разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_ur.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль « Основы мировых религиозных культур»
Составители : Матвеева М.Ю.
2014 г.
Тема: « Культура и религия»
Класс: 4
Цель: Формирование у обучающихся уважение к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
Задачи:
Обучающие: узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление у детей, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point.
Основные виды деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочие тетради.
Ход урока.
Этап. Присоединение.
I. Организация деятельности обучающихся
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Примерные вопросы к обучающимся:
- О чем ты рассказал родным и друзьям после нашего урока?
- Что нового узнал для себя?
- Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
- С какими воспоминаниями связано для вас слово « Родина»?
Карточка с этим словом вывешивается на доске, а ниже подписываются те слова, которые у детей вызывает это слово.
Родина
мама гимн
дом флаг
Россия Отечество
Родители друзья и т.д.
III. Актуализация знаний обучающихся.
-Тема нашего урока «Культура и религия». Слайд 1.
-Я подобрала эпиграфы. Прочитайте. Слайд 2.
Эпиграфы к уроку:
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»
Э. Эррио
«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»
Народная мудрость
Вы узнаете:
- Что такое культура.
- Что такое религия.
- Какие бывают религии? Много ли их.
- Как связаны религия и культура.
С какими понятиями уже сейчас у вас связаны два понятия « культура» и «религия»?
Работа проводится аналогично слову « Родина». В ходе разговора появляется примерно такой вид:
культура | религия |
Вежливость Правила поведения Картины Кино Аккуратность и т.д. | Церковь Вера Крест Священник Бог и т.д. |
Эти понятия у вас связаны с простыми, понятными для вас словами. Представление об этих словах уточнить, сделать основательнее и глубже. Вот этим мы сегодня и займёмся на уроке.
IV. Этап. Изложение нового материала.
Начнем с более знакомого для вас слова « культура». Вы уже дали ему своё объяснение.
Дополнительный материал.
Слайд 3. ( На слайде основные признаки культуры)
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
Когда мы говорим «культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, изобразительном искусстве, выставках, картинных галереях, музеях, музыке, концертах, театральном искусстве.
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру создают люди. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Слайд 4.
Переходя к следующему понятию ответьте на такие вопросы:
- Употребляют ли в вашей семье слово религия?
-Считаете ли вы себя верующим человеком?
Дополнительный материал.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
Все люди разные – это надо принимать, как данность. На этом основана культура, главный принцип которой – единство, обогащение и взаимопонимание. В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.
Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».
В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
а) Прочитайте текст в учебнике на с. 6 и назовите ещё понятие, о котором мы не говорили.
Ритуал. Какие вы знаете ритуалы? (причастие, исповедь, крещение, венчание)
А в каких ритуалах вы сами принимали участие? Расскажите нам.
(Когда, где, что запомнилось)
б) Чтобы ответить на следующий вопрос урока, мы должны продолжить чтение текста в учебнике с. 6-7.
Будьте внимательны к каждому слову текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем.
Сравнить: национальные и традиционные религии.
Один народ разные народы
иудизм, иудаизм христианство, ислам,
буддизм
в) Записать данную схему в рабочую тетрадь.
Слайд 5. Названия религий.
Слайд 6. Священные книги религий мира.
Физкульминутка.
V. Самостоятельная работа обучающихся.
1)Работа в группах. Слайд 7-10.
Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах).
Свои предположения запишите.
Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».
Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».
Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».
Обсудить результаты самостоятельной работы.
Слайд 11-14. Обзор по религиям.
VI. Подведение итогов.
- Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
- Как ты объяснишь членам семей и друзьям суть понятий культура и религия?
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек. Что это означает?
- Что входит в понятие культура поведения?
- Что такое культура и религия? Какова связь между ними?
Итак, культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.
Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Культура – разная у всех народов, но суть ее у всех одна и та же: добрососедство, взаимопонимание, взаимопомощь, способность переживать горести другого, как свои горести, и радоваться счастью другого, как собственному счастью, это чувство прекрасного и это чувство ответственности за мир, в котором мы живем.
Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
VII. Рефлексия.
У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.
VIII. Итог урока.
Слайд 2. Прочитаем наши эпиграфы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ....
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....