Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Трунина Ольга Константиновна

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trunina_chudo_v_kane_galileyskoy.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ,

модуль «Основы православной культуры»

Урок по теме «Евангельские сюжеты. Чудо в Кане Галилейской».

Тип урока: урок по передаче и усвоению новых знаний

Цель: создать условия для восприятия детьми духа любви, кротости, служения ближнему и милосердия, присущего новозаветному учению.

Задачи:

Воспитательные задачи: формирование понятий: духовное единство семьи, взаимная забота, надежность человека, репутация.

Образовательные: знакомство с отрывком из Евангелия от Иоанна, глава 2, 1-11.

Развивающие: развитие навыка слушания, рассуждения, проведения аналогии. 

Технические средства обучения: книга Библия, иллюстрации, раскраски для вклеивания в тетрадь.

Основные понятия: брак, гостеприимство, сострадание, просьба, надежность, репутация.

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

Чтение фрагмента  Евангелия от Иоанна.

Разъяснение и обсуждение прочитанного фрагмента.

Проведение параллелей между событиями в прочитанном фрагменте и жизнью воспитанников.

Закрепление изученного сюжета и понятий.

Конспект урока по теме «Чудо в Кане Галилейской».

Объяснение учителя: Первое чудо, которое сотворил Иисус Христос, отличается от всех остальных евангельских чудес тем, что в нем не было смертельной или острой необходимости, и даже те люди, для которых оно было сотворено, не просили о совершении чуда. У каждого из нас хоть раз бывало ощущение радости от какой-либо удачи, которой мы не ожидали.

Обсуждение. 

Возможно, молодожены, о которых пойдет речь, почувствовали такую же радость, когда узнали и появлении особо вкусного вина на их столах.

Чтение фрагмента евангелия от Иоанна, гл. 2, 1-11.

На свадебный пир были приглашены Богородица,  Иисус Христос и Его ученики.  Богородица заметила, что у хозяев не хватает вина, и обратила на это внимание Своего Сына. Он не ответил ей согласием, скорее возразил в ответ: «что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой». Спаситель точно знает, какие дела Ему предстоит совершить в мире, и знает время, когда нужно совершать эти дела. Но у Богородицы не возникает ни малейших сомнений в том, что Сын выполнит её просьбу. Она тотчас же обращается к слугам, привлекая их внимание к указаниям Иисуса Христа: «что скажет Он вам, то сделайте». Спаситель более не возражает, но выполняет просьбу Матери. Служители получают последовательно два указания: наполнить сосуды водой и потом  зачерпнуть из сосудов и отнести распорядителю пира.

Служители наполнили каменные водоносы водой до верха и зачерпнули из водоносов содержимое и отнесли распорядителю пира. В описании этого чуда нет особых слов или жестов, во время или после которых вода стала вином. Мы можем лишь отметить тот момент, когда слуги, наполнив водоносы водой, обратились за следующими указаниями к Спасителю. То есть никаких эффектных действий не было сделано в момент совершения чуда.

Распорядитель так удивился качеству принесенного вина, что позвал к себе возлежащего на брачном пиру жениха и стал упрекать его в безрассудном поступке, как нерачительного хозяина. Всякий человек, стараясь продемонстрировать свой достаток и гостеприимство, сначала ставит на стол лучшее вино, а этот жених сберег самое качественное вино до конца пира, когда гости были уже не в состоянии различить вкус напитков.

Что мы можем понять из свидетельства об удивлении распорядителя пира?

Наводящие вопросы учителя приводят к ответу:

Из  удивления архитриклина мы можем заключить, что качество вина, претворенного Господом из воды, было очень высоким. Так Господь из воды творит вино лучшее, чем человек из винограда.

Кто знал о совершившемся чуде?

Наводящие вопросы учителя приводят к ответу:

Никто, кроме слуг, наливавших воду, и учеников Спасителя, сидевших рядом с Ним, не знал о совершившемся чуде.

Была ли острая необходимость в совершении этого чуда?

Наводящие вопросы учителя приводят к ответу:

В этом чуде, как мы говорили, не было острой необходимости, была лишь угроза неприятного окончания пира.

Каковы могли бы быть последствия нехватки вина для молодоженов?

Наводящие вопросы учителя приводят к ответу:

Конечно, недостаток вина уронил бы авторитет молодоженов в глазах всех их гостей, но все же это не болезнь и не смерть. Богородица настолько сострадательно относилась к людям, что Ей даже мысль об этом неудобстве и позоре доставила боль.

Иисус Христос ради просьбы Матери изменил  Свои намерения. Это дает нам основания полагать, что не только ради молодоженов в Кане Галилейской может такое произойти, но и ради нас. На наблюдении за этим событием основана уверенность, что молитва к Богородице имеет большую силу, поскольку Господь даже против Своего желания исполнил просьбу Матери.

С другой стороны, следует обратить внимание на то, с какой уверенностью Матерь Божия дает распоряжение слугам выполнить слово Спасителя. Это чудо открывает нам особенности отношений между Богородицей и Ее Божественным Сыном.

Как вы думаете, сомневается ли Богородица в том, что Сын выполнит Её просьбу?

 Она не сомневается, что Иисус Христос поможет людям по Её просьбе. Это говорит о Его надежности во всю их жизнь до Его тридцатилетия. Мы знаем, что такая уверенность может быть основана только на опыте, в который включен не один  поступок.

Кто из нас может заключить о своих родителях, что они так же уверены в том, что мы исполним все, о чем они попросят?  Что мы не начнем рассуждать, есть ли у нас желание, время и силы на выполнение их просьбы? Что мы не станем свое нежелание оправдывать рассуждениями о бесполезности, ненужности или несвоевременности предмета просьбы? 

Обсуждение.

Та уверенность, с которой Богородица ожидает исполнения Своей просьбы, крайне редко бывает присуща другим матерям. Вот конкретный евангельский пример для детей, желающих усовершенствовать свое отношение к родителям, следуя примеру Спасителя. Завоевать в глазах наших родителей подобную репутацию будет непросто, потребуется терпение, решимость и сила воли, чтобы совладать с собой. Придется справляться с ленью и разнообразными мыслями, которые будет внушать нам наше самолюбие, чтобы оправдать наше нежелание выполнять просьбы родителей. Но если нам удастся справиться с собой, мы станем надежными людьми, радостью и опорой своей семьи.

Вопросы для закрепления:

  1. Кто просил Спасителя о совершении чуда?
  2. О чем говорит нам уверенность Богородицы в послушании Сына?
  3. Откуда появляется уверенность в человеке?
  4. Что такое репутация, из чего она складывается?
  5. Кто является для христианина образцом для подражания?
  6. Часто ли ты забываешь сделать то, о чем тебя попросили родители?
  7. Как ты думаешь, если несколько раз не выполнить просьбу родителей, будут ли они надеяться, что в следующий раз ты точно выполнишь?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)

Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данный материал поможет узнать основные термины по теме "Животные" , а технология "Finger Toys" выступает как инновационный подход в обучении английскому языку, что позволит учащимся с интересом отнес...

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данная методическая разработка позволит играюче приподать материал детям по теме "Животные". С помощью технологии  " Finger Toys" дети легче усваивают информацию и с интересом изучают иностранный...

методическая разработка фрагмента урока для интерактивной доски на тему "Shopping for Everything"

Презентация для интерактивной доски  на тему "Shopping for Everything" к УМК "Enjoy English-4"...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»   ...

Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная   школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна....

Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий

Лексическая работа в начальной школе  разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется  незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются  тольк...