4 класс Тема урока: «Свобода и моральный выбор»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ефремова Татьяна Валентиновна

Конспект урока по теме " Свобода и моральный выбор" по основам религиозной културы и светской этики.

Модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_moralnyy_vybor.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Основы религиозной культуры и светской этики»

4 класс

Тема урока: «Свобода и моральный выбор»

Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи урока:

Образовательная: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор». Раскрыть суть понятий “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.

Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Планируемые результаты:

личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека;

метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Тип урока: открытие новых знаний 

Технологии обучения: проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

Оборудование: фломастеры, тексты  для работы, карточки с заданиями , зонты (черный, красный, пестрый), словари, презентация.

Тип урока: открытие новых знаний

Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, практикум

Формы организации: фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые, групповая работа по карточкам.

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Моральный конфликт.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

Слайд№1
II. Введение в тему. Социализация.

Напишите красиво свое имя на листочке.

Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

- Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

- Составьте слова из разрезных карточек, попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА                          ВЫБОР                        МОРАЛЬ

- Подберите ассоциации к слову свобода

(свобода, жизнь, счастье) Слайд №2

- Прочитайте свои ассоциации. Вслушайтесь в слова, которые вы услышите. Допишите слова, которые вам понравились, если у вас их нет.

- Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова.

- Афиширование работы.

- Прочитайте предложения, которые вы записали. Можете дополнить свои записи понравившимися высказываниями.

III. Объявление темы урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор на уроке?

- Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

Тема урока на слайде №3 «Свобода и моральный выбор человека»

IV.Работа по теме урока.

а) Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями

Есть разные мнения, что такое свобода. Где можно узнать точное определение понятия «свобода»?

-Найдите  определение слова свобода в словаре Ожегова

-Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях.

(Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому энциклопедическому словарю

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь)

-Что значит быть свободным? (ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)

б) Работа со слайдами «Кто чувствует себя счастливым»

Слайд№4

-Кто чувствует себя счастливым и почему? 

Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы.

в) Обозначение порядок значимости для детей высказывания о свободе

Работа в парах.

- Что же в свободе самое главное? Слайд№5

Свобода — это возможность выбора.

Слайд№,6,7

-Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свое мнение. (продолжают работу в группе)

Ситуации ( карточку дети читают в группе индивидуально, далее обсуждение – в группе)

1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).

2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

3. Друзья зовут на улицу. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.

Вывод: легко выбрать простые вещи: продукты, одежду, обувь. Сложнее сделать выбор в отношении человека и его поведения.

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Как понять себя? Для начала самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.

Слайд №8

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я – ПОНИМАЮ…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

Ответы учащихся представление рисунков и пояснения к ним.

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

V. Работа с текстом

(На партах у каждого лежит текст)

а) Чтение рассказа.

- Прочитай историю. (Читают про себя)

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

б) Беседа по вопросам

Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

-Какой путь выбрали бы вы?

в) Обобщение (свобода связана с моральным выбором)

-С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или не стерпеть, да или нет?

- У каждого человека есть свобода выбора.

- Выбор, направленный во благо другому – это и есть моральный выбор.

- Что такое моральный выбор?

- Отчего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор?

- Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора?

б) Путешествие в прошлое «чудесные зонтики»

- Желающий может раскрыть над собой любой из этих зонтов Выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт – радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. (заслушиваются рассказы детей, стоящих под выбранными зонтиками. «Я стояла перед выбором, когда…»)

- Спасибо за откровенность.

Ребята, от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом? ( От характера и силы воли человека)

-Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор? А к чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

VI. Работа с притчей.

Человеческие ценности (притча).

а) Чтение учителем

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он обижал слабых, жестоко обращался с животными, не почитал старость. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

б) Беседа по вопросам

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

(когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается такой же шрам, как и эти дырки. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.) Работа с текстом. Прочитать текст ответить на вопрос.

Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор?

Кто совершает выбор?

Кто определяет моральный выбор или нет?

- Давайте попробуем  восстановить предложение: Карточки перевернуть

Моральный выбор – это выбор

между _______________ и _______________,

между ______________ и ________________,

между _______________ и ______________.

в) Обобщение ( практикум -психологический прием с бумагой)

-Это легко доказать, используя простой лист бумаги. Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки 

(Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо

Предлагаю детям смять лист, а затем попытаться распрямить его. Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины.)

VI. Итог урока. Работа в группах

 Перед нами встает вопрос:

- Что такое жизнь?

- Чем измеряется жизнь?

Ответы учащихся.

Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

- Оставить след. Не для этого ли мы живем?

- Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Выбор человек делает сам.

- Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Ответы учащихся.

Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в том, или ином случае это оказаться на необитаемом острове.

- Закройте глаза и представьте… 

- Вы оказались на необитаемом острове. Здесь нет никого кроме вас.

- Подумайте, Вы сможете выжить в одиночку? Какие качества характера, умения, знания помогут вам? Что помешает вам это сделать?

Ответы учащихся.

Перечисленные качества записать на доске.

Достаточно ли перечисленных качеств? Что значит умный? Здесь необходимо вспомнить такое понятие – интеллект.

- В ваших ответах прозвучали разные качества и положительные и отрицательные. Но кроме этого большую роль в совершении выбора играют потребности человека.

- Что такое потребности? То, что необходимо в жизни каждому человеку. Какие потребности есть у человека? Потребность в пище, сне, воде, общении, развитии, выражении своих достижений и т.д.

- Потребность приводит к деятельности. И здесь опять стоит вопрос о моральном выборе. Как удовлетворить свои потребности? Заработать, создать самому, попросить о помощи.

VII.Домашнее задание

Домашнее задание отображается на слайде№9.

-Давайте запишем домашнее задание. Вам предстоит сделать выбор, какое  задание вы хотели бы выполнить?

VIII. Рефлексия

а) (чудесные зонтики)

- Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке?

- Подойдите к зонтику, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

(дети становятся под зонтики, по цвету соответствующие их эмоциональному состоянию )

- О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с вашими близкими?

- В каких ситуациях, когда вам могут пригодиться новые знания?

- Спасибо вам, ребята, за работу! Удачи!

IX. Организованное окончание урока.

-А закончить наш урок следующими строчками из стихотворения:

Слайд№10

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Презентация к уроку по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Презентация используется на уроке светской этики....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...

Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)

На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки....