Доклад на РМО учителей начальных классов по теме «Творческий характер домашних заданий на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовно-нравственной личности ребёнка»
материал по орксэ (2 класс)
как условие формирования духовно-нравственной личности ребёнка
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу для общества»
(Теодор Рузвельт)
Что посеешь,то и пожнешь
Русская народная пословица
Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления. Многое нам кажется устаревшим, отжившим и уже более не нужным. А задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прошлому, к жизненному опыту всех времен и поколений.
Ведь корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён.
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_harakter_domashnih_zadaniy_na_urokah_orkse.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на РМО учителей
начальных классов
по теме
«Творческий характер домашних заданий на уроках ОРКСЭ
как условие формирования духовно-нравственной личности ребёнка»
Подготовила
учитель
начальных классов
МБОУ ВСОШ №9
Жувак Елена Владимировна
Творческий характер домашних заданий на уроках ОРКСЭ
как условие формирования духовно-нравственной личности ребёнка
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу для общества»
(Теодор Рузвельт)
Что посеешь,то и пожнешь
Русская народная пословица
Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления. Многое нам кажется устаревшим, отжившим и уже более не нужным. А задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прошлому, к жизненному опыту всех времен и поколений.
Ведь корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён.
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любовь к природе и к людям.
Если говорить о нашей стране, то культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, духовных ценностей, развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Цель учебного курса ОРКСЭ
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является
«… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»
Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится 1) на семью и 2) систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
1)Я рассматриваю Д.З по данному предмету как стимул повышения интереса
обучающихся к предмету ОРКСЭ
2) как условие формирования духовно-нравственной личности ребёнка
В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг к воссоединению обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д.
Например: «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам». Этот вид домашнего задания мы называем «Ты - мне, я - тебе». Работа может проводиться фронтально, (я задаю вопрос определенному ученику), в паре, а также в группе, или «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи». Многие виды деятельности в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи взрослых.
Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении, а подойти к домашнему заданию дифференцированно. Задания могут даваться не на каждом уроке каждому ученику. Я использовала дифференцированную систему домашних заданий, предлагала индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе, которым было недостаточно информации, полученной на уроке. Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
При подготовке домашнего задания к темам по ОРКСЭ можно выделить следующее:
-Домашнее задание должно быть доступным, творческим и интересным. Поэтому оно должно быть
1.Четко структурированным. Я тщательно продумывала , что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.
Задавала домашнее задание
2.Дифференцированным по уровню трудности. Дифференцированно по уровню трудности с делением на группы, где одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
Определяя домашнее задание я учитывала, что оно должно быть
3. Разумным по объему и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная – должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, жетонами, которые могут накапливаться и на итоговом уроке поощряется ученик, набравший наибольшее их количество.)
И, конечно же, старалась в домашнее задание вносить
4.Увлекательным. элемент новизны, творчества, чтобы оно для ребенка было неожиданным, удивительным, даже веселым: например подготовка к празднику, путешествие на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.
Домашние задания по ОРКСЭ конечно же предполагают работу с учебником:
-Чтение материала из учебника (Это может быть целевое чтение, ознакомительное или чтение-поиск)
-Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен)
-Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных)
-Составление планов для пересказа.
Можно применять разные формы домашних заданий
1)проблемные задания, исследовательская деятельность
2)работа со средствами информации, поиск информации
3)творческие задания
Самыми распространенными видами домашнего задания было:
- Обсуждение высказываний
-Составление рассказов, используя слова на определенные темы. Например: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.
- Подготовить рисунок к теме, к прочитанной и разобранной на уроке притче.
Детям нравится выполнять творческие домашние задания, это:
- Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам (по выбору).
- Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.
- Интервью. Тема: «Православное учение о человеке»
- Создание рекламного буклета или мини- книжки. «Останься в родном селе»
- Составление ребусов ( Так называемые «Заморочки из бочки»)
- Напиши эссе на темы «Храм», «Возможен ли подвиг в наше время», «Милосердие и сострадание»
- Придумать рекламу: «Спешите делать добро»
-Подготовить кроссворд или викторину по понятиям из пройденных тем.
-составление синквейна к словам Родина, подвиг, добро и т.д.
-сочинение четверостиший («Проба пера») О Родине, о правилах поведения и т.д.
Можно задавать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Приведу пример домашнего задания «Догадки» после темы «Христианская семья»
1) Обсудите с родителями и опишите какую-нибудь вещь, которая в вашей семье является богатством, но не имеет материальной ценности. В описании не называйте, что это за вещь.
Остальные должны догадаться, о чем вы рассказываете. ИЛИ
2) Нарисуйте контур своего сердца, а внутри — все, что для вас является дарами жизни.)
Домашнее задание важный элемент урока, поэтому его можно задавать учащимся исходя из контекста урока. В качестве домашнего задания по теме «Совесть и раскаяние» также можно учащимся предложить нарисовать рисунок на тему « Добро и зло», написать сочинение «Что такое добро и зло», придумать сказку о том, как солнышко учило лучи светить всем, в течении недели записывать в таблицу «Добрые» и «злые» поступки и на следующем уроке посмотреть , что же победило в итоге.
Конечно, у каждого учителя есть свои приемы и формы работы над домашним заданием, но я уверена, что они направлены на формирование у ребенка самостоятельности, волевых качеств, умения рационально организовывать учебный труд. Но все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Разнообразные, интересные, доступные, четкие, необъёмные домашние задания служат стимулом повышения интереса обучения по данному предмету, сплачивают семью, позволяют духовно и нравственно расти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...
Использование воспитательного потенциала метода проектов для создания условий формирования духовно-нравственной, личности.
Здесь представлен мой опыт использования метода проектов во внеурочной работе....
Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ
Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе.
В статье приведен опыт работы духовно-нравственного развития личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе....
Статья на тему: «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному городу, доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружаю...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...