Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.

Модуль «Основы православной культуры».

 

Тема урока: «Православный храм»

Урок 16.

Тип урока: традиционный, изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры».

Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.

 

Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)

- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)

- Какую музыку вы сейчас слышали?

- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.

- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Православный храм.

II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

III. Планирование деятельности. (2 мин.)

- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

IV. Процесс решения проблемы.

1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)

- А что такое храм?

(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)

- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

- Скажите, когда еще люди строили церкви?

(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).

- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?

(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).

- Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

- Что было отличительной чертой русских храмов?

(многокупольность)

- Какую форму имели купола?

(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,

форму «маковок» - символ горящей свечи)

- Какую роль играл храм в жизни людей?

(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).

Давайте представим, что мы идём в храм.

(видеоролик «Входим в храм» 8 мин. )

2. Работа с текстом. (12 мин.)

- А теперь прочитайте текст учебника на с. 48-51. Запоминаем определение понятий, которые встретятся в тексте.

- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме.

- Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы ответить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.

( видеоролик «Средняя часть», «Кадило», «Алтарь» всего 14 мин. )

1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

2). О чем обычно люди молятся?

3). Почему в молитве нельзя просить зла?

4). Может ли православный христианин молиться без иконы?

- Какие правила поведения в храме вы знаете?

Давайте посмотрим, какие правила поведения в храме мы ещё не знаем.

(видеоролик «Как вести себя в храме» 7мин. )

V. Применение знаний и умений. (10 мин.)

  1. Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)

- Вы посмотрели видеоролики «В храме».

Были внимательны и надеюсь запомнили понятия .

- Разгадайте кроссворд. Работаем в группах.

- Какие понятия мы повторили?

VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)

- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?

VIII. Оценивание. (1 мин.)

- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: Справился ли я с заданием? Сам справился или помогали?

IX. Домашнее задание. (1 мин.)

Задание на карточках.

Вставь в текст ключевые слова.


 


 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.

Модуль «Основы православной культуры».

Тема урока: «Православный храм»

Урок 16.

Тип урока: традиционный, изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока:  познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

УМК:  учебник:  А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов:  Т.А. Берсенева  «Основы православной культуры».

Оборудование:  учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.;  рабочая тетрадь Т.А.  Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.

Оформление доски: схема храма, слова чудотворца  Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники

Актуализация знаний

Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», вывешивает слова на доску.

Дети слушают колокольный звон.

Записывают слова ассоциации.

Аудиозапись

Слова-карточки:

*церковь

*священник

*собор

*храм

*икона

*колокол

Постановка и формулирование проблемы

Учитель организует мини-дебаты.

Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока.

Слова чудотворца Иоанна Шанхайского (Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»).

Планирование деятельности

Учитель организует работу учащихся, планирует работу.

Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

Памятка-план урока

 Решение проблемы

1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов.

2. Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях.

3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»

1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

2. Дети читают по цепочке текст в учебнике и рассказывают о понятиях: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. Составляют глоссарий(Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык,
 речь . В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием).

Дети отвечают на вопросы.

3.Учащиеся делятся на группы, получают альбомные листы и записывают свои предложения. Представляют результаты работы в группе.

*презентация

*учебник

Применение знаний и умений

Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда.

Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре).

Дают оценку своей деятельности.

*Видеоролик «В храме»

*кроссворд

Рефлексия

Учитель организует рефлексию учащихся,  написание синквейна.

Дети формулируют свои фразы.

Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:  1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.                           2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.                                  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.                       4 строка – фраза, несущая определенный смысл.        5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).                Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.               Синквейн на тему Храм(образец) :         1)храм
2)религиозный, христианский
3)поклоняются, служат, молятся
4)в сооружении предназначенном для богослужений
5)часовня

Составление синквейна к старославянскому слову «храм»:

1) ЧТО? – Храм.

2) КАКОЙ? Святой, божий, красивый.

3) ЧТО ДЕЛАЕТ? Душу очищает, надежду вселяет, веру поддерживает.

4) АФОРИЗМ: «Храмы зиждутся во имя святого».

5) СИНОНИМЫ: церковь, собор.

Фразы записаны на доске

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Подведение итогов

Учитель проводит блиц- опрос.

Дети отвечают на вопросы.

Оценивание

Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся.

Дети раскрашивают символы.

Домашнее задание

Учитель даёт задание по выбору.

1. Задание в тетради.

2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах.

3. Рисунок храма.

4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

Дети выбирают своё задание и записывают.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)

- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)

- Какую музыку вы сейчас слышали?

- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.

- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Православный храм.

II.  Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

III.  Планирование деятельности. (2 мин.)

- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

IV. Процесс решения проблемы.

1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)

- А что такое храм?

(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)

- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

- Скажите, когда еще люди строили церкви?

(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).

- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?

(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).

- Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

- Что было отличительной чертой русских храмов?

(многокупольность)

- Какую форму имели купола?

(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,

форму «маковок» - символ горящей свечи)

- Какую роль играл храм в жизни людей?

(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).

Давайте представим, что мы идём в храм.

(видеоролик «Входим в храм»  8 мин. )

2.  Работа с текстом. (12 мин.)

- А теперь прочитайте текст учебника на с. 48-51. Запоминаем определение понятий, которые встретятся в тексте.

 - Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме.

- Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы ответить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.

( видеоролик «Средняя часть», «Кадило», «Алтарь»  всего 14 мин. )

1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

2). О чем обычно люди молятся?

3). Почему в молитве нельзя просить зла?

4). Может ли православный христианин молиться без иконы?

- Какие правила поведения в храме вы знаете?

Давайте посмотрим, какие правила поведения в храме мы ещё не знаем.

(видеоролик «Как вести себя в храме»  7мин. )

V. Применение знаний и умений. (10 мин.)

  1. Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)

-  Вы посмотрели  видеоролики «В храме».

Были внимательны и надеюсь запомнили понятия .

- Разгадайте кроссворд. Работаем в группах.

- Какие понятия мы повторили?

VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)

- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?

VIII. Оценивание. (1 мин.)

-  Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы:  Справился ли я с заданием? Сам справился или помогали?

IX. Домашнее задание. (1 мин.)

Задание на карточках.

Вставь в текст  ключевые слова.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Схема храма

КРОССВОРД

6

Х

Р

8

С

7

1 И

К

О

Н

А

В

К

М

Е

2 С

О

Б

О

Р

Ч

Н

3 К

А

Д

И

Л

О

С

10

М

4 А

Л

Т

А

Р

Ь

9

К

О

А

А

Л

5 С

В

Я

Щ

Е

Н

Н

И

К

О

Т

Н

В

А

Вопросы к кроссворду.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
  2. Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
  3. Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
  4. Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
  5. Человек, совершающий все богослужения и таинства.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
  2. Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.
  3. Осветительный прибор, который  делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
  4. «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
  5.  Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.

Рабочая тетрадь. Урок 16

Храм

Задание 1.

Сделай подписи к картинкам.

Икона                                 канун                                 кадило                           свеча              

Канун                          иконостас                                        священник            Царские врата

                                      алтарь

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Задание 2.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.

Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.

Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.

Литература:

  1. А.В. Кураев  «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

учебник для 4 класса.

  1. ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).
  2. Интернет ресурсы:  http://wiki.iteach.ru/,  http://moi-mummi.ru/ и другие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям» . (слова чудотворца Иоанна Шанхайского) Православный храм.

Слайд 3

Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом.

Слайд 4

Храмы России Воды тихой речки отражают Окружённый деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят.

Слайд 5

Ростовский кремль

Слайд 6

Москва. Собор Василия Блаженного

Слайд 7

Храм в Кижах

Слайд 8

Москва. Храм Христа Спасителя

Слайд 9

Внешний вид храма

Слайд 10

Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. А также, очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру.

Слайд 11

Д ве главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы (три Лица Святой Троицы). Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов). Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов). Девять глав (девять чинов Ангельских). Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.

Слайд 12

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Слайд 13

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

Слайд 14

Внутреннее устройство храмов Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные - лица, готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо. Средняя часть, или собственно храм , символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие. Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

Слайд 15

Внутреннее устройство храмов

Слайд 16

Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской, на котором располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события. Канун – специальный столик с изображением Распятия и многими подставками для свечей. Специальные храмовые предметы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Канунник- панихидный столик. Здесь ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 2

Слово «алтарь » означает «высокий жертвенник» Главная часть храма- алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Алтарь всегда находится в восточной стороне.

Слайд 3

Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии. Предметы алтаря: Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь Царь, Владыка Церкви. Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.

Слайд 4

Иконостас - перегородка, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

Слайд 5

Царские врата

Слайд 7

-В храме используются высокие столики особой формы со скошенной доской – аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться. -Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется «канун». Сюда ставят свечи для поминания усопших. -В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже « участвует» в богослужении. -В храме священником совершается каждение: в кадило на горящие угольки кладут ладан ( душистую древесную смолу). -Перед каждой иконой в храме висит лампада.

Слайд 8

Кадило (кадильница) – небольшой сосуд для благовонных курений, употребляемых при богослужении. Паникадило – (греч. – люстра) – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад Подсвечник.

Слайд 9

Храмы Санкт-Петербурга и области.

Слайд 10

Собор св. великомуч. ц. Екатерины в Царском Селе.

Слайд 11

Владимирский собор Силуэт этого храма близок и знаком каждому Петербуржцу.

Слайд 12

Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии (Спасо-Преображенский Собор)

Слайд 13

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск

Слайд 14

Правила поведения в храме Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями. ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню. Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие. Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.

Слайд 15

Самостоятельная работа Вставь в текст ключевые слова: царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас . Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в…………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. .Внутри храма главным местом является …………… .Он отделяется от молящихся …………. .В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

Слайд 16

Каждый христианский храм венчается куполом с крестом. Вход в храм находится в западной части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и притвор . Внутри храма главным местом является алтарь .Он отделяется от молящихся иконостасом .В центре иконостаса двери. Они называются царские врата . Справа от Царских врат всегда икона Иисуса Христа . Слева – всегда икона Божьей Матери . Квадратный столик на котором зажжено множество свечей называется канун . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

Слайд 17

Благодать какая! Точно Здесь не властвуют года… И молитва сама льётся, На душе становится легко, Суета вдруг остаётся Где-то очень далеко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

УРОК из курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» ТЕМА:МОНАСТЫРЬ

УРОК  из курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»ТЕМА:МОНАСТЫРЬ Цели: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить  роль ...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на тему «Священные сооружения»

Цель:Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Задачи:- Познакомить детей с внутренним и внешним устройством священных ...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...