Особенности работы с домашним заданием в курсе ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Краснопольская Дарья Михайловна

            Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение  рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще : придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с домашним заданием в курсе ОРКСЭ

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Наличие системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели готовит младших школьников признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свою точку зрения, овладевать логическими действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали. 

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы.

Для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей  и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешное освоение курса «ОРКиСЭ» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – станут единым целым, большим и сплоченным коллективом стремящихся к духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Таким образом, чтобы решить эти задачи, необходимо подготовиться. В данном случае курс ОРКиСЭ более подходит к тому, чтобы пересмотреть не только структуру урока, т.е. традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования, а также пересмотреть домашние задания, которые должны быть разнообразными, интересными доступными, четкими, необъёмными и направлены на сбор той информации, которая будет необходима для творческих проектов учащихся.

Рекомендации к домашним заданиям.

 Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно

Ребенок остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение)

Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен)

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных)

Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т. п.)

            Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение  рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще : придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Домашнее задание должно быть:

  1. Четко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что  - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.
  1. Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задания нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы, где одна группа  выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
  2. Разумным по объему и реальным для запоминания.  Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная –должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре)

Большинство количество мелких заданий к уроку нежелательно, так как дает повод для конфликтов, связанных с еще недостаточной произвольностью действий детей, выражающейся в излишней исполнительности. Учителю следует четко формулировать основное задание, а мелкие дополнительные считать  необязательными или же найти способ тактично напоминать о них детям.

  1. Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым: подготовка к празднику, путешествию на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.

1.Игра «Путешествие в Лаконику». Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается лучший вариант.

2.Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста.

 

3. Работа в группах по отбору материала и составлению мини – докладов к уроку.

4. Сочинения, ориентирующие на лаконичность. Темы:

Как я понимаю слово «Русь».

Что такое духовные традиции?

Духовные традиции моей семьи.

Что такое патриотизм?

Что объединяет нас – жителей России??

Великие люди России

Как я представляю Россию столетней давности

Наш край в далёком прошлом

Россия сегодня и завтра.

  1. Краткое устное изложение сюжета, изображённого в иллюстрации учебника.
  2. Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено наше прошлое:

Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Один в поле не воин. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Работа мастера хвалит.

 

Виды домашних заданий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:

    1)     Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.

  2)     Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определния к словам. В данном случае задание даётся по выбору, кто сколько нашёл.

 http://ludmilafed.rusedu.net/gallery/1774/krossvord2.jpg

 3)     Игра «Поле-чудес» (даётся определение, надо отгадать слово)

 

 

 

 

 

4)     Конкурс рассказчиков .(даётся начало рассказа и окончание, надо рассказать середину. Или придумать окончание начатого рассказа)

5)     Нарисуйте свой символ России

Белый – свобода, независимость, белая Русь, мир, чистота.

Синий – Богоматерь-покровительница Руси, вера, верность, малая Русь.

Красный – Держава, Великороссия, энергия, сила, кровь, пролитая за отечество.

6)     Перепутанные куплеты Гимна России собрать в нужном порядке и получить слово «Союз».

7)     Викторина для любознательных:

- Кто я является автором Гимнов СССР и России?

- Как одним словом называется трёхцветные полосы флага России?

- В правление какого царя стали использовать символ государственной принадлежности?

- Как одним словом называются: Герб, Флаг и Гимн?

- Какая птица изображена на Государственном Гербе России?

- Откуда «прилетел» орёл?

- Сколько голов у этой птицы на Гербе? Что они обозначают?

8)Интервью.

9) Туристический проект «Приглашаем на малую родину»

10) Рекламный буклет «Останься в родном городе(селе)».

11) Слова в квадрате могут составлять  ребята (храм, церковь, икона)

http://ludmilafed.rusedu.net/gallery/1774/tabl1.jpg 

12) Напиши характеристику

http://ludmilafed.rusedu.net/gallery/1774/tabl2.jpg

13) Игра «Загадай слово» на тему «Мы – россияне».(назвать товарищам первую и последнюю буквы, дать характеристику слова, участники могут задавать вопросы. Выигрывает тот, кто отгадал первым.

14) Художественный образ. Подготовить сценку или рисунок, которые представляют следующие понятия:

Уважение

Толерантность

Культура

Обычай

Дети должны догадаться о каком слове идёт речь?

15) Обсуди высказывание/

16)  Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.

17)  Составь ребусы (достоинство, воля,

18) Сочини частушку о родине…

19)  Напиши эссе.

20)  Подробный пересказ (выборочный, краткий) и т.д.

В качестве рефлексии, предлагается завести «Рефлексивную карту ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи "Работа с родителя в рамках курса ОРКСЭ" в журнал "Начальная школа"

Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые п...

Презентация "Особенности работы с домашними заданиями на уроках ОРКСЭ"

Разнообразные виды домашних заданий для учащихся 4 класса по предмету ОРКСЭ....

Особенности работы с дом заданиями на ОРКСЭ

Презентация на тему "Особенности работы с дом заданиями на ОРКСЭ"...

Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"

quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...

Дополнительное задание по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК

Одной из форм пропедевтики при изучении нового материала является взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как сообщение содержания нового материала, так и собс...

Творческие домашние задания на уроках ОРКСЭ

Материал из опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории, который был представлен на городском методическом объединении учителей начальных классов...

Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС

Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....