Урок по теме "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Ольга  Борисовна Иванова

Урок ОРКСЭ по модулю "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie.doc68 КБ
Office presentation icon miloserdie.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача по курсу ОРКСЭ

Название проектной задачи

Милосердие и сострадание.

 

Предмет

ОРКСЭ

Межпредметная связь

История

Краеведение,

Литература,

Изобразительное искусство,

Информатика

Класс

4

Цели и задачи (педагогический замысел)

Цель:

Помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; как милость может уживаться с гневом; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.

Задачи:

  1. Знакомясь с  материалом, дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.
  2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.
  3. Использовать наглядные методы, литературный и публицистический материал, способствовать развитию целостного восприятия школьников.

      4. Одновозрастное сотрудничество в группе.

Знания, умения и способы действий, на которые опираются задачи

Предметные:

-различение понятий: сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, милостыня, жадность, благотворительность, отзывчивость, чуткость,  добродушие, себялюбие, незлобивость.

-определение лексического значения слов: милосердие, милость, милостыня.

Общеучебные:

-элементы одновозрастного сотрудничества в деятельности;

-высказывание собственной точки зрения.

Планируемый  педагогический результат

работать в команде над решением единой проблемы;

  • высказывать, аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • описывать, анализировать и сравнивать всё, что видят вокруг;
  • применять ненасильственные методы решения проблем;
  • принимать на себя ответственность;
  • делать выбор и отстаивать свою позицию;

умение и готовность прощать ближнего; быть добрым.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения)

Оборудование

- табличка с написанием темы, нравственных категорий: сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, милостыня, жадность, благотворительность, отзывчивость, чуткость,  добродушие (незлобивость);

- учебники, рабочие тетради;

-компьютерная презентация.

                   

Этапы работы

1.Присоединение (слайд 2).

        В основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Противоположность- равнодушие, злонамеренность, враждебность, насилие.

        Я желаю вам сегодня на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для милосердия и сострадания. И для начала урока давайте подарим друг другу доброе слово…

(дети говорят друг другу добрые слова, встают в круг).

2.Активное собеседование.

  • Что такое милость?(Ответы детей)

( Милость (по Ожегову) – доброе, человеколюбивое отношение).

  • Что такое милосердие?(Ответы детей)
  •  Из каких же слов рождено это слово? (Ответы детей)
  • В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему). (Слайд 3)

  - Легко ли быть милосердным? (мнения ребят)

Учитель или заранее подготовленный ученик (на фоне негромко звучащей классической музыки) может рассказать притчу о милосердном самарянине (приложение 1).

-Как думаете, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам? (Ответы детей) Самарянин, позаботившийся об обиженном, проявивший любовь к ближнему.

Из любви к ближнему рождается милосердие..

«Милосердие…какое доброе и мудрое слово! Милосердие исстари обозначало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, одна из основополагающих заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего».(Со слайда 4 по13)

3.Презентация проекта «Милосердие».

(Обратить внимание на 12 слайд. Предложить детям ответить на вопрос Достоевского).

4. Работа с учебным пособием (статья «Милосердие»). (дети читают «по цепочке»)

Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Обращаем внимание на выделенное в тексте учебника слова. Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем, несчастьем; совместное переживание невзгоды.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Обращаем внимание на выделенное в тексте учебника слово. Равнодушие – безразличие, безучастность к людям, к окружающему миру.(Слайд 14)

Обратимся к опыту нашей истории. Дети читаю продолжение текста на с.79-81.

(Слайд 15)

-Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

5.Работа в группе.

Послушайте текст и подумайте, на чьей вы стороне - девочки или тёти?

Шёл 1945-й год. Под окнами 6-этажного дома, в котором жили восьмилетняя девочка и её тётя, лежала огромная куча угля. Бледные, истощённые пленные немцы сбрасывали его в подвал. Однажды девочка вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидели немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Девочка возмущённо обратилась к тёте: « Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как  нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Но ведь они же голодные».

  • Так на чьей же вы стороне?

Обсуждение в классе. Выступают делегаты от каждой группы.

Вывод. Быть злым легко. Легко ответить подлостью на подлость. Но мне жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

  • А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью).

Милосердие включает в себя и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

  • Как вы понимаете это слово?

На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питьё и деньги.(слайды 16-20)

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, инвалидам, домам престарелых. Известные артисты и музыканты проводят благотворительные концерты, средства от которых идут нуждающимся.

6.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?(приложение 2)

7.Ресурсный круг.

Составьте на доске цветок МИЛОСЕРДИЯ, расположив вокруг слова «милосердие» сердечки с выбранными слова: сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость, добродушие, милостыня.

Учащиеся могут оценить свою способность приходить к единому решению, слушать и слышать друг друга. Дети могут сказать, что они почувствовали в процессе чтения, размышления и обсуждения, к каким выводам пришли, выполняя задание. Благодарю детей за работу и подвожу итог урока

8.Заключение (слайд 21)

( Ученик читает стихотворение Владимира Марфина»).

Наивысшее счастье, какого только может желать человек, называют блаженством. Высшее блаженство – святость, рождаемая близостью к Богу. Существует десять заповедей закона, запрещающих делать то, что греховно. Существует и десять заповедей блаженства, которые учат нас тому, как мы можем достигнуть совершенства.

Пятая заповедь блаженства гласит: «блажени милостивии, яко тии помиловании будут», то есть вечно счастливы те, которые добры к другим, потому что и они помилованы будут.

9.Домашнее задание:

Чтение статьи в учебнике стр.42-45.

Приложение 1.

ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ

В Евангелии от Луки приводится притча о добром самарянине, являющаяся примером милосердного отношения к человеку. В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили  и ушли, оставив его, полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил  священник. Увидев избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель- левит- и, увидев избитого, также обошел его и не остановился.

Однако некий самарянин (самаряне – арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и   увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином. А затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор  и  позаботился о нем. А на другой день он вынул два динара (динарий – серебряная римская монета), дал хозяину постоялого двора и сказал: «Позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».

Приложение 2.

А.Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась,  вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

-Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Б.Орёл.    (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

-Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?

В.Котята.   (А. Щелыгин).

Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:

«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»

Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!

Они ползут  ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…

И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.

Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…

Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»

-Почему родители решили оставить котят?

Г.Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

- Чей поступок был признан лучшим и почему?

Д.Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

-Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Литература к уроку:

  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1987.
  2. А.В.Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса.- М.: «Истоки», 2005.
  3. Серия «Эрудит». Человек и общество.-М.:ООО «ТД «Издательство Мир  книги», 2006.
  4. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IV. Город Солигалич, Солигаличский район.-Кострома. 2002.
  5. Полная хрестоматия для начальной школы. 3 класс.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Полная хрестоматия для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей: в 2 кн./Сост. Е.В.Посашкова.- Екатеринбург:У-Фактория,2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие Выполнила: О.Б.Иванова, МОУ «Корцовская СОШ»

Слайд 2

Художественно-педагогическая идея урока Поделись своим хлебом с голодным, Состраданье к нему, не тая. Человечеству будут угодны Доброта и душевность твоя. ( В. Марфин)

Слайд 3

Милость и милосердие Милость (по Ожегову) – доброе, человеколюбивое отношение). Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему.

Слайд 4

Из истории… С древности милосердие рассматривали как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование.

Слайд 5

«Доброта», «любящая доброта»- так выражалось отношение Бога к людям, а также то, чего он ожидал от людей в их отношениях друг к другу,- доверительность и верность.

Слайд 6

Милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трёх добродетелей.

Слайд 7

Добродетели : Милосердие Вера Надежда

Слайд 8

В милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. Милосердие составляет долг человека. На это указывают заповеди.

Слайд 9

Заповеди : 1. Заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею. И всею крепостию, и всем разумением твоим». 2. «Возлюби ближнего твоего как самого себя».

Слайд 10

В христианском учении любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве и в качестве ближнего указан не только соплеменник или сосед, но и каждый человек, даже враг .

Слайд 11

Милосердная любовь признавалась большинством мыслителей, но и высказывались серьёзные сомнения: -достаточно ли одного милосердия? -любовь, как бы широко мы её ни понимали, является чувством. А чувство нельзя заповедать. («Сердцу не прикажешь»).

Слайд 12

Одним из тех, кто попытался разрешить эту проблему, был Ф.М.Достоевский. Он поставил вопрос: если человек, которого надо «по морали» любить, не вызывает, да и не может вызвать симпатии?

Слайд 13

По Достоевскому здесь и прояснится, чем является любовь для человека- заботливым отношением к другому или чувством. Если человек видит в милосердии лишь своё переживание, сострадание, а другого человека забывает, то от любви ничего, кроме себялюбия не остается.

Слайд 14

Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем, несчастьем; совместное переживание невзгоды. Равнодушие – безразличие, безучастность к людям, к окружающему миру.

Слайд 16

Храмовый комплекс

Слайд 17

О существовании в Корцово деревянных церквей впервые упоминает дозорная книга г. Солигалича 1614 г. В первой половине 19 века деревянные церкви были заменены двумя ныне существующими каменными храмами. Большие вклады в храмы делали местные купцы. Один из них, Ефрем Яковлевич Гусев, построил при корцовских храмах богодельню. Во 2-й половине 1850-х годов храм был расширен. Деньги на строительство сверх имевшейся суммы дал петербургский купец Егор Михайлович Дегтярёв. Все работы по реконструкции церквей в 1901-07 гг производились на средства прихожан под наблюдением гражданского инженера В.Борткевича.

Слайд 18

Из рассказа Серафимы Ивановны Чудиновой 1914 г.р.) В селе находился дом престарелых, который содержался на средства Гусева. Находился он в церковной сторожке, где сейчас располагается школьная мастерская. Когда Гусев возвращался из С.Петербурга, то покупал всем малоимущим в селе по паре лаптей, рукавиц и по связке баранок.

Слайд 19

Земская больница

Слайд 20

Корцовский приемный покой был переведен из деревни Царево в специально выстроенный на средства уездного земства и частных благотворителей новый двухэтажный дом 14 мая 1889 года. Один из благотворителей купец Е.Я.Гусев подписал на строительство немалую сумму- 1000 рублей. Он же пожелал учредить при Корцовской земской больнице 4 койки для бесплатного лечения больных на проценты жертвуемые им на эти цели капитала в сумме 5500 рублей. В благодарность за пожертвования земским собранием было предложено ему звание попечителя и было направлено ходатайство через губернатора о представлении Е.Я.Гусева к Высочайшей награде .

Слайд 21

Заключение Поделись своим хлебом с голодным, Состраданье к нему, не тая. Человечеству будут угодны Доброта и душевность. Пощади бессловесного зверя, Дай пичуге расправить крыла, Постарайся в любви и доверие Не наделать ошибок и зла. Посочувствуй деревьям и рекам – Не мути, не уродуй, не жги… Помоги себе стать человеком. Помоги, помоги, помоги…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

Урок 12 Милосердие и сострадание

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...