Конспект урока ОРКСЭ по теме "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Смолякова Алла Сергеевна

Конспект урока по курсу "Светской этики" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx66.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Справедливость.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами.

Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики.»

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)
  • Adobe Photoshop СS (для редактирования изображений)

Ход урока.

I Операционно-познавательный этап урока. Повторение.

Учитель: Наш урок я хотела бы начать словами замечательного русского писателя  К. Паустовского: Слайд 1

«Человек должен быть умён,  прост, справедлив,  смел и добр.  Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»
-
Почему мне захотелось произнести эти слова для вас?

Проверка домашнего задания:

- Ребята, внимательно  прослушайте рассказ , и подумайте , о каком моральном долге нам напоминает В.Сухомлинский ?

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

 -Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

 -Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

 -Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказала третья.

 -Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.

 -Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.

 -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

( Ответ: о помощи родителям, о долге детей перед родителями.)

Учитель: - Как вы думаете, что труднее :говорить красиво или  красиво поступать? Почему? (Ответ: красиво поступать труднее, потому что человек  при выборе  прилагает усилие , обдумывает свой поступок и оценивает его с точки зрения нравственности и морали.)

- Какие примеры моральных обязательств  вы записали в тетрадь при выполнении домашнего задания, прочитайте.

II  Вводно-мотивационный этап

- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

Вы видите названия  качеств, необходимых в жизни человека. (Доброта, сила, честность, смелость, ум, ) Займите место у одной из надписей. Образуйте группу с теми, кто стоит рядом с вами и обоснуйте  своё мнение. (За каждое высказывание учитель даёт карточку с буквой)

 Вывод.

Учитель –

    Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Займите, пожалуйста, свои места

Сегодня на уроке мы поговорим о таком моральном качестве человека, которое включает в себя и эти и многие другие положительные качества человека.

- Составьте из букв на карточках слово. (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Итак, какая тема нашего урока?

На какие вопросы мы должны ответить по ходу нашего урока?

  • Что такое справедливость
  • По каким признакам можно судить о справедливости?
  • Какие моральные правила нужно соблюдать, что быть справедливым?

  –  Что вы представляете, когда    слышите слово «Справедливость».

( честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)

-Сформулируйте понятие, что такое справедливость. Запишите  : «Справедливость –это……»

Дети зачитывают ассоциации и понятия.

III   Операционно-познавательный: изучение нового материала.

Учитель: - Давайте проверим, насколько мы точны в своём определении справедливости.

Работа по группам:

Первая группа с помощью  толкового словаря даст нам понятие слова «Справедливость». 

     ( СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.)

- Какие  ключевые слова вы услышали? ( Ответ: мораль, право, понятия о должном, обязанности, деяния и воздаяния, преступление и наказание).

Вторая группа  попробует определить, откуда к нам пришло это слово, пользуясь этимологическим словарем.

(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда. Синонимы - правда, правдивость, правосудие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.

- Давайте дополним наше понимание справедливости ключевыми словами.

Третья группа попробует сделать вывод о справедливости ,  изучив мудрые мысли. Слайд 2

  • Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? ( Эсхил.)

Слайд 3

  • Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот , что трудно.(В.Гюго.)

Слайд 4

  • Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.

 (Ж.Ж. Руссо.)

Четвёртая группа  вспомнит литературных героев, с которыми поступили несправедливо.(проверить на стадии закрепления)

        

Вывод:

- Что же такое справедливость?

- Прочитайте на стр.28 понятие, которое нам предлагают авторы учебника.

 ( Справедливость- это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.д

Учитель:  4-я группа поделится своими выводами чуть позже.

Учитель:- Как определить, справедливо ли мы поступаем или справедливо ли поступают по отношению к нам?

- По каким же признакам можно судить о справедливости?  

           

- Прочитайте  текст на стр. 28-29 

- О каком признаке справедливости узнали? (Соразмерность). Что он означает?   ( Оценка КАЖДОГО поступка по заслугам)

Дайте понятие уравнивания. ( Равенство труда и оплаты, ценность вещи и ее цена, вред и его возмещение)

Учитель: - Назовите антоним справедливости. (Несправедливость)

 - Как часто вы слышите слова «справедливость» и «несправедливость» в нашей повседневной жизни?

 - В каких ситуациях вы их  упоминаете?

Обсуждение в парах:

  1. Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)
  2. К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
  3. Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).

Учитель: - Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

Просмотр мультфильма «Лунтик. Справедливость»

Учитель: - Как вы оцениваете справедливость поступков героев ?  

- Что помогло  им остаться друзьями?

Знакомство с моральными правилами

           Учитель: Познакомимся с моральными правилами, которые нам помогут быть       более  справедливыми. Стр. 29

  • Избегать в своих действиях зла.
  • Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.
  • Признавать правоту других и сомневаться в своей.
  • Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  • Находить решение, которое устраивает всех.

- Закройте учебник и запишите в рабочий листок, те правила, которые вы для себя считаете необходимыми.

Учитель: - А кто же в нашем государстве определяет степень справедливости? Чем они руководствуются? ( Конституция, закон, правосудие)

Слайд 5-6

- Кто из вас знает кто это?  ( Богиня правосудия Фемида)

-Что означает каждый элемент, расскажут ребята.

Фемида – богиня правосудия, дочь Зевса. Повязка на глазах  Фемиды- символ беспристрастия, показывает ,что закон для всех людей один.

Весы в руках-  древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные  поступки. Решение зависит от того, какая чаша перевесит.

Меч- символ возмездия, он обоюдоострый, что означает, что закон не только карает, но и предупреждает .

          Учитель: - О чём вы думаете, глядя на эту богиню?

Учитель: А знаете ли вы, что справедливость бывает  разной. Об этом вам расскажет притча. (Читает подготовленный ученик)

- Какой же бывает справедливость? (человеческая и божественная)

- А чем божественная справедливость отличается от человеческой?

IV Закрепление и обобщение пройденного материала на уроке.

-Умеем ли быть справедливыми и видеть справедливость или несправедливость в поступках других людей?

1) Проверка задания для 4группы

2) Рассмотрим ситуации.

Обсудить и разыграть ситуации:

!)-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

2) Мама пришла с работы и спросила у сына:   - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает:  -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик  обиделся и сказал маме:        -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

•        Оцените поступок мальчика

 3) Продолжи фразу …

1)Наставление мудрого отца ребенку: «Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь……
Ты можешь ему  это подарить»
V. Итог урока: -Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

- Что такое справедливость?(Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, доходов, наказаний….)

- О каких признаках справедливости мы узнали?

-Что помогает нам поступать справедливо?

            VI  Рефлексия.

   - Что вы запомнили и будете использовать в жизни?

  - Что на уроке вас заставило задуматься?

  - Где мы можем узнать  и поучиться справедливости?

Наш урок я бы хотела закончить словами немецкого философа Иммануила  Канта:  Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

- Я желаю вам, чтобы ваша жизнь не потеряла ценности. А для этого нужно, чтобы не исчезла справедливость.

Так будьте  же справедливыми. Творите справедливость. И пусть к вам окружающие тоже относятся справедливо.

Домашнее задание.  Напишите небольшое сочинение-рассуждение  «Трудно ли быть справедливым?»

Рабочий лист

  1. Домашнее задание:

  

  1. Работа в группах:

  1. Знакомство с признаками справедливости:

  1. Работа в паре:

  1. Знакомство с моральными правилами:

                                                                                                             .

                                                                                                              .

                                                                                                               .

  1. Решение проблемных ситуаций:

Д/з: написать сочинение –рассуждение «Легко ли быть справедливым?»

ПРИТЧА О ТОМ, КАКАЯ БЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

 Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...