Методическая разработка урока на тему «Ценность рода и семьи»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по курсу ОРКСЭ
(Модуль «Основы светской этики»)
Тема «Ценность рода и семьи»
4 класс
Учитель - Быстрова Татьяна Александровна
МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением
отдельных предметов»
г. Ухта Республика Коми
2016г.
Тема урока: Ценность рода и семьи
Класс: 4 класс
Цель: создание условий для освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье.
Задачи урока:
- Расширение представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.
- Знакомство с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
- Формирование стремление проявлять ответственность в семейных отношениях.
- Обучение ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых социокультурных категорий.
- Обучение приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Формы работы: беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с определениями, учебник для 4-го класса «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика». Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И., толковый словарь Ожегова.
Раздаточный материал:
Карточки с надписями.
Сказка А. Исаакян. У солнца.
Использование ИКТ:
Отрывок из социального ролика «Бусы из бирюзы»
Ход урока
- Мотивация. Вхождение в тему.
Учитель:
- Говорят «Время проходит, но сказанное слово остается». Надеюсь, что сказанное сегодня надолго останется в вашем сердце. Начнём урок.
- Ребята, предлагаю прочитать рассказ.
-О чём произведение?
-Почему так важно для героя было найти дом, семью?
Давайте поговорим о семье.
- Беседа.
-Что такое семья? Как вы считаете, что является основой семьи?
Любовь
-Что такое любовь?
- Давайте обратимся за помощью. Словарь в учебнике.
-В семье всё делают с любовью, желая добра другому. Можем мы так сказать о семье пастуха?
-В чём проявляется любовь? Как вы можете ощутить любовь близких?
ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА ПОНИМАНИЕ ПРОЩЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ
-Как отец может проявить заботу о семье?
(Отец-добытчик, защитник, глава семьи. Его слово - закон. УВАЖЕНИЕ)
-А как у вас в семье?
-Почему уважают и почитают отца?
-Чему можно научиться у отца? (Бытовые умения, нравственные качества ценности.)
-Чему вы учитесь у вашего папы? (вы можете присматриваться к тому, что в доме выполняют отцы)
- Почему это важно сейчас? (Станете взрослыми, создадите семью.) Согласны?
- В нашем рассказе не сказано о том, чем же занималась мама.
Говорят, что мама – хранительница очага.
- Как вы понимаете это?
- Как уют создаётся в доме? Вы замечали, что делает мама?
-Это трудно, как считаете?
-Чем бы вы хотели быть похожи на маму? Почему?
-Что вы можете сделать, чтобы постараться стать похожими на родителей? (Уже сейчас присматривайтесь, как и что делают родители, учитесь. Приучайте себя трудиться, воспитывайте силу воли и ответственность.)
-Вернёмся к рассказу. Почему автор сравнил семью с солнцем? Что такое солнце?
- Что должно быть в семье, чтобы её можно было бы сравнить с солнцем?
-Что значит в доме тепло?
- Кто же ответственен за то, чтобы в доме было тепло? (Все члены семьи.)
-Какова же ваша роль в семье?
- А у детей есть, какая- то ответственность в семье?
Забота помощь поддержка послушание уважение
- На Руси говорили:
«Почитай отца твоего и мать». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.
- Эти правила существуют в наше время?
- На каком этапе вы сейчас находитесь? (В большей мере вы должны слушать родителей)
- Почему? (большой опыт, плохого не посоветуют.)
- Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается.
-Случалось у вас такое? Почему вы обижались на родных?
-Чего нам часто не хватает в общении с близкими?
ПОНИМАНИЕ ПРОЩЕНИЕ СДЕРЖАННОСТЬ ТАКТИЧНОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ
-Мы забыли сказать о важном предназначении семьи. На вас дети лежит большая ответственность. Какая?
-Дети - продолжение рода.
-Что такое род? Какие у вас ассоциации возникают?
- На Руси говорили: «Как тебя, молодца, да именем зовут.
Да какого ты роду-племени?»
РОД- ряд поколений происходящих от 1 предка.
-Вы знаете свой род, своих прабабушек и прадедушек? Почему?
-Вам есть чем гордиться? (Род славен предками. Одни прославляли его праведной жизнью, другие–воинскими подвигами, третьи –трудолюбием, четвёртые –добротой и приветливостью. К доброму роду по -доброму и относятся.)
Издавна говорили «Свято храни честь своего рода»
-Как вы понимаете? (Дорожи добрым именем рода и семьи. Бывает, что по одному человеку о всей семье судят.)
На Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…в наше время.
-Если ваш представители вашей семьи и рода ничем не отличились, что вы можете сделать?
-Как вы можете это сделать? (Соблюдать моральные правила, быть нравственным человеком.)
-Чтобы к этому прийти нужно … уже сейчас трудиться и прилагать старания. Говорят «БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»
Ответственность
-Что у нас получилось? Все семьи разные, но что-то их объединяет.
ЛЮБОВЬ ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА ПОНИМАНИЕ ТЕРПЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УВАЖЕНИЕ ПОСЛУШАНИЕ ЖИЗНЬ
-Если в семье будут все эти добродетели, тогда ваша семья счастливая, как солнце.
-Какова тема урока?
-Посмотрим оглавление учебника. Мы начали изучать новый раздел «Каковы истоки правил морали» Все слова понятны?
-Как понимаете название главы, о чём в этом разделе будем говорить?
-Первая тема, которую предлагают авторы - «Ценность рода и семьи». Почему?
- Сможем ли мы сейчас сказать, в чём ценность рода и семьи?
-Предлагаю сравнить ваше мнение с авторским в учебнике на с.45. Посмотрите на схему, которую предлагают. О чём она говорит?
- Хотели бы что-то изменить или добавить в схеме?
-А как бы вы изменили её, если бы в центре вместо мальчика была героиня следующего видеоролика.
Видео
-Зачем подарок хотела сделать?
-А если нет средств то, как порадовать? Дополни схему.
-Что отдала девочка? За что могла дать самую высокую цену?
-Что означают слова «Дала больше, чем могла»?
- Рефлексия
На листках выберите одно предложение и закончите его.
- Хочу сказать своим родителям, что…
- Благодаря своей семье, я…
- Я горжусь, потому что…
- Берегите свои семьи, они самое дорогое, что есть у человека. Я надеюсь, всё сказанное сегодня поможет вам свою семью сделать счастливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....
Методическая разработка урока по теме: "Всё начинается с семьи".
Это первый урок по теме: "Всё начинается с семьи" в модуле: " Светская этика" в 4 классе. В нём раскрывается широкое и узкое понимание слова "семья", а также значения слов: "род"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...
Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"
Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...
Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"
Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...