Методическая разработка "Рабочие листы и материалы для уроков светской этики"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Пояснительная записка

Основы светской этики – тот модуль, изучение которого может оказать положительное влияние на нравственное развитие детей, облегчить процесс социализации в обществе. В рамках данного предмета дети сталкиваются с необходимостью размышления о нравственной стороне жизни, необходимостью совершать нравственный выбор в заданных ситуациях. Для фиксации размышлений, формулировании собственного мнения не только в устной, но и в письменной форме, возможно использовать рабочие листы.

В данном случае представлено 5 рабочих листов, разработанных с использованием учебника и рабочей тетради А.И. Шемшуриной «Основы светской этики». Методическая разработка включает в себя 5 рабочих листов и список видеоматериалов, которые можно использовать при работе над соответствующими темами.

Цель разработки: создание условий для ознакомления учащихся с основами светской этики, их принятия как необходимых и фундаментальных основ в жизни любого человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основы светской этики – тот модуль, изучение которого может оказать положительное влияние на нравственное развитие детей, облегчить процесс социализации в обществе. В рамках данного предмета дети сталкиваются с необходимостью размышления о нравственной стороне жизни, необходимостью совершать нравственный выбор в заданных ситуациях. Для фиксации размышлений, формулировании собственного мнения не только в устной, но и в письменной форме, возможно использовать рабочие листы.

В данном случае представлено 5 рабочих листов, разработанных с использованием учебника и рабочей тетради А.И. Шемшуриной «Основы светской этики». Методическая разработка включает в себя 5 рабочих листов и список видеоматериалов, которые можно использовать при работе над соответствующими темами.

Цель разработки: создание условий для ознакомления учащихся с основами светской этики, их принятия как необходимых и фундаментальных основ в жизни любого человека.



Предварительный просмотр:

Дополнительные материалы

Занятие 1. Притча о колодце (В жаркой сухой степи колодец...)

Занятие 2. Социальная реклама «Человек из очереди».

Занятие 4. Видео «Круговорот добра», стихотворение Михаила Садовского «Доброе сердце».

Занятие 5. Объявление крокодила Гены о поиске друга, видео «Странная дружба животных. Самые невероятные друзья».



Предварительный просмотр:

Занятие 1: «Что такое этика?»

  1. Как ты думаешь, что означает понятие этика? Дай определение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кем и зачем выработаны нравственные нормы поведения и взаимодействия людей?

Кем?_________________________________________________________________Зачем?____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложенного списка выбери нравственные и безнравственные черты характера человека и вставь в таблицу. Добавь ещё.

Черты характера: трудолюбивый, лживый, грубый, заботливый, льстивый, честный, завистливый, добрый, отзывчивый, ленивый.

Нравственные черты характера

Безнравственные черты характера

  1. Подумай и ответь.
  • Как ты понимаешь выражение «вековой нравственный опыт»?
  • Культура – это огромное богатство, оставленное в наследство людям многими поколениями. Очень важно помнить об этом и бережно относиться к данному наследию. Ты согласен с этим? Почему?
  • Можно ли культурного человека назвать воспитанным и что означает это понятие?
  1. Прочитай сказку о вежливом кролике на с. 5 учебника. Какие выводы ты сделал, прочитав эту сказку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши определение понятия доброжелательность и порассуждай, как доброжелательность проявляется в поведении человека.

Доброжелательность - это_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы.

Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как сделать жизнь других людей лучше?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай стихотворение немецкого писателя – гуманиста С. Бранта. Подумай, о чём оно.

Клянётся часто сын заблудший:

Уж завтра-то я стану лучше!»

Но это «завтра» никогда

Не наступает, вот беда!

Как снег растаявший, как дым,

Заветный день неуловим.

И только одряхлев, глупец

В то «завтра» вступит наконец,

Расслаблен, немощен уже,

С тоской раскаянья в душе.

Спеши сегодня лучше стать

Не будешь завтра так страдать.

  1. Выбери из предложенных ту пословицу, которая подходит по смыслу стихотворению С. Бранта. Подчеркни её.

1)Солнце днем работает, а ночью отдых берет. 2)На мир и суда нет. 3)В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется. 4) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5) На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь. 6) Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. 7) Дело лени не любит.

  1. Подводим итоги:
  • Почему важно соблюдать нравственные нормы?
  • Что мешает следовать нравственным нормам?
  • Прочитай ситуацию, поразмышляй и ответь на вопросы.

Саша и Витя добрые мальчики и всегда готовы оказать помощь. Вчера одинокая бабушка-соседка дала им денег и попросила сходить за лекарствами в аптеку. Мальчики выполнили ее просьбу. После покупки лекарств у них осталось довольно много денег. Саша предложил сделать бабушке сюрприз: купить на оставшиеся деньги чего-нибудь вкусного. Витя поддержал это предложение, и мальчики на все деньги купили для бабушки конфет, пирожных и мороженого.

Когда они принесли и отдали бабушке лекарства и «сюрприз», она их

поблагодарила, но ее лицо почему-то было грустным.http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/849/raskraska-babushka51.jpg

Правильно ли поступили мальчики? Почему?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Почему бабушка не обрадовалась сюрпризу?

______________________________________

______________________________________

Как в этой ситуации поступил/а бы ты? 

_____________________________________________________

________________________________________

________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие 2. Добрым жить на белом свете веселей

  1. Рассмотри иллюстрации. Что их объединяет?

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2faa1083a4ee60738ab7b34ecc6a9a1-l&n=13http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_medium/public/cif/2016/10/showing-kindness-coloring-page.pnghttp://coloringhome.com/coloring/8Tx/8bR/8Tx8bR4yc.gifhttp://craftkids.ru/uploads/2/4/2/Vnuk-pomogaet-babushke-donesti-sumki_24242.jpg

  1. Что означает понятие доброта? Запиши свои мысли.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомни героев сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Около каждого изображения героя сказки запиши его заветное желание.

http://volkov.old-land.ru/images/big/2_114.jpg

Подумай, почему важно сочетание названных качеств, особенно  когда человек попадает в сложные ситуации.

  1. Прочитай текст, начиная с последнего абзаца с.10 и заканчивая с.11. Запиши главную мысль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай изречения мыслителей на с.14 учебника и выдели для себя наиболее значимое. Обоснуй свой выбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие 3 «Правила общения для всех»

  1. Прочитай первые два абзаца на с.16 учебника и ответь на вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом? Запиши свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай внимательно и вдумчиво текст об общении на с.16 учебника и подумай, что важно для того чтобы общение с людьми было приятным. Запиши свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши определения.

Тактичность – это _____________________________________________________

____________________________________________________________________.

Чуткость - ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________.

Деликатность - ________________________________________________________

_____________________________________________________________________.

  1. Ответь на вопросы для размышления на с.19 учебника. Запиши свои ответы.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

  1. Выпиши золотое правило этики и подумай над главным смыслом и ценностью общения.

  1. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет. sinovya

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменились ли они после слов старика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прокомментируй прочитанное с позиции золотого правила этики.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие 5. Каждый интересен. Дружба

Словарик

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Избирательность – способность выбирать кого-то или что-то.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь или чему-нибудь.

Задание 1. Прочитай поговорки о дружбе и объясни их смысл.

Пример. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту, трусливый друг может испугаться и подвести).

1.Неверный друг, что дырявая шуба.___________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.________________________________

__________________________________________________________________________

3. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг. __________________________________

__________________________________________________________________________

4. За что друг побранит, за то враг похвалит.____________________________________

__________________________________________________________________________

5. Дерево крепко корнями, а человек друзьями.__________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитай, что сказал о дружбе Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

О каких качествах настоящего друга говорится в стихотворении?__________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 3. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».

Все живут – не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий,

Я шепчу: - Дружи со мной …

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной –

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

Ответь на вопросы.

О чём говорится в стихотворении?____________________________________________

__________________________________________________________________________

Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?_______________________________

__________________________________________________________________________

Какие черты характера у этой девочки тебе не нравятся? _________________________

__________________________________________________________________________

Задание 4. Составь правила, которые помогут стать настоящим другом.

Правило 1. ________________________________________________________________

Правило 2. ________________________________________________________________

Правило 3. ________________________________________________________________

Правило 4. ________________________________________________________________

Правило 5._________________________________________________________________

Задание 5. Поразмышляй на тему «Почему друзей нужно беречь?»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Когда Крокодил Гена искал друзей, он написал объявление об этом.  Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить!  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________153480318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока светской этики 4 класс тема "Семья"

РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)...

Презентация к уроку светской этики, 4 класс

Презентация к уроку светской этики (курс ОРКиСЭ) в 4 классе. Тема: "Культура и мораль"...

Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.

Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе  "Что такое хорошо и что такое плохо"....

Урок светской этики. Тема "Дружба" 4 класс

Презентация урока светской этики по теме "Дружба"...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...