Рабочая программа кружка "Азбука нравственности" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа "Азбука нравственности" предназначена для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti.4_b_klassa.rar | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ртищево Саратовской области»
Рассмотрена: на заседании МО Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
| Утверждаю: Директор МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области» __________/Дмитриенко И.Ю. Приказ № 1от 03.09.2019г. |
Рабочая программа по «Азбуке нравственности»
(наименование кружка, секции)
для 4 «Б» класса
МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Дьякова Светлана Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
г. Ртищево
2019 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание темы, термины и понятия | Формируемые УУД | Календарные сроки | |||||||
план | факт | ||||||||||
Раздел №1. Культура общения. 9 часов | |||||||||||
1. | Традиции общения в русской семье «Домострой». | Два типа слов. Слово –имя всему, что есть в мире. Устройство слов Живое Слово. Слово живет. Живет народ, его создавший, живет –изменяется, растет, развивается -язык. Фольклор. Фольклорные богатства –песни, сказки, былины, пословицы, загадки. Без карандаша, без фотоаппарата, без кино, без книги ожив ает прошлая жизнь. Оживает в Слове. Воскресение Слов. «Смерть Слова», летаргический сон и рождение нового Слова. Второе, третье значения Слов, принятых народом, которые вошли в наш язык. Народная мудрость о Слове. Практическая часть. Громкие чтения. «Одним Словом» -практическое задание. «О пословицах с улыбкой» -игра -задание. | Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: -принимать и сохран ять учебную задачу; -сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой; -адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; -корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата | 5.09 | |||||||
2. | Культура общения в современной семье. | 12.09 | |||||||||
3. | Культура общения в моей семье. | 19.09 | |||||||||
4. | О терпимости к ближним. | 26.09 | |||||||||
5. | Я и мои родные. | 3.10 | |||||||||
6. | Культура спора. | 10.10 | |||||||||
7. | Этикетные ситуации. | 17.10 | |||||||||
8. | В мире мудрых мыслей. | 24.10 | |||||||||
9. | Притчи. | 7.11 | |||||||||
Раздел №2. Самовоспитание. 7 часов | |||||||||||
10. | «Познай самого себя». | Слова созидательные. Слово лечит. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать ... живой водой ...»: - В.А.Сухомлинский. Духовная лите ратура. Русские писатели и «духовное чтение». Молитва Господня. А.С.Пушкин «Отец людей, Отец Небесный...» «Качества преуспеяния» - притча. Слова разрушительные. Слово калечит. Слово – это волновая программа, которая изменит жизнь, разрушит здоровье. А.П.Чехо в «Беззащитное существо». Практическая часть. «Загадка, загаданная пословицей» - практическое задание. «Один смысл» - кроссворд. | Познавательные учебные действия. Обучающийся научится: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнен ия поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая Слово и его жизнь. Живое Слово. Слово живет. Живет народ, его создавший, живет –изменяется, растет, развивается -язык. Фольклор. Фольклорные богатства –песни, сказки, былины, пословицы, загадки. Без карандаша, без фотоаппарата, без кино, без книги ожив ает прошлая жизнь. Оживает в Слове. Воскресение Слов. «Смерть Слова», летаргический сон и рождение нового Слова. Второе, третье значения Слов, принятых народом, которые вошли в наш язык. Народная мудрость о Слове. Практическая часть. Громкие чтения. «Одним Словом» -практическое задание. «О пословицах с улыбкой» -игра -задание. электронные носители; -составлять сообщения в устной и письменной форме; -анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками | 14.11 | |||||||
11. | Самовоспитание. | 21.11 | |||||||||
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 28.11 | |||||||||
13. | Как я работаю над собой. | 5.12 | |||||||||
14. | О терпении. | 12.12 | |||||||||
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 19.12 | |||||||||
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 26.12 | |||||||||
Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности. 10 часов | |||||||||||
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | Мысль. Слово. Поступок. Мысль –архитектор здоровья. «Язык человека –это его мирово ззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает»: -Д.С.Лихачев. «Старуха, дверь закрой!» -баллада. Восточная притча. На великое Дело –великое Слово. Мифы Древней Греции. Геракл. Практическая часть. Рисуем «Добрый поступок». «Прогулка со словами» -для выставки. Блага духовные и нравственные. «Аленький цветочек» -сказка С.Аксакова. «Ворона и Лисица» -басня И. Крылова | Коммуникативные униве рсальные учебные действия. Обучающийся научится: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью; -адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числ е с не совпадающими с его собственными; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; -уметь формировать свою позицию и точку зрения; -приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди однокласснико | 16.01 | |||||||
18. | Совесть - основа нравственности. | 23.01 | |||||||||
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 30.01 | |||||||||
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 6.02 | |||||||||
21. | Заветы предков. | 13.02 | |||||||||
22. | Россияне о любви к Родине. | 20.02 | |||||||||
23. | Твоя малая родина. | 27.02 | |||||||||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 5.03 | |||||||||
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 12.03 | |||||||||
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 19.03 | |||||||||
Раздел №4. Искусство и нравственность. 8 часов | |||||||||||
27. | Нравственное содержание древних мифов. | Красота души ч еловека. Русские былины. Главный богатырь на Руси -Илья Муромец. Сердечная привязанность. Любовь к человеку. Любовь к Родине. Любовь к природе. Поэзия Ф.И.Тютчева. А.Платонов «Корова». Желание помочь всему живому на земле. Из Библии. Притча о милосердном самарянине Величайшее в мире счастье –это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. Г. Андерсен «Рассказы солнечного луча»Твоя улыбка может даровать новую жизнь, надежду и отвагу сердцам усталых, отчаявшихся людей, утративших надежду. Чудо улыбки. А. СентЭкзюпери «Празднество души». Практическая часть. «Древо жизни» игра. «Сокровища сердца» игра задание. | 2.04 | ||||||||
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 9.04 | |||||||||
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | 16.04 | |||||||||
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 23.04 | |||||||||
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 30.04 | |||||||||
32. | Искусство и нравственность. | 7.05 | |||||||||
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 14.05 | |||||||||
34. | Обзор курса этикета. | 21.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Дата пропущенных занятий | Что скорректированно | Причина корректировки | Подпись зам. директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...