АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 и 4 дополнительный классе
рабочая программа по орксэ
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
- базисного учебного плана утвержденный приказом Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2.;
- Учебному плану МБОУ «Адамовская ООШ»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 47.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 7
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 и 4 дополнительный классе
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
- базисного учебного плана утвержденный приказом Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2.;
- Учебному плану МБОУ «Адамовская ООШ»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всѐ это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.
В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включѐн обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий обучающихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России.
В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всѐ это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Общая характеристика курса
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…». Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребѐнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
- единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
Цель учебного курса ОРКиСЭ— формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей.
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 и 4 дополнительном классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Особенности реализации программы
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребѐнка.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трѐм уровням:
- первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в еѐ национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Изучается курс в объѐме 34 часов (1 час в неделю) в 4 и 4 дополнительном классе, 34 учебных недели.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению курса;
- осознание себя как гражданина многонационального государства;
- знание основ вероучений религий России;
- доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России. Могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению курса;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- осознанные нравственные ценности;
- осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
Предметные:
Обучающиеся будут иметь представления:
- о религиях народов России;
- о возникновении религий народов России;
- о священных текстах религий народов России;
- об основных нравственных заповедях религий народов России;
- об основных праздниках разных религиозных конфессий.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
- выбирать для выполнения определѐнной задачи справочную литературу, памятки;
- распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
- осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
- оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать еѐ в работе над ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать еѐ.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
- регулировать своѐ поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнѐра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своѐ решение.
В результате изучения предмета обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства.
Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
- их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
- осознанию ими ценности человеческой жизни;
- развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения предмета у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения моральноэтического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Содержание предмета, методические приѐмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность |
2. | Основы светской этики 1 часть | 16ч. | Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. |
3. | Основы светской этики 2 часть | 12ч. | Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. |
4. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 5ч. | Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Итого | 34ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | ||
Россия - наша Родина. | 1 | |||
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 | ||
Что такое светская этика? | 1 | |||
Мораль и культура. | 1 | |||
Особенности морали. | 1 | |||
5-6 | Добро и зло. | 2 | ||
7 | Добродетели и пороки. | 1 | ||
8-9 | Свобода и моральный выбор человека. | 2 | ||
10 | Свобода и ответственность. | 1 | ||
11 | Моральный долг. | 1 | ||
12 | Справедливость. | 1 | ||
13 | Альтруизм и эгоизм. | 1 | ||
14 | Что значит быть моральным? | 1 | ||
15 | Дружба. | 1 | ||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | ||
17 | Презентация творческих работ. Часть 2. | 1 12 | ||
18 | Род и семья – исток нравственных отношений | 1 | ||
19 | Нравственный поступок | 1 | ||
20 | Золотое правило нравственности | 1 | ||
21 | Стыд, вина и извинения | 1 | ||
22 | Честь и достоинство | 1 | ||
23 | Совесть | 1 | ||
24 | Нравственные идеалы | 1 | ||
25 | Нравственные идеалы | 1 | ||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | ||
27 | Этикет | 1 | ||
28 | Семейные праздники | 1 | ||
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | ||
30 | Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству | 1 | ||
31-34 | Итоговый урок | 4 |
Материально-техническое обеспечение
для обучающихся:
1. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
– М.: «Просвещение» 2012
для учителя:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Программы общеобразовательных учреждений. 4класс. Основы религиозных культур и светской этики. А.И. Шемшурина. М.: Просвещение.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение.
Технические средства обучения.
- Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку
- Экран
- Компьютер
- Материалы МЭШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих наш...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для обучающихся 4...
рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по учебному предмету;Основы религиозных культур и светской этики» ( ;Основы мировых религиозных культур») педагога составлена на основе следующих нормативных документов и...
Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»
Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....