Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ
Тема: «Добро и зло»
ФИО учителя: Устьянцева Д.А
Класс: 4
Цели деятельности учителя:
- ознакомление с главными понятиями морали «добро» и «зло».
- привитие у детей навыков нравственной рефлексии по отношению к добру и злу;
- воспитание доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Планируемые результаты
Предметные:
- научатся первоначальным представлениям о добре и зле;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Личностные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник «Основы светской этики», презентация, проектор, компьютер.
Этапы урока Методы и приёмы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя, беседа | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Наведите, пожалуйста порядок на партах, и сядьте ровно. - Ребята, давайте сейчас настроимся на продуктивную работу: Громко прозвенел звонок – - О чем говорят строки, которые вы только что услышали? | Приветствуют учителя. - Данные строки говорят о том, что мы должны внимательно слушать учителя, запоминать всё что услышим. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; синтез Л: смыслообразование |
2. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: учебная презентация Словесный: фронтальный опрос | 5мин | - Молодцы, сейчас вашему внимаю предлагается видеофрагмент. После просмотра, которая вы мне должны сказать, о чем же все-таки там шла речь. -Ребята, о чем все-таки данный видеофрагмент? | Просмотр видеофрагмента -В видео фрагменте речь шла о добре и зле. | Р: саморегуляция П: синтез П: установление причинно-следственных связей |
3. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: работа в группах | 4 мин | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Верно, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое добро и что такое зло. Добро и Зло – два вечных спутника, Идут по жизни с нами до конца. Как разделить их, чтоб не мучиться, И не болела по ночам душа. Добро – такое теплое, как солнышко, А зло – оно холодное, как лед - Какую цель мы можем поставить на урок? - Ребята, давайте объединимся в группы по 4 человека и обсудите, что такое добро, и что такое зло. - Кто может рассказать? | - На уроке мы будем говорить о добре и зле. Проблемная ситуация - Узнать, что такое добро и зло. - Научится анализировать «добрые» и «злые» поступки. Работа в группах | Р: целеполагание; саморегуляция П: формулирование проблемы К: постановка вопросов |
4. Открытие детьми нового знания Практический: работа с учебником, работа в группах Словесный: фронтальный опрос, беседа Динамическая пауза | 10мин | - Чтобы нам стало немного понятнее, давайте откроем учебники на странице 39 и прочитаем, что же такое добро. -Хорошо, ребята, а как вы думаете добрый человек, то какой? -Верно, ребята, а каких добрых персонажей их сказок вы знаете и помните? -Верно, ребята, а что такое зло? - Да вы правы, давайте посмотрим, как трактует понятие зло - составителей «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегов. Кто нам прочитает? - Ребята, а каким злых персонажей из сказок вы помните и знаете? -Вы верно назвали. Сейчас я вам прочту одну притчу, ваша задача внимательно послушать ее и скачать в чем же смысл. Как-то, два друга много дней шли в пустыне. -Ребята, как вы думаете, почему он так ответил? -Да, так оно есть, хотите послушать, чем закончилась притча? -Итак, в чем смысл притчи? -Действительно, так оно и есть. Все, что нам сделали плохое мы должны отпускать, а не хранить в памяти. А все хорошее помнить да долгие годы. -А сейчас давайте немного отдохнем. Физмитка( видеофрагмент) | - Добро-это высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу, называется добром. - Это такой человек, который желает добро другим, отзывчивый, который всегда готов прийти на помощь. -Иван-царевич, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Золушка, Красная Шапочка, -Это то, что приносит людям беду, горе. От зла, нечего хорошего нельзя ожидать. -«Зло-нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду» - Карабас Барабас, Кощей бессмертный,Баба-Яга. Слушают притчу -Потому что зло мы должны забывать, а добро помнить. -Да Предположения детей. -Потому, что плохое мы должны забыть, и стирать это их своей памяти, как бы то сделали пески. А все хорошее, мы должны оставлять в памяти на долгие годы, как гравировка на камне. Выполняют физминутку | Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; анализ; выбор оснований и критериев для сравнения К: управление поведением партнера Р: саморегуляция П: анализ; установление причинно-следственных связей П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; анализ; выбор оснований и критериев для сравнения |
5. Первичное закрепление Практический: выступление у доски Словесный: слово учителя | 5мин | -Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске висит лента с пословицами, каждый будет отрывать листочек и зачитывать вслух при это стараться объяснить их смысл. Добро не умирает, а зло пропадает Добра желаешь, добро и делай Добро помни, а зло забывай Доброе слово лечит, а злое – калечит Доброе слово человеку, что дождь в засуху Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не делает никому | Слушают учителя -Это значит, что добро всегда побеждает, а зло тебя только губит. -Твои мысли должны совпадать с тем, что ты желаешь. И если ты желаешь человеку добра, такие и должны быть поступки. -Нужно забывать зло, ведь тебе самому будет плохо, если ты будешь жить только этими мыслями. -Когда нам говорят, добрые слова нам становится радостно, у нас поднимается настроение. А когда нам говорят зло слово, то и настроение пропадает и делать нечего не охота. -Т.е доброе слово человеку необходимо, оно его спасет от проблем и бед, и поэтому его сравнивают как дождь в засуху. -Кто совершает добрые дела, тот весел, добр. А кто злой, тот и жизни не рад. -Не совершая добрые поступки мы сами становимся несчастны. | Л: смыслообразование Р: саморегуляция П: установление причинно-следственных связей |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Наглядный: учебная презентация Практический: работа в парах Словесный: слово учителя, | 5мин | - Посмотрите на слайд, на слайде вы видите таблицы. Внимательно посмотрите, ваша задача, перенести эту таблицу в тетрадь. -Ребята, на слайде вы видите слова, ваша задача состоит в том, чтобы в паре с вашим соседом распределить данные слова в 2 группы. Такие как качества «помощники» добра и качества «помощники» зла. (мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.) -Давайте проверим, пара Маши и Вани какие слова вы отнесли к словам «помощникам» добра. Остальные внимательно слушают и проверяют, правильно ли вы распределили. -Ребята, у всех так, все верно указали слова «помощники» добра? -Хорошо, Диана и Коля, какие слова вы отнесли к «помощникам» зла? -Ребята, проверьте все ли слова назвали Диана и Коля? | Слушают задание Переносят таблицу в тетрадь Выполняют задание в парах - К слова «помощникам» добра мы отнесли:мужество,честь,скромность,милосердие,совесть,честность,тактичность,правдивость,справедливость, выдержка. -Да. - К словам «помощникам» зла мы отнесли:хвастливость, жестокость, трусость,зависть,жадность, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм. -Все. | Р: саморегуляция К: управление поведением партнера П: структурирование знаний; анализ; |
7. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя | 7мин | -На ваших столах лежат листочки с кроссвордом, ваша задача отгадать все слова. Что бы получилось слово, а какое именно мы узнает, когда вы разгадает все слова. -Давайте, проверим, какие слова вы вписали. Итак, первое слово. Кто нам прочитает вопрос? -Что это? -Верно, следующий вопрос? -Что это? -Правильно, следующий вопрос? -Что это? -Верно, следующий вопрос? -Что это? -Молодец, следующий вопрос? -Что это? -Правильно, следующий вопрос? -Что это? -Ребята, дак какое у нас слово получилось? -А среди вас или ваших друзей есть добрые люди. Какие добрые поступки они совершают? -И все- таки доброта имеет ли ценность в наше время? | Слушают задание. -Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. -Это се р д ц е - Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь. -Это злоба. -Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. -Это любовь. - Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. -Радость. - Пожелание добра -Доброжелательность. -Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь -Забота. - Близкие отношения, основанные на доверии. -Это дружба. -У нас получилось слово-доброта. Приводят примеры -Да доброта имеют большую ценность, добрый человек всегда улыбчивый у него есть настроение. А злой человек, кричит, ругается. И правильно говорят, добро всегда побеждает зло. | Р: саморегуляция П: структурирование знаний; анализ; |
8. Рефлексия деятельности Наглядный: учебная презентация Словесный: беседа | 2 мин | - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Хорошо. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Что вы узнали на уроке? Что вам понравилось/не понравилось? - Сейчас я раздам вам небольшие памятки с правилами доброты. Вклейте их в свои рабочие тетради.
| Размышляют о прошедшем уроке - узнать, что такое добро и зло; -научится анализировать «добрые» и «злые» поступки. | Л: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация Р: оценка П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...
Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."
Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс
Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нрав...