план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики». Урок № 26.
Тема: Образцы нравственности в культуре Отечества.
Цель: создать условия для ознакомления с образцами нравственного поведения в культуре России.
Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательную активность; сопоставить изученный материал с известными знаниями; развивать критическое мышление; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки; воспитывать(в духе) чувства патриотизма, коллективизма, смелость, решительность, трудолюбие.
Оборудование: компьютер, карточка №1 (мониторинг урока), учебники, электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики», «Словарь русского языка» (автор С.И.Ожегов), желтые и красные лучики.
Ход урока.
I. Стадия – “Вызов»
1.Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока «Все получится!»
Слайд № 3
- Что необычного вы видите на экране?
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- Вы угадали, сегодня урок обобщения и открытия новых знаний. Мы выполним два шага учебной деятельности.
1-й шаг: Чего я не знаю?
2-й шаг: Сам найду способ, как узнать.
2.Актуализация имеющихся знаний.
Слайд № 4
-Как называли в Древней Руси смелых, мужественных защитников Отечества?
- Кого из защитников земли русской вы знаете?
- Какими моральными качествами должен был обладать рыцарь?
- Как должна вести себя юная леди?
( - Будь доброй и отзывчивой.
- Помни, что настоящая леди всегда элегантна и приветлива.
- Следи за своими манерами.
- Хорошо учись и много читай, чтобы много узнать и быть интересной собеседницей.)
- Что нужно для того, чтобы носить гордое звание юного джентльмена? Обязательно ли жить при этом в Англии?
( - Будь внимательным к окружающим. Старайся, чтобы всем рядом с тобой было легко и приятно.
- Выполняй данные обещания.
- Будь уверенным в себе, имей чувство собственного достоинства.
- Будь воспитанным и образованным, вежливым и уравновешенным.
- Соблюдай правила этикета.)
Обобщение ответов учащихся.
II.Стадия – «Осмысление»
1.Методический прием «Корзина понятий»
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «культура»?
( Слово появилось в Древней Греции, означало «возделывание земли». В русском языке слово «культура» употреблялось в 2-х значениях: 1)хлебопашество, земледелие 2)образованность. У каждого народа , каждой страны своя культура.)
Слайд № 5
Работа с текстом «Колыбель»
1)вопрос до ознакомления с текстом: Почему так называется рассказ?
2)самостоятельное чтение учащимися текста
3)ответ на вопрос: Почему так называется рассказ?
4)Найдите строчки, где говорится о культуре народа?
5)Как вы думаете, что хотел показать В.А.Сухомлинский этим рассказом?
6)В каких строчках выражается основная мысль текста?
Обобщение ответов детей.
Колыбель
Однажды отец искал что-то на чердаке. Нашёл старую деревянную колыбель. Она была очень необычная: вся расписана, резьбой украшена. Ещё и буквы старинные вырезаны. Отец прочитал: мир и хлеб.
— Это дедова колыбель, — сказал отец. Он долго смотрел на неё, а потом вытер пыль и занёс в дом: «Пусть хранится в доме...»
Я не знал своего дедушки. Отец показал мне его могилу на кладбище...
Когда я слышу слово «Родина», вспоминается старинная дедова колыбель.
Отчизна — это люди, которые жили на нашей земле до нас. Они пахали землю и сеяли, радовались и плакали, пели песни. Это наши предки.
Мы должны знать прошлое нашей Родины. Кто забыл о колыбели, в которой лежал его дедушка, тот не может быть настоящим патриотом.
А наша колыбель — это родной город, родной дом, мать и отец. Из родного дома начинается для меня Отчизна.
По книге В.А. Сухомлинской «Хрестоматия по этике»
2.Методический прием «Кластер». Слайд № 6
- Что относится к материальной культуре? К духовной?
- Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества вы знаете? Вывод: Об этом узнаем на уроке.
3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Слайд № 7
- Обратите внимание на экран.
- Какие ассоциации у вас возникают?
- Как вы думаете, кого называют воином? Патриотом? Тружеником? Коллективистом?
(Ответы детей.)
Работа в микрогруппах.
По «Словарю русского языка» (авт. Ожегов С.И.) учащиеся находят определение «патриот» – 1 группа, «труженик» – 2 группа, «коллективист» – 3 группа, «воин» – 4 группа.Каждая группа приводит свои примеры к определениям и дополняет другие группы.( Слайд № 8)
Обобщение ответов учащихся.
Слайд № 9
Сообщение ученика «Святой лик Евгения Родионова»
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему именно патриот, воин, труженик, коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России?
Методический прием «Чтение с пометками».
Слайд № 10
а) Чтение текста по учебнику.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать
б) Проверка (озвучивание помет)
Вывод.
Гимнастика для глаз – пальминг.
- Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба… Откройте глаза.
Первичное закрепление.
Работа с электронным приложением к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». Урок №26. Образцы нравственности в культуре Отечества. (Интерактивные модели. Образцы нравственного поведения: патриот, воин, коллективист)
Работа с фрагментом игрового кино «Незабываемые дни», снятого авторской группой 9 кадетского класса в рамках Всероссийского конкурса «Юные таланты Отчизны»
Вопрос до просмотра фрагмента видеофильма «Незабываемые дни»:
1) - Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества показаны в кино?
Ответ на вопрос после просмотра фрагмента видеофильма: Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества показаны в кино?
2)Выберите высказывания к содержанию фрагмента фильма «Незабываемые дни»:
- Любовь к Отечеству начинается с семьи.
Ф.Бэкон
- Защита Родины есть и защита своего достоинства.
Н.Рерих
- Человек по своей природе есть существо общественное.
Аристотель
Вернемся к проблеме: Как вы думаете, почему именно патриот, воин, труженик, коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России?
Обобщение ответов детей.
Самоконтроль с самопроверкой по электронному приложению к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики».
III. Стадия – «Рефлексия»
С какими образцами нравственного поведения мы познакомились на уроке? Чему научил вас урок? Какой вывод вы сделали на уроке? Кто доволен своей работой?
Домашнее задание.
В каждой семье у вас есть труженик, может, даже ветеран труда. Расспросите у своих родителей, бабушек и дедушек, где они работали? За что удостоились той или иной награды? Оформите их воспоминания (альбом, буклет, мини-сочинение ит.д.)
Мониторинг урока
1.Какова была тема урока? |
2.С чем ты должен был познакомиться на уроке? |
3.Что нового ты узнал на уроке? |
4.Что тебе понравилось на уроке? |
5.Какой вывод сделал для себя? |
6.В чем состоит твое домашнее задание? |
Самооценка. Учащиеся подходят к доске и выкладывают лучи от Смайлика:
Желтые лучи – «У меня нет вопросов, я все понял»
Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку»
Настрой на следующий урок.
Слайд № 11
Хотите научиться красиво одеваться? Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? Кто первым здоровается при входе в помещение? Как вести себя за столом? Об этом мы узнаем с вами на следующем уроке.
Культура
Родина
материальная
духовная
народ
нравственностьь
мораль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...
Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».
Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...