Чем вызваны особые трудности культурного барьера?
статья по орксэ на тему

Елена Владимировна Денисова

Как преодолевать особые трудности культурного барьера в межнациональных отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Чем вызваны особые трудности культурного барьера?

   В современном мире межкультурная коммуникация является активно развивающимся направлением.  Важность  межкультурных коммуникаций обусловлена  необходимостью обмена знаниями, идеями, мыслями,  происходящими между людьми в нашем многополярном мире. Особый интерес представляет изучение барьера коммуникации  у представителей разных языковых и социокультурных систем. Основными барьерами, которые снижают эффективность взаимодействия и взаимовлияния культур, являются, по мнению  известного российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора С. Г. Тер-Минасовой, культура и язык. Со времен Вавилонской Башни и до наших дней, процесс глобализации тормозится человеческим фактором,  а именно, разницей  языков и культур.  Культурный барьер, в силу своей невидимости и неосознаваемости, гораздо опаснее языкового. Несовпадением   общественных норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров обусловлены множество проблем при коммуникациях представителей разных культур, избежать которые возможно при адаптации к новой социальной и языковой  среде. У каждой социокультурной группы людей есть свои привычки, традиции и правила поведения. Велика вероятность того, что поведение людей  не будет соответствовать нашим  личным представлениям  и нормам. Нередко  мы интерпретируем такое поведение как поползновение на собственную систему ценностей и мораль. Так, выпускница МГУ, гражданка N, оказавшаяся во Франции была потрясена необходимостью выписывания свидетельства о рождении, которое могло быть действительно только один год и выписано только  в городе рождения.   Межкультурные барьеры на уровне отношений на практике могут проявляться,  как непонимание партнерами друг друга, взаимное неприязненное отношение или недоверие партнеров. Основой для коммуникации является  личный жизненный и национальный  опыт, который может оказаться совершенно неприменимым к  партнеру.  Подобные столкновения барьеров необходимо учитывать при межкультурных коммуникациях. Первокурсники факультета  иностранных языков МГУ  обещают при посвящении: «Клянусь уважать другие культуры и ценить свою.» Считаю, что преодолевать барьеры можно и нужно, но уничтожать нельзя, ибо это влечёт  нивелирование  собственного национального языка, культуры и идентичности. Преодоление барьеров в межкультурной коммуникации  повышают уровень межкультурной  компетентности личности, поскольку  способствует  получению новых знаний о менталитете партнеров, совершенствуют собственные коммуникативные навыки в осознании чужой культуры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе"

Памятка для родителей.Чаще общайтесь со свои ребенком, хвалите даже за самые маленькие успехи, поддерживайте его!Это и есть залог успешного обучения....

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Как вызвать у ребёнка интерес к чтению

Среди всех общеучебных уменний и навыков большое значение для дальнейшего обучения имеет беглое чтение, которое формируется в начальной школе....

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе....

Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...