Конспект урока по ОРКСЭ по теме: «Честность и искренность» 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цель: раскрыть понятия честность, искренность, добросовестность; определить их значение в жизни каждого человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Личностные:

  • Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
     

 Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: учебник по курсу ОРКСЭ, презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ОРКСЭ

Тема урока: «Честность и искренность».

Дата: 16 октября 2018 г., вторник

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 4 «Д»

Урок: 3

Кабинет: 224

                  Учитель: Кейзер А.В.

                                         Студент: Шумилкина Д., 42 группа

                                         Методист:  Мухина И.Г.

                                                                                     

Цель: раскрыть понятия честность, искренность, добросовестность; определить их значение в жизни каждого человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Личностные:

  • Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

 Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: учебник по курсу ОРКСЭ, презентация, раздаточный материал.

Челябинск,2018

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15 -30 сек.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Геннадьевна и сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я.

- Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах.

 Организуют рабочее место.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: самоопределение

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Презентация

2

мин.

Настрой детей на урок, подведение к теме: 

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю посмотреть отрывок из русской народной сказки «Кот и мышь». Видеофрагмент

- Как вел себя кот по отношению к мышке?

- Какими качествами обладал кот?

- Хотите быть похожими на кота?

- Какими качествами должен обладать кот, чтобы нам понравиться?

- Какой синоним слову «правда»?

- А какой должна быть честность «от души»?

Смотрят видеоматериал.

- Кот всё время обманывал мышку.

- Обманщик, хитрец.

- Нет.

- Быть честным, говорить правду.

- Честность.

- Искренней.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Наглядный:

Видеофрагмент

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Презентация

4 мин.

- Назовите тему урока.

- Ребята, что мы уже знаем по этой теме? А что мы должны знать.

- Хорошо!

 

  - Тема: «Честность и искренность».


- Цели урока:

  1. Дать определения честности, искренности;
  2. Определить какими качествами должен обладать честный человек;
  3. Учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
  4. Понять, зачем людям нужна честность.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Видеофрагмент

Практический:

Слайд

Наглядный:

Презентация

Практический:

Работа с учебником

10

мин.

 Организация словарной работы.

- Вам знакомо слово «честность»? Как вы понимаете это слово?

- Вам знакомо слово «искренность»? Когда мы используем это слово в жизни?

- А сейчас послушайте, как представляют совсем маленькие дети понятие «честность». Видеофрагмент

- Ребята, а теперь откройте учебник на стр.61. Кто прочитает, что такое честность?

- Откройте тетради, запишите число и определение слова честность.

- Давайте сделаем маленький вывод.

- Разделите тетрадь на 2 столбика. В 1 столбике давайте запишем антонимы к слову честность.

- Какие слова вы будете писать?

- Хорошо! Записываем.

- Теперь посмотрите какие антонимы записала я.

- А во втором столбике мы запишем какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь, т.е. синонимы к слову честность.

- Какие слова вы напишете?

- Молодцы! Посмотрите, какие слова получились у меня.

- А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным не только с окружающими тебя людьми, но и с самим собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

- Со словом «честность» существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.

- Как вы понимаете выражение «Честно исполнять свой долг»?

- Подберите синоним к слову «долг».

- Посмотрите, как люди разных профессий исполняют свой долг.

- Ребята, кто изображён на слайде?

- Он честно исполняет свой долг?

- А что он делает?

- Кто изображён на слайде?

- А они честно исполняют свой долг?

- Что они делают?

- Кто изображён на слайде?

- А он честно исполняют свой долг?

- Что он делает?

- В народе есть выражение «Он принял честную смерть». Когда так говорят?

- Выражение «Даю честное слово» довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.

- Ребята, откройте страницу 62. Кто прочитает, начиная со слов «В 18 – 19 веках»

– Конечно, было бы хорошо, чтобы и в наше время и взрослые и дети умели держать слово.

Формулируют определение к понятию урока.

 Смотрят видеоматериал.

- Честность – важнейшее качество человека. Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.

- Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.

- Искренность, справедливость, добросовестность, безупречность, надёжность.

- Всегда добросовестно выполнять свою работу. Например, хорошо учиться в школе.

- Обязанность.

- Пожарный.

- Да.

- Тушит пожары.

- Врачи.

- Да.

- Лечат людей, делают операции.

- Полицейский.

- Да.

- Ловит приступников.

- Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.

Читают рассказ из учебника.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

V.Первичное закрепление во внешней речи

3

мин.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Игра «Да-нет».

- Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.

- Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, говорите «Да» и 1 раз хлопаете в ладоши, а если даёте отрицательный ответ, то поднимаете руки вверх и говорите «Нет».

– Честно бросать друга в беде?

– Честно признавать свою вину?

– Честно притворяться больным, когда не выучил урок?

– Честно признаться родителям, что ты получил двойку?

– Честно без спроса брать чужие вещи?

– Честно пользоваться подсказками?

– Честно после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

– Честно подсказывать другу на уроке?

– Честно свою вину перекладывать на другого человека?

- Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Нет.

- Да.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

Беседа

Практический:

Работа с учебником

Наглядный:

Презентация

Практический:

Работа в парах с карточками

20 мин.

- Посмотрите на картину на стр. 62.

- Как она называется?

- Что произошло с мальчиком на переднем плане?

- Сказал ли он об этом своей матери?

- Почему вы так решили?

- Как вы думаете, мама накажет его за это?

- Почему вы так решили?

- Как вы думаете, мальчику было легко рассказать правду?

- Какой мальчик?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Теперь посмотрите на картину на странице 64.

- Кто изображен на фотографии?

- Какие между ними отношения?

- Подберите синоним слову «хорошие»

- Почему вы так решили?

- Вы сейчас будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

- Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

- У вас на партах лежат карточки с ситуациями. Подумайте и скажите, как бы вы поступили в этой ситуации. И составьте по своей ситуации правило честного человека.

1-я ситуация.

– Вы в магазине покупаете продукты, и кассир даёт вам лишние деньги в виде сдачи. Как вы поступите в этом случае? Составьте по своей ситуации правило честного человека. 

2-я ситуация.

- Вы заигрались у друга, и не успели убрать в своей комнате до прихода родителей. Что вы скажете родителям? Сформулируйте правило честного человека. 

3-я ситуация.

Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик сознался, отец тут же закричал «Ну и выпорю я тебя сейчас!» Составь правило честного человека. 

4-я ситуация.

Коля списал контрольную работу по математике у соседа по парте и получил «5». Как поступил бы ты? Составь правило честного человека.

5-я ситуация.

Пришли как-то враги-поляки в русскую деревню и попросили крестьянина Ивана Сусанина показать то место, где прячется царь. Сусанин пообещал, но завёл поляков в болото, откуда выбраться было нельзя. Поляки Сусанина убили, но и сами погибли. Как ты думаешь, правильно ли поступил Иван Сусанин? Составь правило честного человека.

– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека. Запишите их в тетрадь. Запомните и следуйте им.

 

- «Опять двойка».

- Он получил двойку.

- Да.

- Можно догадаться по выражению лиц родных.

- Нет.

- Он сказал правду.

- Нет, трудно.

- Честный.

- Правду говорить трудно, для этого нужно быть сильным духом.

- Скорее всего, мама с дочкой.

- Хорошие.

- Искренние.

- Они улыбаются друг другу, у них добрые глаза, они доверяют, между ними искренние отношения.

- Работать вместе; уметь выслушивать напарника; говорит один; при готовности поднять руки.

- Честный человек никогда не берёт чужое.

- Честный человек не боится сказать правду.

- Честный человек должен держать слово.

- Честный человек делает все сам.

- Честный человек погиб с честью, спасая своего царя.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

4

мин.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки в виде сердца. Сейчас я вам предлагаю придумать и написать своё правило честного человека и от чистого сердца искренне подарить своему соседу по парте.

- Теперь подарите это сердце своему соседу по парте.

Выполняют задание.

Придумывают и пишут своё правило честного человека.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Практический:

Работа со смайликами

Наглядный:

Картина на доске

1 мин.

- Ребята, нужна ли людям честность и искренность?

- А зачем они нам?

- Какой же сделаем вывод по сегодняшнему уроку?

- Спасибо за урок, до свидания!

- Да.

- Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

- Честность помогает добиться торжества справедливости.

- Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.

- Очень важно быть честным человеком. Такого человека все уважают и ему доверяют. Друзьям всегда нужно говорить правду, но не при всех, а наедине, чтобы он не обиделся. Между людьми важна искренность.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ на тему : "Христианская семья" (4 класс)

Тема урока: Христианская семьяТип урока: открытие новых знаний.Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи:  Раскрыть сущность правосла...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс

Урок общеметодологической направленности.Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Конспект урока ОРКСЭ на тему «Честность и искренность» (4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о честности;ознакомление обучающихся с понятиями «честность», «искренность», «правда».Планируемые...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...

Проверочная работа по ОРКСЭ по теме "Честность и искренность"

Проверочная работа составлена для двух вариантов. Обучающимся предлагается дать развёрнутые ответы на 6 вопросов....