РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kelina_orkse.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №691
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «НЕВСКАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа» Протокол № 1 от «27» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа» ____________________ И.Л.Карпицкая Приказ № 15-од от «27» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
2018-2019 учебный год
Составитель:Келина Ю.А.,
Учитель
Санкт-Петербург
2018
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы
Рабочая Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», реализующая ФГОС НОО (далее по тексту – Рабочая программа) составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 об учебниках, входящих в ФПУ;
- Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
- Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Рабочей программой по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» автора А.И.Шемшурина.
- Уставом ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга;
- Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга;
- Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга (Принято на общем собрании № 1от 01.01.2018 г.)
- Учебным календарным планом-графиком ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
- . Цели изучения учебного предмета
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
2) развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
1.3.Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение в 4 классе предмета «Основы религиозных культур и светской этики » выделяется 34 часа в год (1 час в неделю).
- Основное содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса по «Основы религиозных культур и светской этики»
В соответствии с учебным планом школы №691 учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
2.2. Планируемые результаты изучения учебного курса
Освоение курса «Основы религиозных культур и светской этики»» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики » играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики » достигаются следующие предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2.3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов ГБОУ средней общеобразовательной школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга.
Текущий контроль успеваемости обучающихся четвертого класса по предмету ОРКСЭ в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок.
Четверть | Количество | |
проверочных | контрольных | |
I | --- | --- |
II | ---- | ---- |
III | ---- | ---- |
IV | ---- | ---- |
год | ---- | ----- |
2.4. Информация об используемом учебно-методическом комплекте
III Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения;
Рабочее место учащегося включает в себя столы ученические одноместные в комплекте со стульями с соответствующей цветовой маркировкой;
Раковина-мойка, установленная в зоне правого переднего угла кабинета;
Персональный компьютер учителя с монитором ЖК с предварительно установленным необходимым программным обеспечением, с выходом в Интернет и школьную сеть;
Стационарно закрепленная проекционная аппаратура;
Интерактивная доска, связанная с компьютером, позволяющая демонстрировать учебные материалы и управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски, делать рукописные записи, аннотации и комментарии «поверх» приложений и открытых документов;
Акустическая система;
Многофункциональное устройство со сканером;
Комплект программного обеспечения;
Современная комбинированная доска, выполняющая функции меловой и маркерной – 3 шт.
IV. Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Формы и виды деятельности | Основные термины и понятия | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
1 | Россия - наша Родина | Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге | Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции | |||
2-3 | Культура и религия. | Понятие религии. Первобытные верования. Древние религии. Национальные и мировые религии. Традиционные религии России. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником | Культура, мораль, | |||
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
6-7 | Священные книги религий мира. | Что такое священные книги. Священная книга буддизма — Трипитака (Три корзины мудрости). Священные книги иудаизма и христианства. Священная книга ислама — Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии. |
| ||||
8 | Хранители предания в религиях мира. | Необходимость хранителя предания для любой религии. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
9-10 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. | Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. Понятия греха и раскаяния в разных религиях. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях. | . | ||||
11 | Человек в религиозных традициях мира | Действия верующего человека для общения с Богом. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. Молитва в разных религиозных традициях | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
12-13 | Священные сооружения. . | Предназначение священных сооружений. Необходимость священных сооружений для любой религии. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети. Буддийские священные сооружения. | , | ||||
14-15 | Искусство в религиозной культуре.
| Связь искусства и религии. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры | . | ||||
16, 17 | Творческие работы учащихся. | Cодержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
18-19 | История религий в России | Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | . | |||
20-21 | История религий в России | Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России. | |||||
22 | Паломничества и святыни | Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. | . | ||||
23-24 | Праздники и календари | Религиозные праздники. Праздники иудаизма. Праздники христианства. Праздники ислама. Праздники буддизма | . | ||||
Раздел 4 Этика отношений в коллективе | |||||||
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. . | Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Милосердие в различных религиях. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Формы выражения милосердия в исламе. Сострадание к живым существам как основа буддизма | |||||
28 | Семья | Роль семьи в жизни человека. Семья как школа любви в христианстве. Брак как обязанность человека в исламе. Назначение семьи в буддизме. Уважительное отношение к родителям — часть любого религиозного вероучения | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд | Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
31 | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»). | |||||
32 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. | ||||
33 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи | Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо | , | ||||
34 | Отношение к труду и природе в провославии,исламе ,буддизме,иудаизме,светской этики. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Ур...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...
Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")
Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...