Конспект урока по ОРКСЭ на тему : "Христианская семья" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока: Христианская семья
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse_semya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Урок по ОРКСЭ
«Христианская семья»
учитель начальных классов
Напалкова Н.В.
Саранск 2018
Тема урока: Христианская семья
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Ход урока
1.Оргмомент
Приветствие друг друга и гостей.
2.Актуализация знаний. Постановка темы и задач.
Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадаем ребус. Правильно семья.
(Слайд 1. Семья)
-Какие ассоциации у вас возникают со словом СЕМЬЯ? (Родители, дети, бабушка и дедушка, любовь, забота о ближних, нежность и т.д.)
- Как вы понимаете, что такое семья?
-Обратимся к словарю.( Слайд2. По словарю С.И.Ожегова « Семья – группа людей, живущих вместе близких родственников.» )
3.- Давайте теперь прочитаем в учебнике, что такое семья.
- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.) Почему?
- От чего спасает семья?
-Значит назначение семьи – ограждать от бед и невзгод.
4.Чтение притчи
Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.
Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.
Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:
– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!
После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.
Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.
Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.
И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.
-Назовите главную мысль данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).
-Что помогло родителям-птицам исцелиться? Любовь и забота их детей
5.Проблемная ситуация
.- Ребята, конкретизируйте тему урока. (Христианская семья.)(Слайд 4)
- О чём может рассказать эта тема? Что можно узнать сегодня на уроке?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Почему так называется ? Чем отличается от понятия просто «семья»? Какие отношения в семье? Какой образ жизни?)
- Значит, нам предстоит выяснить особенности христианской семьи?
6.Открытие нового знания
- Подберите близкие по значению слова к словосочетанию христианская семья. (Верующая, любящая, заботливая и т.д.)
- С чего начинается семья? (Ответы учащихся.)
- А теперь давайте посмотрим фрагмент одного мультфильма.
Демонстрация фрагмента из мультфильма «Сказка о царе Салтане»: диалог Гвидона с царевной Лебедь. (Слайд5)
(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?...
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
… «Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом-
Слушай обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом».)
- Из какого произведения этот отрывок?
-Как вы думаете, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать её совет мудрым?
6.Знакомство с семьёй царя Николая II. (Слайд9)
Истории известны имена супругов, которые преодолели все трудности и создали крепкую семью.
- Посмотрите на этот семейный портрет. Всмотритесь в их лица. Что вы можете о них сказать?
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
- Самое большое значение семьи – это воспитание детей.
- Какой же должна быть христианская семья? Сделаем вывод. (Слайд Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.
- Может кто-то знает, что такое венчание?
7.Видеоклип
Венчание – это одно из важнейших церковных таинств Православной церкви. Венчание совершается священником, который благославляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.(Слайд7)
Во время венчания жениху и невесте возлагают на голову венцы.
- Для чего это делают? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
- С каким венцом сравнивают венцы, который возлагают на жениха и невесту?(Мученический венец за верность Богу и Церкви. Мученический венец напоминает о терновом венце Христа.)
ается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним.)
-Семья такой должна сохраниться на протяжении всей своей жизни.
Вывод : Настоящая любовь живёт вечно и на этом строится семья.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы) Видеоклип о Петре и Февронии
Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)
(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.
В нашем городе Саранске в 2008 году на пересечении улиц Демократической и Советской, – напротив Кафедрального собора Св. Феодора Ушакова расположена скульптурная композиция в натуральный рост, которая изображает многодетную семью . В день бракосочетания молодожёны обязательно посещают монумент счастливой семьи, искренне веря, что скульптурная композиция принесёт им удачу.
Видеоклип бракосочетания в Заксе
Работа в парах.
- Выберите только те отношения, которые должны быть между членами семьи и подчеркните их.
Любовь Внимательность
Зависть Жертвенность
Забота Эгоизм
Хамство Терпение
Уважение Доброта
Грубость Тактичность
Нежность Доверие
Злоба Жестокость
- Какие отношения вы не выбрали? Почему?
В каждой семье есть свои традиции. Об этом вы писали в своих проектах, когда составляли родословную.
-Назовите, какие традиции есть у вас в семье?
8.Стихотворение «Семья»
9.Рефлексия
- Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)
-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки.
И положим их в корзину.
Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.
Стих. Родина
10.Итог
- Вспомните, какие вопросы вы задавали в начале урока.
-Какие новые знания у вас появились? (Слайд16 )
Понятие «семья»
Венчание
Венцы и кольца
Семья Николая II
-Что мы можем сделать, чтобы семьи наши были крепкими?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы создать семью, молодые люди, должны хорошо подумать о будущей совместной жизни, чтобы потом не раскаяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"
урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитание ответств...
Урок по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Данный урок по программе ОРКСЭ № 27 в системе уроков по предмету, 1 час по данной теме....
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".
Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...
План - конспект урока по ОРКСЭ пот теме "Христианская семья"
Материал содержит методические рекомендации для проведения урока модуля "Основы православной культуры" по теме "Христианская семья"...
Конспект урока по ОРКСЭ (модель ПК "Христианская семья"
Что значит для меня моя семья?Конечно, счастье и уют домашний,Семь правил обязательных храня,Лишь только семь, но очень-очень важныхВо-первых, это главное – любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом...
Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Христианская семья"
Конспект занятия посвящен тому, чтобы расширить представления детей о понятии «семья», узнать какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорить о семейных ценно...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"
Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитани...