Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.
Модуль «Основы православной культуры».
Тема урока: «Православный храм»
Урок 16.
Тип урока: традиционный, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры».
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.
Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
Ход урока:
Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.
- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)
- Какую музыку вы сейчас слышали?
- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.
- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Православный храм.
II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)
- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:
* Я считаю, что человеку нужны храмы…..
* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..
- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?
III. Планирование деятельности. (2 мин.)
- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?
IV. Процесс решения проблемы.
1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)
- А что такое храм?
(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)
- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)
- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.
- Скажите, когда еще люди строили церкви?
(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).
- Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,
форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).
Давайте представим, что мы идём в храм.
(видеоролик «Входим в храм» 8 мин. )
2. Работа с текстом. (12 мин.)
- А теперь прочитайте текст учебника на с. 48-51. Запоминаем определение понятий, которые встретятся в тексте.
- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме.
- Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы ответить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.
( видеоролик «Средняя часть», «Кадило», «Алтарь» всего 14 мин. )
1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
2). О чем обычно люди молятся?
3). Почему в молитве нельзя просить зла?
4). Может ли православный христианин молиться без иконы?
- Какие правила поведения в храме вы знаете?
Давайте посмотрим, какие правила поведения в храме мы ещё не знаем.
(видеоролик «Как вести себя в храме» 7мин. )
V. Применение знаний и умений. (10 мин.)
Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)
- Вы посмотрели видеоролики «В храме».
Были внимательны и надеюсь запомнили понятия .
- Разгадайте кроссворд. Работаем в группах.
- Какие понятия мы повторили?
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
* Мне понравилось…
* Мне запомнилось…
* Я узнал…
* Мне бы хотелось…
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)
- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?
VIII. Оценивание. (1 мин.)
- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: Справился ли я с заданием? Сам справился или помогали?
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
Задание на карточках.
Вставь в текст ключевые слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.
Модуль «Основы православной культуры».
Тема урока: «Православный храм»
Урок 16.
Тип урока: традиционный, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры».
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.
Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
Технологическая карта урока.
Ход урока:
- Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.
- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)
- Какую музыку вы сейчас слышали?
- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.
- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Православный храм.
II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)
- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:
* Я считаю, что человеку нужны храмы…..
* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..
- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?
III. Планирование деятельности. (2 мин.)
- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?
IV. Процесс решения проблемы.
1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)
- А что такое храм?
(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)
- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)
- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.
- Скажите, когда еще люди строили церкви?
(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).
- Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,
форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).
Давайте представим, что мы идём в храм.
(видеоролик «Входим в храм» 8 мин. )
2. Работа с текстом. (12 мин.)
- А теперь прочитайте текст учебника на с. 48-51. Запоминаем определение понятий, которые встретятся в тексте.
- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме.
- Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы ответить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.
( видеоролик «Средняя часть», «Кадило», «Алтарь» всего 14 мин. )
1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
2). О чем обычно люди молятся?
3). Почему в молитве нельзя просить зла?
4). Может ли православный христианин молиться без иконы?
- Какие правила поведения в храме вы знаете?
Давайте посмотрим, какие правила поведения в храме мы ещё не знаем.
(видеоролик «Как вести себя в храме» 7мин. )
V. Применение знаний и умений. (10 мин.)
- Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)
- Вы посмотрели видеоролики «В храме».
Были внимательны и надеюсь запомнили понятия .
- Разгадайте кроссворд. Работаем в группах.
- Какие понятия мы повторили?
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
* Мне понравилось…
* Мне запомнилось…
* Я узнал…
* Мне бы хотелось…
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)
- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?
VIII. Оценивание. (1 мин.)
- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: Справился ли я с заданием? Сам справился или помогали?
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
Задание на карточках.
Вставь в текст ключевые слова.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема храма
КРОССВОРД
6 Х | ||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||
8 С | 7 1 И | К | О | Н | А | |||||||||||||
В | К | М | ||||||||||||||||
Е | 2 С | О | Б | О | Р | |||||||||||||
Ч | Н | |||||||||||||||||
3 К | А | Д | И | Л | О | |||||||||||||
С | 10 М | |||||||||||||||||
4 А | Л | Т | А | Р | Ь | 9 К | О | |||||||||||
А | А | Л | ||||||||||||||||
5 С | В | Я | Щ | Е | Н | Н | И | К | ||||||||||
О | Т | |||||||||||||||||
Н | В | |||||||||||||||||
А |
Вопросы к кроссворду.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
- Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
- Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
- Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
- Человек, совершающий все богослужения и таинства.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
- Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.
- Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
- «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
- Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.
Рабочая тетрадь. Урок 16
Храм
Задание 1.
Сделай подписи к картинкам.
Икона канун кадило свеча
Канун иконостас священник Царские врата
алтарь
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.
Задание 2.
Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.
Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.
Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.
Литература:
- А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
учебник для 4 класса.
- ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).
- Интернет ресурсы: http://wiki.iteach.ru/, http://moi-mummi.ru/ и другие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом.
Храмы России Воды тихой речки отражают Окружённый деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят.
Ростовский кремль
Москва. Собор Василия Блаженного
Храм в Кижах
Москва. Храм Христа Спасителя
Внешний вид храма
Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. А также, очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру.
Д ве главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы (три Лица Святой Троицы). Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов). Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов). Девять глав (девять чинов Ангельских). Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА
Внутреннее устройство храмов Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные - лица, готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо. Средняя часть, или собственно храм , символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие. Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.
Внутреннее устройство храмов
Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской, на котором располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события. Канун – специальный столик с изображением Распятия и многими подставками для свечей. Специальные храмовые предметы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «алтарь » означает «высокий жертвенник» Главная часть храма- алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Алтарь всегда находится в восточной стороне.
Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии. Предметы алтаря: Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь Царь, Владыка Церкви. Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.
Иконостас - перегородка, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.
Царские врата
-В храме используются высокие столики особой формы со скошенной доской – аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться. -Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется «канун». Сюда ставят свечи для поминания усопших. -В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже « участвует» в богослужении. -В храме священником совершается каждение: в кадило на горящие угольки кладут ладан ( душистую древесную смолу). -Перед каждой иконой в храме висит лампада.
Кадило (кадильница) – небольшой сосуд для благовонных курений, употребляемых при богослужении. Паникадило – (греч. – люстра) – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад Подсвечник.
Храмы Санкт-Петербурга и области.
Собор св. великомуч. ц. Екатерины в Царском Селе.
Владимирский собор Силуэт этого храма близок и знаком каждому Петербуржцу.
Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии (Спасо-Преображенский Собор)
Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск
Правила поведения в храме Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями. ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню. Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие. Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.
Самостоятельная работа Вставь в текст ключевые слова: царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас . Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в…………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. .Внутри храма главным местом является …………… .Он отделяется от молящихся …………. .В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.
Каждый христианский храм венчается куполом с крестом. Вход в храм находится в западной части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и притвор . Внутри храма главным местом является алтарь .Он отделяется от молящихся иконостасом .В центре иконостаса двери. Они называются царские врата . Справа от Царских врат всегда икона Иисуса Христа . Слева – всегда икона Божьей Матери . Квадратный столик на котором зажжено множество свечей называется канун . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.
Благодать какая! Точно Здесь не властвуют года… И молитва сама льётся, На душе становится легко, Суета вдруг остаётся Где-то очень далеко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль «Основы светской этики»
Материал содеожит разрабртку урока по курсу ОРК и СЭ....
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
УРОК из курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» ТЕМА:МОНАСТЫРЬ
УРОК из курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»ТЕМА:МОНАСТЫРЬ Цели: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить роль ...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на тему «Священные сооружения»
Цель:Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Задачи:- Познакомить детей с внутренним и внешним устройством священных ...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...