Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Урок общеметодологической направленности.
Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_na_temu_dobro_i_zlo_4_klass.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Жанузакова Коркем Шандозовна
Класс: 4
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики. /Модуль «Основы светской этики»/.
Тема урока: «Добро и зло».
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.
Задачи, направленные на формирование и развитие предметных результатов:
- выработать понимание терминов «добро» и «зло»;
- учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире.
Задачи, направленные на формирование и развитие метапредметных результатов:
- развивать умение обобщать, делать выводы;
- продолжать учить работать с информацией;
- развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся
Задачи, направленные на формирование и развитие личностных результатов:
• развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока:
- В ходе урока учащиеся познакомятся с терминами добра и зла, научаться различать проявление добра и зла в окружающем мире;
- Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием);
- Будут развивать такие качества как толерантность, уважительные отношения друг к другу.
Оборудование и материалы:
- учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»;
- толковый словарь С. И. Ожегова;
- компьютеры, проектор, презентация, видеоролик, электронное приложение к учебному пособию (если отсутствует, то электронный тест);
- раздаточный материал.
Ход урока:
1. Мотивация учащихся на обучение.
Звучит песня…. «Если добрый ты …» (слайд 1)
- О чем эта песня?
Работа с притчей /слайд 2/.
- Прочитай притчу.
- В чем заключается смысл притчи?
- В чем мораль?
- Какими мыслями и чувствами вам хотелось поделиться? (Чему она вас научила?)
«Притча о Добре и Зле». /слайд 3/
( у каждого учащегося лежит карточка на столе с притчей)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
А какого волка «кормишь» ты? /слайд 4/
2. Определение темы и целей урока /слайд 5/.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
3. Работа над новым материалом.
Работа в группах /слайд 6, 7, 8/.
1 группа – создаёт кластер к понятию ДОБРО
2 группа – создает кластер к понятию ЗЛО.
Работа со словарем
«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;
«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» /слайд 9/
«Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
Сергей Ожегов
«Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро» /слайд 10/.
Возвращение к кластеру (уточнение информации).
Работа с учебником /стр. 12-13/ /слайд 11/
- Что входит в понятие добра?
- Найдите в тексте наиболее распространенные проявления зла.
Работа над кластером (уточнение информации).
Дидактическая игра «Добро и зло» /слайд 13,14/
-Посмотрите на экран. Давайте вместе с вами попробуем определить где добро, а где зло?
- Объясните почему вы так решили?
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Послушайте внимательно стихотворение Агнии Барто. /слайд 15/
-Можно ли такого друга назвать добрым?
-Почему?
- А что вы можете сказать о себе? /слайд 16/
4. Физминутка /слайд 17/
- Первичное закрепление материала.
Работа в группах /слайд 18/.
Как вы понимаете смысл данных утверждений?
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе слово и железные ворота открывает.
4. «Худо тому, кто добра не делает никому».
5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
6. «Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится».
Игра «Найди пару» /работа по карточкам/ /слайд 19/
Добрые дела
половина счастья
Доброе слово
нет доброго имени
Без добрых дел
доброту не унесут
Красоту уносят годы
красят человека
6. Включение изученного материала в общую систему знаний.
Проект «Портрет доброго человека» (работа в группах)
/слайд 20/
- Это – человек…
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает
- Он не совершает поступков …
- Он не пройдет мимо …
- Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то …., и они вызывают у него…
- Совесть выражается в …
- Она побуждает человека следовать…
- Отвращает его от…
- Контроль
Сегодня мы с вами очень много говорили о понятиях добра и зла. Предлагаю вам выполнить небольшой тест.
(У каждого учащегося лежит листок с тестом на парте)
Тест
а) Как творят добрые дела?
-В надежде на вознаграждение.
-В надежде на похвалу.
-Чтобы избежать наказания.
- Бескорыстно и сознательно.
б) Что считается добрым поступком?
-Дать списать домашнее задание.
-Помочь соседу по парте разобрать задачу.
- Забыть о неприятной просьбе.
-Опоздать на неинтересную встречу.
в) Укажите поступки, которые одобряет общество.
- Насилие.
- Взаимопомощь.
- Унижение.
- Обман.
г) Что является последствием злых дел?
- Радость.
- Мирное сосуществование.
- Вражда.
- Дружба.
8. Задание на дом (на выбор) /слайд 21/
1.Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
2. Подготовьте высказывания выдающихся людей о добре и зле.
9. Рефлексия /слайд 22/
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
- Хотелось наш урок закончить стихотворением В.М. Найденова.
/слайд 23/
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...
Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."
Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс
Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нрав...