Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. А ведь что стоит улыбнуться в толпе незнакомому человеку, подать милыстыню нуждающемуся ... Да ничего, для любого ЧЕЛОВЕКА! Главное, чтобы все мы оставались просто людьми. На своих уроках стремлюсь только к одному - подтолкнуть ребят к человеческим качествам, чтобы желание творить добро, дарить внимание и любовь стало необходимостью в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Зачем творить добро?»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
- Организационный момент
- Подвод к теме урока
- Что такое духовный мир человека?
- Задание для групп.
- Каждая группа имеет на столе конверт с заданиями.
- Возьмите задание №1 (работа с текстом)
Вам надо прочесть текст на этом листочке. Обсудить её и подготовить несколько вопросов по её содержанию.
Христианская притча (1)
Копейка.
Шёл по дороге паренёк. Смотрит – копейка лежит. – Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги!» Взял её и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей?
- Предположите дальнейшее развитие событий.
Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошель потяжелел. Поглядел в него – а там тысяча рублей. – «Странное дело! – Подивился паренёк – Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей?
- Предположите дальнейшее развитие событий.
Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» и быстро посмотрел в кошель, а там - десять тысяч рублей! – «Чудеса! – Порадовался паренёк. – А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель – точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренёк свой кошель.
- Предположите дальнейшее развитие событий.
И тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое – какую одежонку нужно справить!» И чувствует паренёк, что кошель – то лёгкий – прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна – одинёшенька …
Симеон Афонский. Восхождение к небу.
- Как вы думаете почему так заканчивается эта притча?
- Самостоятельная работа в группах.
(Чтение текстов, обсуждение)
- Беседа по прочитанной притче.
- Составьте словесный портрет паренька в начале произведения.
В конце произведения.
- Что произошло? Почему паренёк изменил своё решение?
- Почему это произошло? Что послужило тому причиной?
- Назовите качества паренька в начале и в конце притчи.
- Как вы думаете, ребята, почему мы начали наш урок именно с этого произведения?
- Зачем творить добро?
- Вывод.
- Какой можно сделать вывод из этой притчи? Обоснуйте своё мнение.
(Каждый человек должен заботиться о своих близких людях, о тех , кому необходима защита и помощь)
- Как вы думаете, почему? (Предположения детей)
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
- Работа в группах.
- Возьмите задание №2. Прочитайте и обсудите текст.
Христианская притча (2)
Пуговица.
Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как – то шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу. Догнал старушку, отдал пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит себе человек. – и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут … И чаша с добрыми делами перевесила.
Вопрос:
- Как вы думаете, почему пуговица оказалась такой тяжёлой?
– «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – Удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из – за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
Симеон Афонский. Восхождение к небу.
- Беседа по содержанию.
- Почему особенного изменения к лучшему в себе не замечал человек?
- Почему человек делал добрые дела, а их не видно было на весах?
- Почему человек не хотел поднять пуговицу?
- Почему зло на весах перетягивало добро?
- Почему от одной маленькой пуговицы чаша с добрыми делами перевесила?
- Вывод.
- Какие дела действительно являются добрыми?
- Какого человека можно назвать добрым? Каковы основные качества доброго человека? Назовите.
- Работа в группах.
- Возьмите карточку с №3.
(Чтение, обсуждение)
Есть ли в тебе любовь?
Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего своего по Евангелию, обрати на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не отдают должного, принятого в общении почтения, или когда подчинённые погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неиправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.
«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?»
Праведный Иоанн Кронштадтский
- Работа по учебнику.
- Чтение материла учебника.
«Золотое правило этики – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Первая причина – благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А ког – то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 – й г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Пётр решил покинуть Рим. И вот когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Пётр узнал Христа…
Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером …
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.
Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
СВЯТОЙ – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.
У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
Может быть у человека было лишь несколько минут такой радости. Но их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предостерегают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча»
- Чтение притчи про дикаря и царя.
- Беседа по содержанию прочитанного.
- Зачем же творить добро? Теперь вы сможете ответить себе на этот вопрос?
(Обсуждения в группах, ответы ребят)
Чтобы христианину найти радость для своего сердца он творит добро другим людям.
- Итог урока.
Чтобы христианину найти радость для своего сердца он творит добро другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-161220-1355074655.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему: "Таинство Причастия"
В данном конспекте урока представлено описание происхождения одного из семи важнейших таинств Православной церкви - Причастия....
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".
Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".
Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-492898-1412693525.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс
Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-558022-1420645614.jpg)
конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...