Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе
рабочая программа по орксэ (1 класс) на тему
Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрации
Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад № 21
тел. 64-46-71
факс 64-46-71 Московская область, г.Солнечногорск, Колхозный переулок, д.2
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ № 21
__________Е.В. Корж
« » 2г.
М.П.
Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе.
(базовый уровень)
Составитель: Литвинова Галина Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка
Внеурочный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Внеурочный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 8-9 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи внеурочных занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе.
Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи внеурочных занятий по ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основное содержание программы.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.
Поход по знаменитым местам «Моей малой Родины» (по г. Солнечногорску.)
Защита проектов «Моя малая Родина»
Что такое светская этика? Чтение и обсуждение стихотворения С.Баруздина «О человеке и его делах»
Добро и зло. Чтение и обсуждение басни «Старый дед и внучек»
Добро и зло. Чтение и обсуждение в группах притчи «Как иногда за добро платят злом».
Конкурс рисунков на тему: «Добро и зло» глазами первоклассников.
Встреча с интересными людьми г.Солнечногорска «4 ноября – День народного Единства».
Диспут на тему «Протяни руку помощи…»
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру»
Чтение и обсуждение в группах притчи «Девочка и звезда».
Конкурс рисунков на тему: «Протяни руку дружбы…»
Экскурсия в краеведческий музей г.Солнечногорска
Просмотр и обсуждение короткометражных анимационных фильмов нравственно-поучительного характера «Хрустальный мальчик», «Новогодние приключения двух братьев» и другие
Праздник для родителей: «Здравствуй, Новый год-праздник семьи!
Творческие работы учащихся «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»
Музыкальная гостиная «Рождественские встречи»
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Встреча за круглым столом вместе с родителями.
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Герои России».
Конкурс «Джентльмен и леди»
Золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступили по отношению к тебе» (диспут)
Просмотр и обсуждение короткометражных анимационных фильмов нравственно-поучительного характера «Хрустальный мальчик», «Щенок».
Совесть. Чтение рассказа В. Осеевой «Совесть» и обсуждение его.
Былинные богатыри и рыцари в художественных произведениях.
Рыцарский турнир « Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы».
Выступления на тему «Мой дедушка – защитник Родины»
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.
Праздничная программа «Приглашаю в гости…»
Сюжетно-ролевая игра на тему «Я умею…»
Подготовка творческих проектов
Презентация творческих проектов на тему «Спеши делать добро»
Особенности введения основ светской этики во внеурочную деятельность в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных младших школьников, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики требует особых методических решений. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса ученики должны знать, уметь и использовать приобретённые знания умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
На изучение внеурочного курса «Основы светской этики» отводится 1 час в неделю, всего – 33 часа.
Календарно-тематическое планирование по внеурочному курсу «Основы светской этики»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Планируемые личностные результаты : -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; -формирование ценностей многонационального российского общества; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые метапредметные результаты: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеучебной деятельности; поиска средств ее осуществления; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать внеучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха внеучебной деятельности; -адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; -умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; -определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Планируемые предметные результаты: -знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия-как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; -общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России; -осознание ценности человеческой жизни. | ||
2 | Россия - наша Родина. | |||
3 | Поход по знаменитым местам «Моей малой Родины» (по г. Солнечногорску.) | |||
4 | Защита проектов «Моя малая Родина» | |||
5 | Что такое светская этика? Чтение и обсуждение стихотворения С.Баруздина «О человеке и его делах» | |||
6 | Добро и зло. Чтение и обсуждение басни «Старый дед и внучек» | |||
7 | Добро и зло. Чтение и обсуждение в группах притчи «Как иногда за добро платят злом». | |||
8 | Конкурс рисунков на тему: «Добро и зло» глазами первоклассников. | |||
9 | Встреча с интересными людьми г.Солнечногорска «4 ноября – День народного Единства». | |||
10 | Диспут на тему «Протяни руку помощи…» | |||
11 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру» | |||
12 | Чтение и обсуждение в группах притчи «Девочка и звезда». | |||
13 | Конкурс рисунков на тему: «Протяни руку дружбы…» | |||
14 | Экскурсия в краеведческий музей г.Солнечногорска | |||
15 | Просмотр и обсуждение короткометражных анимационных фильмов нравственно-поучительного характера «Хрустальный мальчик», «Новогодние приключения двух братьев» и другие | |||
16 | Праздник для родителей: «Здравствуй, Новый год-праздник семьи! | |||
17 | Творческие работы учащихся «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» | |||
18 | Музыкальная гостиная «Рождественские встречи» | |||
19 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Встреча за круглым столом вместе с родителями. | |||
20 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Герои России». | |||
21 | Конкурс1 «Джентльмен и леди» | |||
22 | Конкурс2 «Леди и джентльмены» | |||
23 | Просмотр и обсуждение короткометражных анимационных фильмов нравственно-поучительного характера «Хрустальный мальчик», «Щенок». | |||
24 | Совесть. Чтение рассказа В. Осеевой «Совесть» и обсуждение его. | |||
25 | Былинные богатыри и рыцари в художественных произведениях. | |||
26 | Рыцарский турнир « Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы». | |||
27 | Выступления на тему «Мой дедушка – защитник Родины» | |||
28 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | |||
29 | Праздничная программа «Приглашаю в гости…» | |||
30 | Сюжетно-ролевая игра на тему «Я умею…» | |||
31-32 | Подготовка творческих проектов | |||
33 | Презентация творческих проектов на тему «Спеши делать добро» |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2012.
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики :книга для учителя. – М.: Просвещение,2012.
книга для родителей М.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики :книга для родителей. – М.: Просвещение,2012.
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» . – М.: Просвещение,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих наш...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для обучающихся 4...
рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по учебному предмету;Основы религиозных культур и светской этики» ( ;Основы мировых религиозных культур») педагога составлена на основе следующих нормативных документов и...
Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»
Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 и 4 дополнительный классе
Рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;примерной адаптированной основной общеобразо...