Методическая разработка "Рабочие листы и материалы для уроков светской этики"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Основы светской этики – тот модуль, изучение которого может оказать положительное влияние на нравственное развитие детей, облегчить процесс социализации в обществе. В рамках данного предмета дети сталкиваются с необходимостью размышления о нравственной стороне жизни, необходимостью совершать нравственный выбор в заданных ситуациях. Для фиксации размышлений, формулировании собственного мнения не только в устной, но и в письменной форме, возможно использовать рабочие листы.
В данном случае представлено 5 рабочих листов, разработанных с использованием учебника и рабочей тетради А.И. Шемшуриной «Основы светской этики». Методическая разработка включает в себя 5 рабочих листов и список видеоматериалов, которые можно использовать при работе над соответствующими темами.
Цель разработки: создание условий для ознакомления учащихся с основами светской этики, их принятия как необходимых и фундаментальных основ в жизни любого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 12.49 КБ |
dopolnitelnye_materialy.docx | 12.84 КБ |
zanyatie_1-chto_takoe_svetskaya_etika.docx | 112.34 КБ |
zanyatie_2_dobrym_zhit_na_belom_svete_veseley.docx | 247.29 КБ |
zanyatie_3_pravila_obshcheniya_dlya_vseh.docx | 50.79 КБ |
zanyatie_4_ot_dobryh_pravil_-_dobrye_slova_i_postupki.docx | 1.83 МБ |
zanyatie_5._kazhdyy_interesen._druzhba.docx | 62.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основы светской этики – тот модуль, изучение которого может оказать положительное влияние на нравственное развитие детей, облегчить процесс социализации в обществе. В рамках данного предмета дети сталкиваются с необходимостью размышления о нравственной стороне жизни, необходимостью совершать нравственный выбор в заданных ситуациях. Для фиксации размышлений, формулировании собственного мнения не только в устной, но и в письменной форме, возможно использовать рабочие листы.
В данном случае представлено 5 рабочих листов, разработанных с использованием учебника и рабочей тетради А.И. Шемшуриной «Основы светской этики». Методическая разработка включает в себя 5 рабочих листов и список видеоматериалов, которые можно использовать при работе над соответствующими темами.
Цель разработки: создание условий для ознакомления учащихся с основами светской этики, их принятия как необходимых и фундаментальных основ в жизни любого человека.
Предварительный просмотр:
Дополнительные материалы
Занятие 1. Притча о колодце (В жаркой сухой степи колодец...)
Занятие 2. Социальная реклама «Человек из очереди».
Занятие 4. Видео «Круговорот добра», стихотворение Михаила Садовского «Доброе сердце».
Занятие 5. Объявление крокодила Гены о поиске друга, видео «Странная дружба животных. Самые невероятные друзья».
Предварительный просмотр:
Занятие 1: «Что такое этика?»
- Как ты думаешь, что означает понятие этика? Дай определение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кем и зачем выработаны нравственные нормы поведения и взаимодействия людей?
Кем?_________________________________________________________________Зачем?____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из предложенного списка выбери нравственные и безнравственные черты характера человека и вставь в таблицу. Добавь ещё.
Черты характера: трудолюбивый, лживый, грубый, заботливый, льстивый, честный, завистливый, добрый, отзывчивый, ленивый.
Нравственные черты характера | Безнравственные черты характера |
- Подумай и ответь.
- Как ты понимаешь выражение «вековой нравственный опыт»?
- Культура – это огромное богатство, оставленное в наследство людям многими поколениями. Очень важно помнить об этом и бережно относиться к данному наследию. Ты согласен с этим? Почему?
- Можно ли культурного человека назвать воспитанным и что означает это понятие?
- Прочитай сказку о вежливом кролике на с. 5 учебника. Какие выводы ты сделал, прочитав эту сказку?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши определение понятия доброжелательность и порассуждай, как доброжелательность проявляется в поведении человека.
Доброжелательность - это_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответь на вопросы.
Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как сделать жизнь других людей лучше?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай стихотворение немецкого писателя – гуманиста С. Бранта. Подумай, о чём оно.
Клянётся часто сын заблудший:
Уж завтра-то я стану лучше!»
Но это «завтра» никогда
Не наступает, вот беда!
Как снег растаявший, как дым,
Заветный день неуловим.
И только одряхлев, глупец
В то «завтра» вступит наконец,
Расслаблен, немощен уже,
С тоской раскаянья в душе.
Спеши сегодня лучше стать
Не будешь завтра так страдать.
- Выбери из предложенных ту пословицу, которая подходит по смыслу стихотворению С. Бранта. Подчеркни её.
1)Солнце днем работает, а ночью отдых берет. 2)На мир и суда нет. 3)В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется. 4) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5) На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь. 6) Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. 7) Дело лени не любит.
- Подводим итоги:
- Почему важно соблюдать нравственные нормы?
- Что мешает следовать нравственным нормам?
- Прочитай ситуацию, поразмышляй и ответь на вопросы.
Саша и Витя добрые мальчики и всегда готовы оказать помощь. Вчера одинокая бабушка-соседка дала им денег и попросила сходить за лекарствами в аптеку. Мальчики выполнили ее просьбу. После покупки лекарств у них осталось довольно много денег. Саша предложил сделать бабушке сюрприз: купить на оставшиеся деньги чего-нибудь вкусного. Витя поддержал это предложение, и мальчики на все деньги купили для бабушки конфет, пирожных и мороженого.
Когда они принесли и отдали бабушке лекарства и «сюрприз», она их
поблагодарила, но ее лицо почему-то было грустным.
Правильно ли поступили мальчики? Почему?
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Почему бабушка не обрадовалась сюрпризу?
______________________________________
______________________________________
Как в этой ситуации поступил/а бы ты?
_____________________________________________________
________________________________________
________________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Добрым жить на белом свете веселей
- Рассмотри иллюстрации. Что их объединяет?
- Что означает понятие доброта? Запиши свои мысли.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни героев сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Около каждого изображения героя сказки запиши его заветное желание.
Подумай, почему важно сочетание названных качеств, особенно когда человек попадает в сложные ситуации.
- Прочитай текст, начиная с последнего абзаца с.10 и заканчивая с.11. Запиши главную мысль.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай изречения мыслителей на с.14 учебника и выдели для себя наиболее значимое. Обоснуй свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие 3 «Правила общения для всех»
- Прочитай первые два абзаца на с.16 учебника и ответь на вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом? Запиши свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай внимательно и вдумчиво текст об общении на с.16 учебника и подумай, что важно для того чтобы общение с людьми было приятным. Запиши свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши определения.
Тактичность – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________.
Чуткость - ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
Деликатность - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
- Ответь на вопросы для размышления на с.19 учебника. Запиши свои ответы.
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
- Выпиши золотое правило этики и подумай над главным смыслом и ценностью общения.
- Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменились ли они после слов старика?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокомментируй прочитанное с позиции золотого правила этики.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие 5. Каждый интересен. Дружба
Словарик
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Избирательность – способность выбирать кого-то или что-то.
Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь или чему-нибудь.
Задание 1. Прочитай поговорки о дружбе и объясни их смысл.
Пример. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту, трусливый друг может испугаться и подвести).
1.Неверный друг, что дырявая шуба.___________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.________________________________
__________________________________________________________________________
3. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг. __________________________________
__________________________________________________________________________
4. За что друг побранит, за то враг похвалит.____________________________________
__________________________________________________________________________
5. Дерево крепко корнями, а человек друзьями.__________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай, что сказал о дружбе Вильям Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
О каких качествах настоящего друга говорится в стихотворении?__________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий,
Я шепчу: - Дружи со мной …
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной –
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной –
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
Ответь на вопросы.
О чём говорится в стихотворении?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?_______________________________
__________________________________________________________________________
Какие черты характера у этой девочки тебе не нравятся? _________________________
__________________________________________________________________________
Задание 4. Составь правила, которые помогут стать настоящим другом.
Правило 1. ________________________________________________________________
Правило 2. ________________________________________________________________
Правило 3. ________________________________________________________________
Правило 4. ________________________________________________________________
Правило 5._________________________________________________________________
Задание 5. Поразмышляй на тему «Почему друзей нужно беречь?»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Когда Крокодил Гена искал друзей, он написал объявление об этом. Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока светской этики 4 класс тема "Семья"
РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)...
Презентация к уроку светской этики, 4 класс
Презентация к уроку светской этики (курс ОРКиСЭ) в 4 классе. Тема: "Культура и мораль"...
Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....
Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....
"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.
Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе "Что такое хорошо и что такое плохо"....
Урок светской этики. Тема "Дружба" 4 класс
Презентация урока светской этики по теме "Дружба"...
Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".
Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...