Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества показаны в кино?

Ответ на вопрос после просмотра фрагмента видеофильма: Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества показаны в кино?

2)Выберите высказывания к содержанию фрагмента фильма «Незабываемые дни»:

 - Любовь к Отечеству начинается с семьи.

                                                                                 Ф.Бэкон

 - Защита Родины есть и защита своего достоинства.

                                                                                                 Н.Рерих

 - Человек по своей природе есть существо общественное.

                                                                                                       Аристотель

           Вернемся к проблеме: Как вы думаете, почему именно патриот, воин, труженик, коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России?

          Обобщение ответов детей.

Самоконтроль с самопроверкой по электронному приложению к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики».

III. Стадия – «Рефлексия»

С какими образцами нравственного поведения мы познакомились на уроке? Чему научил вас урок? Какой вывод вы сделали на уроке? Кто доволен своей работой?

Домашнее задание.

В каждой семье у вас есть труженик, может, даже ветеран труда. Расспросите у своих родителей, бабушек и дедушек, где они работали? За что удостоились той или иной награды? Оформите их воспоминания (альбом, буклет, мини-сочинение ит.д.)

Мониторинг урока

1.Какова была тема урока?

2.С чем ты должен был познакомиться на уроке?

3.Что нового ты узнал на уроке?

4.Что тебе понравилось на уроке?

5.Какой вывод сделал для себя?

6.В чем состоит твое домашнее задание?

Самооценка. Учащиеся подходят к доске и выкладывают лучи от Смайлика:

 

Желтые лучи – «У меня нет вопросов, я все понял»

Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку»

Настрой на следующий урок.

Слайд № 11

Хотите научиться красиво одеваться? Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? Кто первым здоровается при входе в помещение? Как вести себя за столом? Об этом мы узнаем с вами на следующем уроке.

 

                                                                                                               

Культура

Родина

материальная

духовная

народ

нравственностьь

мораль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ

Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...