Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".
Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики
Тема: «Дружба»
Класс: 4
Учитель: Лю-зайсан Оксана Александровна
Цель урока: сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.
Познавательные УУД:
познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Регулятивные УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи;
Ход урока
1.Создание психологического комфорта на уроке.
Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится - 43 мышцы, т. е на 25 мышц больше.
-Что полезнее: хмуриться или улыбаться?
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.
2. Проверка домашнего задания.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о личностных качествах человека.
И начнём с повторения предыдущей темы.
-Вспомните, что такое альтруизм, эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Приведите примеры разумного эгоизма.
-Домашним заданием было вспомнить сказку «Золушка».
-Можно ли назвать Золушку альтруисткой?
-Кого в этой сказке можно назвать эгоистами?
3. Определение темы урока.
- Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Да разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Нет, он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать —
То вряд ли это друг... (Валентина Кошелева)
-Итак, кто определил тему урока?
- Тема нашего урока «Дружба».
4. Основная часть.
Сегодня на уроке мы должны узнать: Что такое «дружба» Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа получит задание.
Ребята, вспомним правила работы в группе.
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?
1 группа: Работает по учебнику. Стр.32.
2 группа: Работает со словарём В.Даля
3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова
Ребята зачитывают определения.
- Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)
- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)
- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл
.
Игра «Собери пословицу»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»
«С другом веселее при удаче, легче при беде»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»
Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.
- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?
Физминутка «Дружба»
-А сейчас минутка отдыха.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше,выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись,завертелись и остановились.
-Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
Коллективная работа «10 законов дружбы»
(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например: * Хранить тайны друзей
*Доверять другу
*Помогать другу
*Защищать друга….
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
(Вывешиваю на доску плакат с 10 законами дружбы)
Законы дружбы
Доверять другу
Делиться новостями, успехами, неудачами
Уметь хранить чужие тайны
Радоваться вместе с другом его успехам
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
Защищать друга
Не критиковать друга в присутствии других людей
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Всегда выполнять свои обещания
- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?
А сейчас поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?»
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару приглашаем к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый? - На чем он любит кататься? - Какое время года у него любимое? - Какой вид спорта любит? - Кем хочет стать, когда вырастет? - Какое животное он хотел бы иметь дома?
Давайте сравним результаты!
«Цветок дружбы»
- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям.
( Выполняют задание под музыку)
- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.
5. Домашнее задание.
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или написать рассказ о своём друге.
6. Рефлексивно-оценочная деятельность.
- Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг. Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.
- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
- Над чем вам ещё надо поработать?
7.Итог урока.
-Что же такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом?
-А закончить наш урок я хотела бы стихотворением «Дружба»
Дружба- это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему: "Таинство Причастия"
В данном конспекте урока представлено описание происхождения одного из семи важнейших таинств Православной церкви - Причастия....
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".
Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".
Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья"....
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...
Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс
Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение...
конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...