Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"
методическая разработка по теме
"Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» ИЛИ «ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА» это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий; это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время; это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Виды домашних заданий (по дидактическим целям) подготавливающие к восприятию нового материала, темы; направленные на закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков; способствующие расширению и углублению учебного материала; направленные на развитие умения выполнять логические операции; направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений; способствующие развитию самостоятельности мышления.
В расчёте на какого ученика задавать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Закономерность 1 : 6 означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит времени в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.
"Если дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями". (Н.Г. Чернышевский)
Домашние задания могут быть : дифференцированными (по объёму, содержанию, степени сложности) ; индивидуальными; парными; групповыми; по выбору из обязательных заданий; добровольными; их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Уровни сложности: 1 уровень - задания, требующие усвоения правил в пределах образовательного стандарта и получение отметки – «3», «4»; 2 уровень - задания, требующие выхода за пределы усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую отметку – «4», «5 » ; 3 уровень - задания, требующие самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую отметку – « 5» .
Виды заданий 3 уровня сложности: задания на выявление закономерностей; задания на развитие логического мышления; решение задач с лишними или недостающими данными; составление обратных задач, подобных заданий; разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов; составление предложений и текстов; составление схем предложений; составление загадок; составление вопросов к тексту; составление плана текста; выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний и др.
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.
Приёмы подачи домашнего задания: (по А.А. Гину) “Задание массивом” “ Особое задание” “Необычная обычность” “Идеальное задание” "Творческое задание"
Как организовать домашнее задание для успешных и одарённых детей? Содействовать развитию умственных способностей одаренных детей. Для этого следует предлагать им дифференцированные задания и задания по выбору, задания повышенной трудности, учитывать индивидуальные особенности и интересы в процессе урока, давать возможность проявлять способности во внеурочной деятельности.
Нетрадиционные формы домашнего задания: самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам; самостоятельное составление задач; разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля; редактирование учебного текста; исправление допущенных ошибок; подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря; выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.); работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.); проектная деятельность; подготовка к ролевой игре, деловой игре; опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
- слабоуспевающий учащийся нуждается в нашем постоянном сопровождении – специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий; более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе; давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий; давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы; необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения. Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся?
Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
Духовно - нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС. Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ "Ореховская С (п) ОШ"...
Презентация: «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС"
Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план раздела «Внеурочная деятельность», ориентированная на всестороннее духовно-нравственное развитие личности ребенка, направл...
"Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями".
Роль домашней работв для самообразования младших школьников. Критерии заданий для домашней работы....
Организация домашней учебной работы школьников
В материале описаны особенности организации домашней учебной работы школьников, её цели, функции, объём, виды, способы проверки и назначение....
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС
Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....