Рабочая программа по ОРКСЭ. Школа России
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики»
4 классы
Наименование программы | Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
|
Дата утверждения | Принята на заседании методического объединения ГБОУ Школа №1078 Протокол №5 от 05 июня 2018 года. Утверждено директором ГБОУ Школа №1078 Ивановой Ю.В. от 21 июня 2018 года |
Фундаментальное ядро знаний | Рабочая программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово» «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я. Данилюк., М.: Просвещение, 2010 г. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений /О..Л. Янушкявиченко, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор дорофеев, О.Н.Яшина; под ред. И.В. Метлика. Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник»)
|
Цель программы | Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Формирование мысли о единстве многонациональности российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе. Получение представления о том, что такое духовность, традиция, нравственные ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Формирование представления о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. У всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы.
|
Основные задачи | - преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей; - воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления с воем поведении; - передача современным школьникам знаний в области религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; - знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
|
Сроки реализации | 2018– 2019 гг. |
Количество часов в неделю | 1 час в неделю – итого 34 часа в год |
Ожидаемые результаты | Основы православной культуры
Предметные УУД - познакомить учащегося с новыми терминами, понятиями; - формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формирование нравственной и духовной культуры учащегося; - воспитание достойного гражданина; - формирование у учащихся к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения; - развитие представления о том, как нравственные нормы и ценности влияют на формирование достойной жизни личности, семьи, общества; - знакомство с основными нормами религиозной морали, их значение в формировании отношений в семье и обществе; - формирование представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, формирование в учащихся поступать согласно своей совести.
Метапредметные УУД
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; - осуществлять поиск средств ее достижения; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Результативные УУД
- приобретение школьником социальных знаний – понимание общественных норм, устройства общества, социальных нормах поведения; - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия; - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития; - обладание учащихся общей культурологической подготовкой; - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - ознакомление и с традициями и историей становления России.
Основы светской этики
Предметные УУД
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - осознание ценности человеческой жизни. - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Метапредметные УУД
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Результативные УУД
- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - получение опыта самостоятельного общественного действия; - получение представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - усвоение норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - получение возможности приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
Формы контроля | При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы. Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; - демонстрационное оборудование: компьютер, - мультипроектор. Экранно-звуковые пособия: дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Используемые технология: - учебный диалог, дискуссия; - групповая робота; - работа в тетради; - самостоятельная работа с текстом; - выполнение заданий повышенной сложности в семье; - ролевые игры.
|
Структура рабочей программы | 1.Титульный лист 2. Планируемые результаты 3.Содержание курса 4. Тематическое планирование |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orkse.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этики. В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
I. Планируемый результат курса:
Основы светской этики:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Основы православной культуры:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
- осуществлять поиск средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- познакомить учащегося с новыми терминами, понятиями;
- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование нравственной и духовной культуры учащегося;
- воспитание достойного гражданина;
- формирование у учащихся к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения;
- развитие представления о том, как нравственные нормы и ценности влияют на формирование достойной жизни личности, семьи, общества;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, их значение в формировании отношений в семье и обществе;
- формирование представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, формирование в учащихся поступать согласно своей совести.
Конечный результат курса
Основы светской этики:
- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получение опыта самостоятельного общественного действия;
- получение представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- усвоение норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получение возможности приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Основы православной культуры:
- приобретение школьником социальных знаний – понимание общественных норм, устройства общества, социальных нормах поведения;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;
- обладание учащихся общей культурологической подготовкой;
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- ознакомление и с традициями и историей становления России.
II. Содержание программы курса
Основы светской этики:
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются меж предметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом «Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поли культурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, много единство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Основы православной культуры:
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
III. Тематическое планирование модуля
Основы светской этики
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Контроль |
1 | Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Творческая работа «Составление Предложений со словами Россия, Отечество, Патриот, президент, духовные ценности». |
2 | Что такое светская этика. | Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | Творческая работа «Составление Предложений со словами культура, моральный, этический.». |
3 | Культура и мораль. | Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в Электронном сопровождении к уроку. |
4 | Особенности морали. | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | Самостоятельная работа «Выписать из Пособия основные особенности морали как Вида духовно-нравственной культуры». |
5 |
Добро и зло. | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 Предложения, которые показались особенно Важными» . |
6 | Добро и зло. | Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в Электронном сопровождении к уроку . |
7 | Добродетель и порок. | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | Самостоятельная работа «Найти в тексте два Определения добродетели, подчеркнуть их» . |
8 | Добродетель и порок. | Самостоятельная работа «Найти в тексте слова с противоположным значением. Выписать две- три пары». | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». |
10 | Свобода и ответственность. | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности». |
11 | Моральный долг. | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» |
12 | Справедливость. | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия». |
13 | Альтруизм и эгоизм. | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма». |
14 | Дружба. | Добродетельные отношения. Дружба. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
15 | Что значит быть моральным. | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» |
16 | Подведение итогов. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | |
17 | Подведение итогов. | Презентации творческих работ | |
18 | Род и семья-исток нравственных отношений. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
19 | Нравственный поступок. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка». |
20 | Золотое правило нравственности. | Золотое правило нравственности. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке». |
21 | Стыд, вина и извинение. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
22 | Честь и достоинство. | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
23 | Совесть. | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Самостоятельная работа «Составить план статьи». |
24 | Нравственные идеалы. | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей». |
25 | Нравственные идеалы. | Джентльмен. Леди. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. |
27 | Этикет. | Этикет. Образец. Правила этикета. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
28 | Семейные праздники. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
29 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
31 | Подведение итогов. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | |
32 | Подведение итогов. | Презентации творческих работ. | |
33 | Подведение итогов. | Презентации творческих работ . | |
34 | Подведение итогов. | Презентации творческих работ . |
Основы православной культуры
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Контроль |
1 | Введение в предмет | ||
2 | Россия – наша Родина | Дети должны знать понятия Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Уметь работать с текстом и иллюстрациями. Понимать и различать в общей системе, что такое Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности. | Словарная работа |
3 | Самая главная встреча. | Дети должны знать понятия Культура. Религия. Христианство. Православие. Изучить и понять взаимосвязь религии с культурой, уметь работать с текстом и иллюстрациями. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | Запись в тетрадь терминов и понятий. Ответы на подготовленные вопросы |
4 | Введение в православную традицию. | Божественное Откровение, Священное Предание, Церкви и его основных составляющих, православная традиция, Православная культура. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
5 | Есть только одна книга. | Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие. Священное Писание. Откровение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Запись в тетрадь терминов и понятий. Ответы на подготовленные вопросы |
6 | Бог – Творец мира. | Творец, Господь, прародитель, по образу и подобию Божьему. Беседа, работа в группах, взаимооценивание, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
7 | История одного предательства. | Грехопадение прародителей, грех, первородный грех. Познакомить учащихся с библейским повествованием о грехопадении прародителей, его сущности и последствиях. | |
8 | В ожидании Спасителя. | Каин и Авель, зависть, Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, избрание Авраама. Работа с иллюстративным материалом, умение вести диалог, работа с устойчивыми выражениями. Поиск понятий и нравственных законов, раскрывающихся в библейских текстах. Соотнесение своих поступков с нравственными законами. | Ответы на подготовленные вопросы. |
9 | Возлюби Господа Бога твоего. | Пророк Моисей, Десять заповедей, содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу, кумир, благоговенье.. Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источниками информации. Сравнение семейных традиций. | Творческая работа |
10 | Возлюби ближнего твоего. | Шесть последних заповедей Закона Божия об отношении к людям. Душа. Внутренний мир человека. Тело. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Ответы на подготовленные вопросы. |
11 | Девочка, которая стала Храмом. | Иоаким и Анна, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы. | Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями. |
12 | «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос» | Евангелие, Рождество Иисуса Христа, Иисус-Спаситель, Христос Мессия, Святки. Работа с текстом. | Творческая работа. |
13 | Сын Человеческий. | Бог-Троица, Иоанн Креститель, Богоявление, Богочеловек, спасение Петра, суеверия, исцеление расслабленного Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
14 | Притчи Иисуса Христа. | Притча, покаяние, милосердие, ближний. Научить понимать содержание притч. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
15 | Как стать счастливым. | Нагорная проповедь, блаженство, девять заповедей блаженства, смирение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом. Создание творческих работ | Творческая работа в зависимости от уровня подготовки |
16 | Как стать счастливым | Покаяние, кротость, милосердие, чистота сердца. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Закрепление основных понятий урока. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
17 | Как стать счастливым | Миротворцы, изгнанные за правду, заповедь Иисуса Христа о совершенстве человечка. Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Презентация творческих работ. Защита творческих работ. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы |
18 | Планирование творческих проектов. | Определение тематики проектных работ учащихся, состава исполнителей проектов и распределение их функций. Закрепление основных понятий урока. | |
19 | Подвиг христианской жизни. | Золотое правило нравственности, подвиг, духовное усилие, не осуждение, заповедь Иисуса Христа к врагам. | Групповая работа с источниками информации. К коллективная рефлексия |
20 | Крестный путь и Воскресение. | Вход Господень в Иерусалим. Страстная неделя, Воскресение Христово (Пасха), Вознесение Господне. Развитие навыка смыслового чтения, вывода следствий. | |
21 | Церковь – корабль спасения. | Сошествие Святого Духа, апостолы, благодать, Церковь. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
22 | От рождения до вечности. | Таинства, священнослужители, три степени священства. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия. | Ответы на подготовленные вопросы |
23 | Каждый день праздник. | Месяцеслов, праздник. Двунадесятые праздники. Святой, подобие Божие, именины. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия. | Составить несколько предложений о праздниках в семье. |
24 | Дорога к храму. | Православный храм, алтарь, иконостас, Царские врата. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Ответы на подготовленные вопросы |
25 | Икона – окно в Божий мир. | Икона, нимб, добродетели, Красный угол. Групповая работа с источниками. | |
26 | «Героем тот лишь назовётся…» | Молитва, молитвослов, пост, воздержание. Милосердие. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
27 | Пастырь Добрый | Духовность, святитель, Пастырь Добрый. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом. | Запись в тетрадь терминов и понятий. Составить несколько предложений о духовности. |
28 | «Не в силе Бог, а в правде!» | Родина, власть, благоверный князь, защитник. Групповая работа с источниками. | Составить несколько предложений о защитниках. |
29 | Жизнь как горящая свеча. | Монах. Инок, монастырь. Знакомство с подвигом монашества и монастырями как центрами русской культуры. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
30 | Любовь сильнее смерти | Мученики, исповеди, страстотерпцы, семья императора России Николая II, «я люблю» и «мне нравится». Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом. | Запись в тетрадь терминов и понятий. |
31 | Заключение. Богатыри. | Труд, труд души –дела добра и любви, духовная жизнь. Дать понимание неразрывной взаимосвязи духовной жизни и труда. | «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей». |
32-33 | Подготовка творческих проектов. | Работа со всеми понятиями курса. Помощь учащимся в подготовке проектных работ. | Творческие работы |
34 | Представление творческих проектов. | Представление подготовленных по итогам обучения по курсу творческих проектов. | Фестиваль духовной культуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ " Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс...