план-конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
План-конспект урока по ОРКСЭ с приложением и самоанализом открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок ОРКСЭ "Слово, обращенное к себе" | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
по дисциплине «Основы светской этики»
в 4 классе МБОУ Таятской ООШ
на тему «Слово, обращённое к себе»
Разработал: Охохонина Надежда Викторовна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Основы религиозных культур и светской этики:
теория и методика обучения в образовательной организации»
Проверил: Куканова Мария Сергеевна
Таяты – 2018
Тема урока: «Слово, обращённое к себе»
1. Дата проведения – 22.05.2018 г.
2. Тип урока – урок обобщения знаний
3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение
4. Цель урока – Обобщить знания учащихся по предмету; на основе примеров и жизненного опыта детей, помочь учащимся осознать важность морально-этических ценностей в обществе.
5. Задачи
- развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации;
- формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
- обобщить и расширить знания о морально-этических ценностях.
- понять, нужны ли знания в жизни и зачем.
6. Предметные результаты: усвоение и обобщение этических понятий.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов поведения, знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты: развитие рефлексии, умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
7. Основные термины, понятия – вежливость, дружба, совесть, бескорыстие, правда, ложь, красота души., нравственное поведение, мораль.
8. Оборудование: карточки с притчами, рисунки дерева мудрости, видеосюжет, карточки с заданиями; проектор, интерактивная доска, компьютер.
9. План урока:
а) организационный момент:
- доброжелательный настрой на урок;
- объявляется тема урока, его цель и основные задачи дети выстраивают самостоятельно;
- проверка домашнего задания (инсценировка сказки «Вежливый кролик»
б) основная часть:
- обсуждение сказки и слов Сервантеса, в частности: 1) чему она учит, 2) как понимаете высказывание писателя.
- организация групповой работы учеников (работа с текстами по теме занятия, подготовить ответы на вопросы и задания);
- формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста (ответы на вопросы учителя; использование фрагмента видеосюжета для работы группы)
- самостоятельная работа учащихся в группах;
- выступление групп по изученному материалу;
- предполагаемые результаты выполнения этих заданий;
- материалы к занятию: карточки с притчами, видеосюжет, карточки с заданиями;
- контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего.
в) заключительная часть урока (подведение итогов):
- инсценировка сказки «Волк и белка» (учащиеся формулируют вывод по теме урока);
- рассматривание дерева – мудрости с плодами (у каждого своё).
10. Список использованной литературы
- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru/user/
Сказки «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Вежливый кролик» мексиканская народная сказка
Самоанализ урока
1. Внешние связи урока (место и роль урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими и последующими уроками; межпредметные связи)
завершающий урок в разделе «Судьба и родина – едины», задания для учащихся подобраны с учётом предыдущих уроков, притчи, стихи, высказывания писателей; чтение – ИЗО – окружающий мир
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса (обучающая, воспитывающая, развивающая)
- расширить и углубить нравственные представления детей;
- помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла;
- создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
3. На уроке использовалась подвижная физминутка и гимнастика для глаз после просмотра видеосюжета.
4. Подведение итога было сделано в виде инсценировки сказки «Белка и волк», после чего учащиеся легко сделали вывод сами.
II. Содержание урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока связаны между собой .
2. Учебный материал урока был подобран, учитывая психологические особенности детей (кто-то хорошо рисует, читает, кто-то играет, вживаясь в роль); а так же их пожелания и возможности.
3. Учащиеся свободно высказывали свою точку зрения в ходе обсуждений, приводили примеры из своего опыта, это указывает, что прослеживается связь теории с практикой.
4. Во время занятия часто возвращались к дереву мудрости, снова и снова проговаривая понятия и определения прошлых уроков, где с этими понятиями встречались уже после пройденной темы.
5. На уроке учащиеся показали хорошие знания, умение ориентироваться в ситуациях, правильно находя верное решение.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
1. Используемые методы и приёмы работы соответствовали задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
2. Словесный метод чередовался с наглядным, работа с иллюстрациями с самостоятельным поиском информации.
3. На уроке использовались инсценированные сказки, тексты с притчами, карточки с заданиями, фрагмент видеосюжета.
4. Ведение живого диалога: дети отвечали на вопросы заданий, свободно высказывали свою точку зрения, приводили примеры из своего опыта. .
4. Функциональный анализ урока
1. Считаю, что структура урока полностью соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.
2. Наиболее удачными были инсценировки сказок учащимися, так все были задействованы и правильно делали выводы.
3. Успешному формированию результата урока способствовал доброжелательный тон учителя, спокойная атмосфера урока.
5. Оценка конечного результата урока
1. Учащиеся дали оценку своей деятельности на уроке, а также своим товарищам по группе, большинство из них могут правильно дать определение тем качествам, которые вывешивались на дереве мудрости.
2. Считаю, что поставленных задач на уроке достигли.
3. В ходе занятия учащиеся поняли и осознали, что только добрые дела, доброе слово поможет человеку стать нравственным, помогут ему взрастить в себе дерево мудрости.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГРУППА 1.
Рассказ «До первого дождя» Предвидение. Объясните выражение «до первого дождя» Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу. 2. Ответьте на вопрос. - Почему обе девочки густо покраснели? 3. Допишите слова на каждую букву. Д – доверие Р - радость, радушие У - уважение Ж - желание, жизнерадостность Б - бескорыстие А - активность 4. Ассоциативный куст - Подберем слова, которые помогут нам представить настоящего друга. - Какими качествами он должен обладать? |
ГРУППА 2.
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. 2. Ответьте на вопрос. - Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? 3. Приведите примеры ситуаций, в которых вы или герои литературных произведений испытывали стыд или было совестно. 4. «Объяснялки». Как понять выражения: -меня мучает совесть; -бессовестный человек; -совестливый человек; -моя совесть молчит; -моя совесть чиста?
|
ГРУППА 3.
Притча «Божья коровка». Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей: «Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво! С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим! 2. Ответьте на вопросы. - Для чего божья коровка очищала листики? Что она получила за это? - Что нужно делать, чтобы стать счастливым?
|
ГРУППА 4.
Притча «Что легче?». Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
|
ГРУППА 5.
|
ГРУППА 6.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....