Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лю-зайсан Оксана Александровна

Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".

Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и  светской этики

Тема:  «Дружба»

Класс: 4

Учитель: Лю-зайсан Оксана Александровна

Цель урока: сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Планируемые результаты:  

Личностные УУД:

 учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.

Познавательные УУД:

познакомиться с различными пословицами  о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД:

 удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи;

Ход урока

1.Создание психологического комфорта на уроке.

   Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится - 43 мышцы, т. е на 25 мышц больше.

-Что полезнее: хмуриться или улыбаться?

-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

2.  Проверка домашнего задания.

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о личностных качествах человека.

 И  начнём с повторения предыдущей темы.

-Вспомните, что такое альтруизм, эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом?      Приведите примеры разумного эгоизма.

-Домашним заданием было вспомнить сказку «Золушка».

-Можно ли назвать Золушку альтруисткой?

-Кого в этой сказке можно назвать эгоистами?

 

3. Определение темы урока.

- Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Да разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Нет, он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать — 
То вряд ли это друг...                (Валентина Кошелева)

-Итак, кто определил тему урока?

           - Тема нашего урока «Дружба».

4. Основная часть.

 Сегодня на уроке мы  должны узнать: Что такое «дружба» Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа получит задание.

Ребята, вспомним правила работы в группе.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!

 Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?

    1 группа: Работает по учебнику. Стр.32.

    2 группа: Работает со словарём В.Даля

    3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова

Ребята зачитывают определения.

- Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?

Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.  

                                                         Притча

    Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)

- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)

- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл

.

Игра «Собери пословицу»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»

«С другом веселее при удаче, легче при беде»

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»

Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.

- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?

Физминутка «Дружба»

 -А сейчас минутка отдыха.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам  ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше,выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись,завертелись и остановились.

-Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.

Коллективная работа «10 законов дружбы»

(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например: * Хранить тайны друзей

                   *Доверять другу

                   *Помогать другу

                   *Защищать друга….

- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

(Вывешиваю на доску плакат с 10 законами дружбы)

                                          Законы дружбы

Доверять другу

Делиться новостями, успехами, неудачами

Уметь хранить чужие тайны

Радоваться вместе с другом его успехам

Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи

Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций

Защищать друга

Не критиковать друга в присутствии других людей

Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя

Всегда выполнять свои обещания

- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили,  в чём отличие?

 А сейчас поиграем  в игру «Знаю ли я своего друга?»

- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару приглашаем к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый? - На чем он любит кататься? - Какое время года у него любимое? - Какой вид спорта любит? - Кем хочет стать, когда вырастет? - Какое животное он хотел бы иметь дома?
Давайте сравним результаты!

 

«Цветок дружбы»

- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям.

 ( Выполняют задание под музыку)

- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.

5. Домашнее задание.

  Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или написать рассказ о своём друге.

6. Рефлексивно-оценочная деятельность.

- Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг. Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.

- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?

- Над чем вам ещё надо поработать?

            

7.Итог урока.

 -Что же такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом?

-А закончить наш урок я хотела бы стихотворением «Дружба»

Дружба- это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему: "Таинство Причастия"

В данном конспекте урока представлено описание происхождения одного из семи важнейших таинств Православной церкви - Причастия....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья"....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс

Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение...

конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...