Открытый урок по светской этике на тему "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Матявина Елена Петровна

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием справедливость, а также с помощью тестирования узнают на сколько они справедливы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.docx933.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Справедливость»

 Цель:  формирование  у младших школьников мотиваций к  осознанному поведению  по  моральным   правилам справедливого человека.

 Задачи:

1.  Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости.

2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта  и справедливость.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.    

          У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость)     

 (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

Учитель:   Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость».

Послушайте  пожалуйста русскую народную сказку “Лиса и рак” и ответьте на такой вопрос: как может быть сказка связана с темой нашего урока?

Читает учитель.

Лиса говорит раку:

- Давай перегоняться!

- Что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:

- А я уже давно тебя жду.

 Обсуждение.

- Кто же оказался победителем? Почему вы так считаете? – Ответы детей.

- Как можно оценить поступок рака? Почему? – Ответы детей.

Как же может быть эта сказка связана с темой нашего урока?

А Может ли “похожая ситуация” произойти в отношениях между людьми? – Да.

- Что же ещё мы узнаем на уроке?

– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

2. Работа по учебнику с. 28 (читаем 1 и 2 абзац).

3. Работа по учебнику с.28 (чтение 3 и 4 абзаца).

В тексте встретилось правило, которое перешло в поговорку. Зачитайте её.

(Око за око, зуб за зуб). Как вы понимаете её смысл?

Игра «Путаница».         

Ребят,  к нашему уроку я подготовила пословицы, но вот проблема, пока ехала, все части перепутались. Поможете мне собрать?  

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Око за око, зуб за зуб.

4. Что посеешь, то и пожнешь.

Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.

Каждый ученик имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам, мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения.

- Было ли в вашей жизни так, что с вами поступали несправедливо?

(Дети приводят свои примеры)

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянутся.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

6. Работа по учебнику с.28 (чтение 6 и 7 абзаца).

7. Инсценировка отрывка из произведения Н.Носова «Фантазеры»

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Стасик.

- Девяносто пять. А тебе?

-  А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Стасик,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

-  А я, - говорит Мишутка, - сначала был маленький, а потом    вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я один раз купался в море, - говорит Стасик,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

«Ловко придумал!» - позавидовал Мишутка. - Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал!- рассмеялся Стасик

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

-  А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Мишутка. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать! (Стасик)

- Чего проще!

- Ну, выдумай что-нибудь. (Мишутка)

- Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э...   гм... кхм.. .э-э-э

- Ну, что ты всё «э» да «э»! (Стасик)

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай! (Мишутка)

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...

- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Мишутка.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил - выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

-  А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Стасик.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Стасик и Мишутка тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Стасик. Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, говорит Стасик., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

- Ты чего ревела? - спрашивает Стасик.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

-  Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Стасик.

- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Мишутка.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказали Мишутка и Стасик

  • Справедливо ли мама наказала Иринку?
  • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?

8. Работа по учебнику с.28 6 и 7 абзацы

Таким образом, каким правилами мы должны пользоваться.

(Работа с текстом с.29 (чтение последних двух абзацев).

Беседа.

Каждый человек считает, что он справедливый, его действия справедливы, требует от всех справедливости, и как правило самостоятельно определяет, справедливы или не справедливы другие.

Вот примеры справедливого отношения с точки зрения морали. На добрые слова следует отвечать благодарностью, а на добрые дела – услугой. За серьезную помощь (доброту) – платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Будет справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Я думаю, что многие со мной согласятся, что каждый человек считает себя справедливым. А вот на сколько вы справедливы, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам пройти тестирование, из которого мы узнаем, на сколько мы справедливы.

О чем нужно помнить прежде, чем мы начнем отвечать на вопросы? (Мы отвечаем сами себе, поэтому нужно это делать честно)

Тест « Справедливый ли Я  человек»

Засчитайте себе по одному баллу за ответ «ДА» на вопросы 1, 3, 4, 7 и

за ответ «НЕТ» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10.


1.Вам помогли заработать деньги. Готовы ли вы отдать часть из них тому, кто вам помог?
2.Вам сообщили, что ваш друг (подруга) нелестно отзывался о вас. Отразится ли такое сообщение на вашем отношении к другу (подруге)?
3.Если ссорятся ваши родители, то пытаетесь ли вы их примирить?
4.Если учитель делает вам заслуженное замечание, то соглашаетесь ли вы с ним?
5.Если в вашем присутствии говорят то, о чем вы не согласны, то поддерживаете ли вы сказанное?
6.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
7.Если вы уверены в своей правоте, то выслушиваете ли вы того, кто с вами не согласен?
8.Стараетесь ли вы отплатить за нанесенную ранее обиду?
9.Подсмеиваетесь ли вы над кем-нибудь, чтобы развеселить окружающих?
10.Если вам приписывают чужие заслуги, то соглашаетесь ли вы с этим?
8 баллов и более. Вы достаточно справедливы, и люди, видимо, чувствуют это. Они не будут приставать к вам со сплетнями и пустыми обвинениями в адрес тех, кто рядом, - это бесполезно. Из вас может получиться хороший судья или прокурор. Любое мнение нужно высказывать так, чтобы оно не было воспринято как назидание или единственная истина.
От 3 до 8 баллов. Ваша справедливость – дело случая. Для одних вы справедливы, а для других – не очень. Есть опасность стать «флюгером». Так называют людей, которые поворачиваются в ту сторону, в которую «дует ветер». Постарайтесь не делить людей на «своих» и «чужих». От этого проиграете, прежде всего, вы: люди, которые, возможно, нужны вам больше других, пройдут мимо.
Меньше 3 баллов. Вы весьма несправедливый человек. Многие окружающие вас люди уверены, что к вам обращаться со своими нуждами бесполезно: вы можете «присоветовать» не то, что нужно и полезно человеку, а то, что выгодно вам. А вам может быть выгодно все, что не выгодно другим. Будьте справедливы к людям, и они будут чаще поворачиваться к вам и вашим нуждам лицом.

Итог урока

Разгадывание кроссворда

Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ) 

Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) 

Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ) 

Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) 

Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ) 

За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ) 

VI. Рефлексия.

Кто такой справедливый человек? Оцените свою работу на уроке.

Упражнение «Микрофон».

   Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» четко и лаконично излагает свою мысль.  (Варианты  ответов детей).

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

Дополнительный материал

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:   - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает:  -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик  обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

  • Оцените поступок мальчика.

Фотоотчет по уроку

D:\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\мой 4б\Матявина\DSC_0934.JPG

                                  D:\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\мой 4б\Матявина\DSC_0935.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\мой 4б\Матявина\DSC_0942.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\мой 4б\Матявина\DSC_0947.JPG

                       D:\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\мой 4б\Матявина\DSC_0952.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок основы светской этики

Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей  родословной....

Урок по светской этике.

Основы светской этикиТема: Образцы нравственности. Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.Задачи: - познакомить с нравственными идеала...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"

В ходе урока дети  смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...

Открытое занятие по светской этике "Человек рожден для добра"

Дать понятие о добре и зле; активизировать познавательную деятельность уч- ся; дать представление о золотом правиле нравственности...

Открытый урок по Светской этике. 4 класс

Предлагаю к использованию открытый урок  с презентацией ( готовился для конкурса)....