Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Муртазина  Коркем Шандозовна

Урок общеметодологической направленности.

Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse_na_temu_dobro_i_zlo_4_klass.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Жанузакова Коркем Шандозовна

Класс: 4

Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики. /Модуль «Основы светской этики»/.

Тема урока: «Добро и зло». 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: 
Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.

Задачи, направленные на формирование и развитие предметных результатов:

  • выработать понимание терминов «добро» и «зло»;
  • учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире.

Задачи, направленные на формирование и развитие метапредметных результатов:

  • развивать умение обобщать, делать выводы;
  • продолжать учить работать с информацией;
  • развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся

Задачи, направленные на формирование и развитие личностных результатов:

 развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока:

  • В ходе урока учащиеся познакомятся с терминами добра и зла, научаться различать проявление добра и зла в окружающем мире;
  • Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием);
  • Будут развивать такие качества как толерантность, уважительные отношения друг к другу.

Оборудование и материалы:

  • учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»;
  • толковый словарь С. И. Ожегова;
  • компьютеры, проектор, презентация, видеоролик, электронное приложение к учебному пособию (если отсутствует, то электронный тест);
  • раздаточный материал.

Ход урока:

1. Мотивация учащихся на обучение.

Звучит песня…. «Если добрый ты …» (слайд 1)

- О чем эта песня?

Работа с притчей /слайд 2/.

  • Прочитай притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам хотелось поделиться? (Чему она вас научила?)

«Притча о Добре и Зле». /слайд 3/

( у каждого учащегося лежит карточка на столе с притчей)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

  • Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

А какого волка «кормишь» ты? /слайд 4/

2. Определение темы и целей урока /слайд 5/.

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

3. Работа над новым материалом.

Работа в группах /слайд 6, 7, 8/.

1 группа – создаёт кластер к понятию ДОБРО

2 группа – создает кластер к понятию ЗЛО.

Работа со словарем

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» /слайд 9/

«Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Сергей Ожегов

«Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро» /слайд 10/.

Возвращение к кластеру (уточнение информации).

Работа с учебником /стр. 12-13/ /слайд 11/

  1. Что входит в понятие добра?
  2. Найдите в тексте наиболее распространенные проявления зла.

Работа над кластером (уточнение информации).

Дидактическая игра «Добро и зло» /слайд 13,14/

-Посмотрите на экран. Давайте вместе с вами попробуем определить где добро, а где зло?

- Объясните почему вы так решили?

  • Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  • Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  • И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- Послушайте внимательно стихотворение Агнии Барто. /слайд 15/

-Можно ли такого друга назвать добрым?

-Почему?

- А что вы можете сказать о себе? /слайд 16/

4. Физминутка /слайд 17/

  1. Первичное закрепление материала.

Работа в группах /слайд 18/.

Как вы понимаете смысл данных утверждений?

  1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  2. Жизнь дана на добрые дела.
  3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится». 

Игра «Найди пару» /работа по карточкам/ /слайд 19/

Добрые дела 

половина счастья

Доброе слово

нет доброго имени

Без добрых дел

доброту не унесут

Красоту уносят годы

красят человека

6. Включение изученного материала в общую систему знаний.

Проект «Портрет доброго человека» (работа в группах)

/слайд 20/

  • Это – человек…
  • Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает
  • Он не совершает поступков …
  • Он не пройдет мимо …
  • Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то …., и они вызывают у него…
  • Совесть выражается в …
  • Она побуждает человека следовать…
  • Отвращает его от…

  1. Контроль

Сегодня мы с вами очень много говорили о понятиях добра и зла. Предлагаю вам выполнить небольшой тест.

(У каждого учащегося лежит листок с тестом на парте)

Тест

а) Как творят добрые дела?

-В надежде на вознаграждение.

-В надежде на похвалу.

-Чтобы избежать наказания.

- Бескорыстно и сознательно.

б) Что считается добрым поступком?

-Дать списать домашнее задание.

-Помочь соседу по парте разобрать задачу.

- Забыть о неприятной просьбе.

-Опоздать на неинтересную встречу.

в) Укажите поступки, которые одобряет общество.

- Насилие.

- Взаимопомощь.

- Унижение.

- Обман.

г) Что является последствием злых дел?

- Радость.

- Мирное сосуществование.

- Вражда.

- Дружба.

8. Задание на дом (на выбор) /слайд 21/

1.Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

2. Подготовьте высказывания выдающихся людей о добре и зле.

9. Рефлексия /слайд 22/

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- Хотелось наш урок закончить стихотворением В.М. Найденова.

/слайд 23/

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то поможет

Улыбка твоя и твоя доброта

Ты счастлив, что день не

Напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...

Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс

Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нрав...