Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._4_klass.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2011г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО «__»____________2011г. | Утверждаю Директор МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Хмылевой Натальи Николаевны
Ф.И.О.
учителя начальных классов
I кв. категория
по русскому языку в 4 классе «а»
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2011 г.
2011 - 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (в 2 частях), - М.: Просвещение, 2007, с учетом методических рекомендаций авторов учебника и программы, особенностей данного класса и специфики преподавания учителя.
Программа рассчитана на 170 часов в год по 5 часов в неделю.
I четверть – 45 часов
II четверть – 37 часов
III четверть – 50 часов
IV четверть – 38 часов
Логика изложения и содержания материала рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Рабочая программа по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Рабочая программа ориентирована на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Под планированием понимается общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств, установление последовательности и распределение в определенном объеме времени учебной работы.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность предупреждать перегрузки.
Курс включает систему понятий, относящихся к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распространенные и нераспространенны предложения, сложные и простые); слову (состав слова, части речи; лексикограмматические признаки имени существительного прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия); фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов); графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).
Основной единицей изучения курса является предложение.
В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (диктант, контрольное списывание) и устный опрос (собеседование).
Плановых контрольных уроков:
-контрольный диктант: 11
- контрольное списывание: 4
- контрольный словарный диктант: 4
- проверочная работа: 4
-контрольное изложение: 2
Уроки развития речи, словарные диктанты проводятся 1 раз в 2 недели. В конце каждой четверти проводится контрольный словарный диктант, контрольное списывание текста. Работы по развитию речи (сочинения, изложения) в IV классе продолжают носить обучающий характер. В конце I полугодия и в конце года проводится по 1 контрольному изложению.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий :
- Программа Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. Русский язык, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. – 175 с.
- Методическое пособие для учителя: Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. - М.: ВАКО. 2011. – 400 с.
Цели обучения
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ. ЧАСОВ | СРОКИ | |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 45часов | по плану | фактически | |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 час | 2.09 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 час | 5.09 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Определение. | 1 час | 6.09 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 час | 7.09 | ||
Входная контрольная работа. Диктант. | 1 час | 8.09 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Разбор предложений по членам. | 1 час | 9.09 | ||
Однородные члены предложения. | 1 час | 12.09 | ||
Однородные сказуемые. Союзы –и, -а, -но. | 1 час | 13.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 час | 14.09 | ||
Предложения с несколькими грамматическими основами. | 1 час | 15.09 | ||
Запятые при повторяющемся союзе и в предложениях с однородными главными членами. | 1 час | 16.09 | ||
Утвердительные и отрицательные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. | 1 час | 19.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными дополнениями. | 1 час | 20.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными обстоятельствами. | 1 час | 21.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 час | 22.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными определениями. | 1 час | 23.09 | ||
Изложение-повествование. | 1 час | 26.09 | ||
Работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 час | 27.09 | ||
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 час | 28.09 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 1 час | 29.09 | ||
Простые и сложные предложения. | 1 час | 30.09 | ||
Одна или несколько грамматических основ в предложении. | 1 час | 3.10 | ||
Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 час | 4.10 | ||
Прямая речь. Общее знакомство. | 1 час | 5.10 | ||
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 час | 6.10 | ||
Сочинение-описание на тему «Осенний день». | 1 час | 7.10 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Обращение. | 1 час | 10.10 | ||
Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности интонации предложений с обращениями. | 1 час | 11.10 | ||
Проверочная работа по теме «Простые и сложные предложения» | 1 час | 12.10 | ||
Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 час | 13.10 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Рефлексия знаний учащихся (урок-практикум). | 1 час | 14.10 | ||
Общие сведения об имени существительном. | 1 час | 17.10 | ||
Изменение имён существительных по числам. | 1 час | 18.10 | ||
Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | 1 час | 19.10 | ||
Изменение имён существительных при сочетании с другими словами. | 1 час | 20.10 | ||
Употребление имён существительных с предлогами. | 1 час | 21.10 | ||
Употребление предлогов с именами существительными. | 1 час | 24.10 | ||
И.п. и В.п. имён существительных. Сопоставление. | 1 час | 25.10 | ||
Изложение по коллективно составленному плану. | 1 час | 26.10 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. Основные типы склонения имён существительных. | 1 час | 27.10 | ||
Анализ работ. Первое склонение имён существительных. | 1 час | 28.10 | ||
Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 час | 31.10 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Второе склонение имён существительных. | 1 час | 1.11 | ||
Контрольное списывание. | 1 час | 2.11 | ||
Анализ работ. Второе склонение имён существительных. | 1 час | 3.11 | ||
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 37часов | |||
Третье склонение имён существительных. | 1 час | 10.11 | ||
Третье склонение имён существительных. Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода. | 1 час | 11.11 | ||
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. | 1 час | 12.11 | ||
Падежные окончания имён существительных 1-, 2-, 3-го склонения. | 1 час | 14.11 | ||
Сопоставление 1-го и 3-го склонения имён существительных. | 1 час | 15.11 | ||
Падежные окончания у имён существительных 1, 2, 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п. | 1 час | 16.11 | ||
Падежные окончания у имён существительных в Р.п., Д.п., П.п. | 1 час | 17.11 | ||
Окончания имён существительных единственного числа. | 1 час | 18.11 | ||
Сочинение по картине. | 1 час | 21.11 | ||
Анализ работы. Редактирование текста. Окончания имён существительных единственного числа. | 1 час | 22.11 | ||
Упражнения в написании окончаний имён существительных1-, 2-, 3-го склонения в В.п. Предлоги про, через, сквозь. | 1 час | 23.11 | ||
Т.п. имён существительных. | 1 час | 24.11 | ||
Употребление предлогов с различными падежами имён существительных. | 1 час | 25.11 | ||
Правописание окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 час | 28.11 | ||
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предупредительный диктант. | 1 час | 29.11 | ||
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных1-, 2-, 3-го склонения. | 1 час | 30.11 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». | 1 час | 1.12 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 час | 2.12 | ||
Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 час | 5.12 | ||
Склонение имён существительных множественного числа с твёрдой основой. | 1 час | 6.12 | ||
Склонение имён существительных множественного числа с мягкой основой. | 1 час | 7.12 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 час | 8.12 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа. | 1 час | 9.12 | ||
Контрольное списывание. | 1 час | 13.12 | ||
Анализ работ. Общие сведения об имени прилагательном. | 1 час | 14.12 | ||
Род имён прилагательных в единственном числе. | 1 час | 15.12 | ||
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 час | 16.12 | ||
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского рода. | 1 час | 19.12 | ||
Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | 1 час | 20.12 | ||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | 1 час | 21.12 | ||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | 1 час | 22.12 | ||
Повторение. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 час | 23.12 | ||
Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. | 1 час | 26.12 | ||
Падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа. | 1 час | 27.12 | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа. | 1 час | 28.12 | ||
Контрольное изложение за 1-е полугодие. | 1 час | 29.12 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. | 1 час | 30.12 | ||
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ | 50часов | |||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского, мужского, среднего рода единственного числа. | 1 час | 16.01 | ||
Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 час | 17.01 | ||
Обучающее изложение. | 1 час | 18.01 | ||
Анализ работ. Правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 час | 19.01 | ||
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 час | 20.01 | ||
Анализ работ. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 час | 23.01 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 час | 24.01 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 час | 25.01 | ||
Общие сведения о личных местоимениях. | 1 час | 26.01 | ||
Употребление личных местоимений в речи. | 1 час | 27.01 | ||
Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи. | 1 час | 30.01 | ||
Склонение личных местоимений единственного числа. | 1 час | 31.01 | ||
Употребление личных местоимений с предлогами. | 1 час | 1.02 | ||
Правописание личных местоимений 3-го лица. | 1 час | 2.02 | ||
Редактирование текста. Употребление личных местоимений в речи. | 1 час | 3.02 | ||
Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 час | 6.02 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. | 1 час | 7.02 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное. Местоимение». | 1 час | 8.02 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Общие сведения о глаголе, как части речи. | 1 час | 9.02 | ||
Глагол. Лексическое значение глагола, основные грамматические признаки. | 1 час | 10.02 | ||
Неопределённая форма глагола. | 1 час | 13.02 | ||
Неопределённая форма глагола. Частицы –ся, -сь. | 1 час | 14.02 | ||
Изменение глаголов по временам. | 1 час | 15.02 | ||
Образование глаголов прошедшего времени. | 1 час | 16.02 | ||
Образование глаголов прошедшего времени. | 1 час | 17.02 | ||
Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 час | 20.02 | ||
Анализ проверочной работы. Спряжение глаголов. | 1 час | 21.02 | ||
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». | 1 час | 22.02 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов. | 1 час | 23.02 | ||
Определение спряжения глаголов по неопределённой форме. | 1 час | 24.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного лица. | 1 час | 27.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа. | 1 час | 28.02 | ||
Закрепление по теме. Контрольное списывание. | 1 час | 29.02 | ||
Анализ работ. Правописание глаголов, оканчивающихся на –ться, -тся. | 1 час | 1.03 | ||
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 час | 2.03 | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 час | 5.03 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление знаний о глаголе. | 1 час | 6.03 | ||
Повторение изученного о правописании личных окончаний глаголов. | 1 час | 7.03 | ||
Правописание личных окончаний глаголов. | 1 час | 8.03 | ||
Правописание личных окончаний глаголов. | 1 час | 9.03 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 час | 12.03 | ||
Обучающее изложение. | 1 час | 13.03 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов. | 1 час | 14.03 | ||
Написание мягкого знака в глаголах неопределенной формы, глаголы на –ться, -тся. | 1 час | 15.03 | ||
Правописание личных окончаний глаголов. | 1 час | 16.03 | ||
Морфологический разбор глагола. | 1 час | 19.03 | ||
Проверочная работа по изученной теме. Контрольный словарный диктант. | 1 час | 20.03 | ||
Анализ работ. Личные окончания глаголов настоящего времени. | 1 час | 21.03 | ||
Контрольный диктант по теме « Правописание личных окончаний глаголов». | 1 час | 22.03 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Личные окончания глаголов настоящего времени. | 1 час | 23.03 | ||
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 38часов | |||
Закрепление знаний о глаголе. | 1 час | 4.04 | ||
Закрепление по теме «Глагол». | 1 час | 5.04 | ||
Наречие, как часть речи. | 1 час | 6.04 | ||
Наречие. Второстепенный член предложения – обстоятельство. | 1 час | 9.04 | ||
Правописание наречий. | 1 час | 10.04 | ||
Обучающее сочинение по картине. | 1 час | 11.04 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание наречий. | 1 час | 12.04 | ||
Правописание орфограмм корня. | 1 час | 13.04 | ||
Предложения с однородными членами. Удвоенные согласные. | 1 час | 16.04 | ||
Сложные предложения. Непроизносимые согласные. | 1 час | 20.04 | ||
Предупредительный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | 1 час | 23.04 | ||
Анализ работ. Повторение правописания безударных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 час | 24.04 | ||
Обучающее изложение. | 1 час | 25.04 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Повторение изученного о глаголе. | 1 час | 26.04 | ||
Повторение изученного. Части речи. | 1 час | 27.04 | ||
Имя существительное. Обобщение. | 1 час | 30.04 | ||
Имя прилагательное. Обобщение. | 1 час | 2.05 | ||
Наречие. Обобщение. | 1 час | 3.05 | ||
Повторение. Части речи. Грамматические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий. | 1 час | 4.05 | ||
Повторение. Гласные буквы и звуки. Перенос слова. | 1 час | 7.05 | ||
Безударные гласные в корне слова. | 1 час | 8.05 | ||
Безударные окончания в словах разных частей речи. | 1 час | 9. 05 | ||
Контрольное списывание. | 1 час | 10.05 | ||
Анализ работ. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. | 1 час | 11.05 | ||
Мягкие и твёрдые согласные. | 1 час | 14.05 | ||
Проверочная работа по теме «Безударные окончания в словах разных частей речи». | 1 час | 15.05 | ||
Анализ работ. Правописание суффиксов. | 1 час | 16.05 | ||
Правописание приставок, сложных слов. | 1 час | 17.05 | ||
Итоговый контрольный диктант за год. | 1 час | 18.05 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание окончаний в словах различных частей речи. | 1 час | 21.05 | ||
Правописание окончаний в словах различных частей речи. | 1 час | 22.05 | ||
Контрольное изложение за 2-е полугодие. | 1 час | 23.05 | ||
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание окончаний в словах различных частей речи. | 1 час | 24.05 | ||
Контрольный словарный диктант. Экспедиция по стране родного языка. | 1 час | 25.05 | ||
Анализ работ. Повторение. Части речи. Грамматические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий. | 1 час | 28.05 | ||
Повторение. Части речи. Грамматические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий. | 1 час | 29.05 | ||
Повторение. Части речи. Грамматические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий. | 1 час | 30.05 | ||
Повторение. Части речи. Грамматические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий. | 1 час | 31.05 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАМЫ
В рабочей программе предусматриваются следующие виды контроля:
контрольных диктантов – 11
контрольных списываний – 4
проверочных работ –4
контрольных изложений: 2
№п/п | вид контроля | дата |
Входная контрольная работа. Диктант. | 8.09 | |
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 28.09 | |
Контрольный диктант по теме «Предложение». | 13.10 | |
Контрольный диктант за 1 четверть. | 31.10 | |
Контрольное списывание. | 2.11 | |
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». | 1.12 | |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 8.12 | |
Контрольное списывание. | 13.12 | |
Контрольное изложение за 1-полугодие. | 29.12 | |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 20.01 | |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 24.01 | |
Проверочная работа по теме «Местоимение». | 6.02 | |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное. Местоимение». | 8.02 | |
Контрольное списывание. | 29.02 | |
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 5.03 | |
Проверочная работа по теме «Глагол». | 20.03 | |
Контрольный диктант по теме « Правописание личных окончаний глаголов». | 22.03 | |
Контрольное списывание. | 10.05 | |
Проверочная работа по теме «Безударные окончания в словах разных частей речи». | 15.05 | |
Итоговый контрольный диктант. | 18.05 | |
Контрольное изложение за 2-полугодие. | 23.05 |
Содержание тем учебного курса
РУССКИЙ ЯЗЫК
IV КЛАСС (170 часов)
Морфология | 120 часов |
| 40 часов |
| 25 часов |
| 7 часов |
| 45 часов |
| 3 часа |
Синтаксис и пунктуация | 30 час |
Повторение и обобщение пройденного в начальных классах | 20 часов |
Морфология (120 ч)
Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопрос «кто, что»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.
Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.
Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.
Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение).
Предлоги, союзы. Их роль в речи.
Синтаксис и пунктуация (30 ч)
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.
Повторение и обобщение пройденного в начальных классах (20 ч)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, не произносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
Состав слова
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма в IV классе отводится по 8-10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке. В IV классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости дл формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу IV класса
Обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложений;
- признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексикограмматические признаки имен существительных, имен прилагательных личных местоимений, глагола, наречия;
- признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных; признаки I, II спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложения;
- главные и второстепенные члены предложения;
- признаки изученных частей речи;
- типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е), типы спряжения глаголов (I, II).
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложениях выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;
- безошибочно и аккуратно списывать текст (70-90 слов) и писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами в I—IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
- правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
изученные части слова, их лексические и грамматические признаки;
значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
признаки простого и сложного предложений;
признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
уметь:
различать буквы и звуки;
анализировать – кратко характеризовать, различать и сравнивать:
звуки речи и буквы, их обозначающие; сильную и слабую позицию в слове;
состав слова;
однокоренные слова и формы слов;
предлоги и приставки;
простое и сложное предложения;
главные и второстепенные члены предложения;
лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
разборчивого и аккуратного списывания (70-90 слов) и письма под диктовку текстов (75-85 слов) с изученными орфограммами (знаками препинания).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для учащихся |
|
Методическая литература |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. - М.: ВАКО. 2011. – 400 с.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. Русский язык, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. – 175 с.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Лисицина Т.В. Русский язык. 3 – 4 классы. Итоговый контроль знаний по программе «Школа России». – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 83 с.
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
- Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 4 класс. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 146 с.
- Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 360 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 347 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....
Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по ИЗО...
Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по технологии...