Урок по предмету ОРКиСЭ
материал по орксэ (4 класс) на тему
Надо признать, что сегодня в современном обществе мы ощущаем дефицит нравственных ценностей. Следует отметить особое отношение детей к родителям, особенно к матери, слабой женщине. Ведь издавна между ребенком и матерью всегда существовала духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya._mama_samyy_rodnoy_chelovek.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Лучший урок по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»»
Название конкурсной работы
«Семья Мама самый дорогой человек»
(4-5 классы)
Жакбалеева Талшинай Муратовна,
учитель ОРКСЭ МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи», высшей категории
2017
Методическая разработка по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по модулю «Основы мировых религиозных культур» (Авторы УМК А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.Токарева – руководитель авторского коллектива, А.А.Ярлыкапов), 2010.
Тема урока: «Семья. Мама самый дорогой человек»
«Рай находится под ногами наших матерей», -
любил повторять Пророк Мухаммад
(из учебного пособия
«Основы мировых религиозных культур»,
урок №25-26, стр.70)
Цель урока: развивать представление детей о роли семьи в жизни человека;
определять значение роли матери, как самого близкого человека, хранительницы семьи; давать определение понятиям.
Задачи урока:
образовательные: показать роль матери в жизни каждого отдельного человека, а также нравственную ценность семейных отношений;
развивающие: развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, исследование несложных реальных связей и зависимостей, анализ изучаемого объекта, поиск и извлечение информации по заданной теме, оценка своих учебных достижений и поведения для корректировки);
воспитательные: воспитывать чувство любви и уважения к матери, как хранительнице семьи, способствовать нравственному воспитанию учащихся; содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.
Оборудование: доска, экран, проектор, моноблок
Дидактические средства:
1. Видеоматериалы
2. Текст А.Г. Алексина «Прости меня, мама…»
3. Презентация об А.Г. Алексине
4. Презентация «Конкурс – разминка»
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут
- понять незаменимую роль матери, как хранительницы семьи;
- любить, уважать самую лучшую женщину – маму;
- заботиться о своих матерях, как они заботились о своих детях.
Ход урока:
I.Оргмомент (1 мин):
- Доброе утро, дети мои! Сразу установка на доброе, приветливое утро, а для этого поглядели друг на друга и улыбнулись! Молодцы! А теперь конкурс - разминка [1]
Замечательно, все это у вас в наличии у каждого и поэтому сегодня мы не должны позволить ветру гулять в наших мыслях, ни в коем случае не развешивать уши, категорически не клевать носом и уж, конечно, не проглатывать языки! Наоборот, вы должны бравировать словом красивым, метким, емким!
II.Актуализация знаний: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, развитие устной речи, умения рассуждать.
Создание проблемной ситуации:
Электронные приложения – видео ресурсы, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения учеников в учебный процесс и его результативность.
- Итак, начинаем! Посмотрите отрывок из знакомого мультфильма (1мин 28сек). [2]
Обсуждение увиденного (3-4 мин). Надеюсь, вспомните название.
- О чем этот эпизод из мультфильма и почему я начала урок именно с него?
Ответы детей:
- Этот мультфильм о мамонтенке, который не знал свою маму, но очень хотел ее найти;
- Мы увидели, что даже звери не могут без мамы;
- Он такие трудности преодолел, чтобы ее найти: плыл один на льдине в шторм; - Было опасно, он мог погибнуть;
- Я рад, что он нашел её, свою маму.
- Итак, даже животным нужны мамы. У вас тоже есть у всех мамы, у ваших родителей есть мамы. Как вы их называете? (Дружный ответ – бабушки)
- А как бы вы себя чувствовали на месте мамонтенка? Ведь никто из нас не желает потерять свою маму! А почему?
Ответы детей:
- Мы любим их, а они нас;
- Невозможно даже представить нас без мам;
- Они нас любят, кормят, одевают, готовят все для нас, заботятся о нас и т.д.
- А старые немощные мамы тоже всем нужны? Они бессильны, слабы, не могут ни в хозяйстве помогать, ни с детьми малыми сидеть, им самим требуется чье-то внимание. (Да, конечно, старым людям необходима забота)
Конечно, не смотря ни на что, мы должны заботиться о них так, как они заботились о нас, когда были сильными, молодыми.
Посмотрите, пожалуйста, ролик «Притча о маме» (1мин 28 сек) [3]
Обсуждение просмотренного клипа, развитие речи (3 мин)
- Как вы думаете, какую тему автор клипа нам раскрывает?
- Мама – ангел-хранитель каждого человека с момента его рождения. Так решил Бог, он знает, что только настоящая мама любит своего ребенка.
- А вы сегодня привыкли к ежедневной опеке ваших мам? В чем это проявляется?
- Когда я ухожу из дома, мама звонит мне, а потом я звоню сам.
- Я предупреждаю, когда задерживаюсь, иначе мама будет беспокоиться.
- Бывает, что я забываю проверить входящие звонки, потому что на уроках телефон ставлю на беззвучку. И тогда вижу много пропущенных от мамы…
Хорошо, что вы не равнодушные, а любящие дети.
Ну, а сейчас перейдем к главной части нашего занятия – знакомству с новым текстом, новыми героями. Скажите, а вы могли бы предположить после нашей беседы, о ком или о чем будет содержание нового текста? (о маме)
Перед тем, как начать чтение, посмотрите на доску!
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» М. Горький
Как вы понимаете это высказывание? Что дает нам чтение?
- Книга – это события нашей жизни, независимо от времени, она передает нам нашу реальность, наши чувства.…А если не читать, то станешь бесчувственным
- Итак, я с вами согласна, мы сегодня познакомимся с новым произведением, новым автором, новыми героями.
Использую следующие формы:
работа с текстом – знакомство с новым автором и его произведением, приобретение навыков по анализу художественного произведения, развитие устной монологической речи (межпредметная связь);
работа со словарем - способствует пониманию сути изучаемых слов; совершенствует навыки работы с источниками информации, совершенствует навыки устной и письменной речи;
беседа - является фронтальной формой работы и способствует овладению способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. Основа беседы - хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы;
групповая работа – организация обучения, при которой учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
На доске имя автора, чье произведение мы будем читать, это Анатолий Георгиевич Алексин. Посмотрите небольшую презентацию о нем, (1 мин)[4]
и постарайтесь запомнить этого человека, его интересные и очень трогательные рассказы, посвященные детям.
Названия рассказа на доске нет, вы сами будете угадывать, как и на предыдущем занятии.
Сейчас мы разделимся на 3 группы, в каждой группе по 4 человек, всего нас 12. У вас на столах текст А.Г. Алексина, как я сказала без названия. Текст рассказа состоит из 33 предложений, разных по синтаксическому строению, но в каждой группе тексты, состоящие из 4-х предложений. Значит, сегодня мы поработаем только с небольшим отрывком из текста. Прочитайте тихо (у каждого ученика распечатка) и приготовьтесь к обсуждению. Начнем с 1 группы, остальные все слушают. Распределите, кто начнет читать, и так по кругу. Мы уже работали и поэтому спокойно и внимательно слушаем и отвечаем на вопросы, которые я буду задавать. Не стесняйтесь, излагайте свои мысли, учитесь рассуждать и слушать мнения одноклассников. Участвуют ребята и из других групп.
Итак, начинаем…
(1)Мамы давно уже нет…
- Почему такое грустное начало? Чем оно необычно?
Ответы детей:
- Грустью, болью… Я думаю, что человек потерял самого родного человека, и ему тяжело.
(2)А я всё ещё мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…»
- Почему наш герой просит прощения и за что?
Ответы детей:
- Я думаю, что он в чем-то провинился перед мамой, но не успел извиниться, и ему тяжело…
- А я думаю, что он не ожидал, что мама так быстро уйдет, и он в этот момент не был с ней рядом…
- Я тоже считаю, что он просит прощения, потому что она умирала одна…
(4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын.
- Как вы думаете, хорошо или плохо будет говорить мама о собственном сыне?
Ответы детей:
- Почему плохо? Ни одна мама не будет плохо говорить о сыне, даже если он не хороший…
- Потому что мамы любят своих детей…
Она очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы.
- Как вы понимаете значение слов «невзгоды, просьбы»?
Ответы детей:
- Наверное, невзгоды – это что-то плохое, как несчастье, ненастье, начинается с не…
- А вас мамы часто о чем-то просят?
Ответы детей:
- Моя мама просит, чтобы я училась хорошо…
- Моя мама просит, чтобы я навещала бабушку и помогала ей…
- Моя мама просит быть внимательным на дороге, в школе, везде…
- А вы как-то стараетесь оградить мам от невзгод и как часто выполняете их просьбы?
Ответы детей:
- Да, я стараюсь получать хорошие оценки и дома к приходу мамы накрываю стол…
- Я тоже стараюсь выполнить все, но когда заиграюсь, то прошу прощения…
- Я стараюсь не пачкать одежду, обувь, дома мою посуду, пол на кухне… Молодцы! Я вижу, что вы любите своих мам и стараетесь не огорчать их!
Давайте уточним, правильно ли вы объяснили значение этих слов: обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:
Работа со словарем:
НЕВЗГОДА, -ы, ж. Горе, несчастье. Душевные невзгоды (тяжелые переживания) Обрушились невзгоды на кого-нибудь.
ПРОСЬБА, -ы, ж. Обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания. Обратиться с просьбой. Невыполнимая просьба.
Молодцы! Все у нас верно!
Игровая переменка. Тогда давайте поиграем в нашу игру «Красивые и добрые слова». Наверное, догадались, кто у нас сегодня главный герой урока? МАМА!
Кто начнет? Наше основное правило – слова не повторять! Кто придумает слово – обязательно хлопает, привлекая внимание на себя!
- Какая улыбка у мамы? (добрая, светлая, красивая, открытая, лучезарная, неповторимая, единственная, родная, привлекательная, обаятельная)
- Какие глаза у мамы? (синие, голубые, серые, карие, черные, веселые, чистые, внимательные, понимающие, прощающие, чудные, шаловливые, игривые)
- Какие у мамы руки? (мягкие, нежные, ласковые, трудолюбивые, самые-самые, лучшие, необыкновенные, теплые)
Эта игра способствует расширению словарного запаса по определенной теме.
- Молодцы! Такие выдумщики! Я вижу, как сильно вы любите своих мам, и сегодня придя домой, удивите их этими комплиментами!
Продолжаем…
(6)А слов, которыми сейчас переполнен до того, что они подступают к горлу, не высказал.
- О каких словах говорит наш герой? Что значит, слова, которыми переполнен, которые подступают к горлу? Как понять смысл этих строк?
Ответы детей:
- Наверное, он говорит о тех хороших словах, которые мы сейчас придумывали…
- Я думаю, что мальчики стараются повзрослеть и поэтому стесняются говорить красивые слова своим мамам…
- А я всегда говорю маме, что я её сильно люблю…
- Почему у нашего героя такое трудное состояние? Мы чувствуем это? Почему?
Ответы детей:
- Он сам признается, что не успел сказать маме добрых слов…
- Надо всегда говорить, чтобы потом не было поздно…
- Мамы тоже любят, когда им говорят, что их любят…
- А мы с папой всегда говорим маме, что любим её, и она радуется, и молодеет… (я указала на ошибку мальчику, но здесь написала так, как он сказал)
- Дети, а вы заметили, что в этом предложении нет ни одного прилагательного? Почему?
Ответы детей:
- Потому что автор переживает о том, что не успел сказать маме теплых слов, и ему плохо, тяжело…
- Обычно мы говорим разные слова, а здесь нельзя никак, потому что он раскаивается и очень переживает…
- Ему тяжело говорить, у него ком в горле от того, что опоздал, не успел к маме…
- Продолжаем. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя.
О чем сожалеет наш герой? Что нельзя исправить, почему?
Ответы детей:
- Он сожалеет, что не говорил маме о том, как он сильно её любит, а теперь она его не услышит…
- Теперь уже ничего не исправишь. Надо было каждый день говорить ей добрые слова, а не откладывать на потом…
- Хорошо говорить, когда рядом, а когда уезжаешь куда-нибудь, надо звонить и говорить, что мама самая лучшая!
- Молодцы, вы даже опередили события. Слушаем. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздражался по пустякам…(11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё выше истины.
- Что значит «интересы сына»?
Ответы детей:
- Значит, он уже уехал из дома туда и за тем, что ему интересно…
- Значит, это работа, учеба, друзья…Мама также говорит про моего старшего брата, который учится в институте в Саратове…
- А почему мама старалась оправдать такое его поведение?
Ответы детей:
- Все мамы любят своих детей и прощают все…
А сейчас наша физминутка! (1мин 38 сек) [5]
Отдохнули, продолжаем!
(11)Если бы можно было бы сейчас позвонить, прибежать, высказать!
- Что можно изменить, что может сказать сын матери?
- Ответы детей:
- Он, конечно, понял свои ошибки, но исправить ничего нельзя, мамы нет…А если нет мамы, то у него и семьи нет!
- Я думаю, что он сказал бы ей, что он очень-очень любит свою маму! Но уже поздно!
- Мне его очень жалко! Теперь он совсем одинок! Почему он так поздно понял свою ошибку?
- Просто, когда мы рядом с мамой, мы ее любим, а когда уезжаем, мы также любим, но не говорим, не приезжаем часто…
- А я постараюсь так не поступать, я буду часто говорить маме, что люблю её!
Все молодцы! Я очень рада, что вы так активно обсуждали нашего героя и его ошибки, и надеюсь, что вы не повторите их.
III. Обобщение и закрепление:
- Какой вывод вы можете сформулировать, опираясь на содержание текста?
- Необходимо каждую секунду, каждую минуту жизни помнить о самом родном человеке, чтобы потом не испытывать глубокое чувство вины, сожаления и недосказанности. Самая главная мысль в том, что без мамы трудно любому человеку в семье! Ведь материнская любовь несоизмерима ни с чем! Ведь только мама – хранительница семьи!
Как, на ваш взгляд, Анатолий Георгиевич назвал свой рассказ? Почему?
Ответы детей:
- Я думаю, что если герой очень сожалеет о том, что не успел сказать маме много теплых слов, не уделял ей больше внимания и просит у нее прощения за все, то, наверное, он назвал свой рассказ «Позднее раскаяние»;
- А я думаю, что раз автор пишет лично от своего «я», то он назовет свой рассказ «Я прошу прощения у мамы».
- Молодцы, ребята! Конечно, автор пишет о себе и о своей маме, он раскаивается во всех своих ошибках, и называет свой рассказ «Прости меня, мама…»
Я надеюсь, что после такой работы вы запомните имя автора, Анатолия Георгиевича Алексина, настоящая фамилия - Гоберман, и его откровение «Прости меня, мама…». Ведь своим рассказом он предупреждает всех нас, чтобы мы не повторили этих ошибок, и не стеснялись говорить комплименты мамам, обнимали их, дарили цветы, звонили и просто радовали их! Они нас любят!
На дом: совместно с родителями дочитать текст, который прикреплен в электронном журнале в поурочном планировании и ответить на вопрос: «Нужно ли человеку прощение и зачем?»
Примечания и ссылки:
[1] – презентация – конкурс – разминка;
[2] – мультфильм – «Мама для мамонтенка» https://www.youtube.com/watch?v=n_ySHUIaK8E (1мин 28сек);
[3] – ролик о маме http://videolike.org/view/yt=jvIstgwQPpN (1мин 28сек)
https://youtu.be/AC7HaXQ_egU (2мин 41сек)
[4] – презентация – «Анатолий Георгиевич Алексин»;
[5] – физминутка https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E (1мин 38сек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».
Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
Учебный предмет ОРКиСЭ в начальной школе
Учебный предмет ОРКиСЭ в начальной школе....
Рабочая программа по предмету "ОРКиСЭ" 4 класс Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
Рабочая программа по ОРКиСЭ составлена на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу для 4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКиСЭ» для 4 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКиСЭ» для 4 класса по УМК «Школы России»...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
Технологические карты уроков по предмету ОРКиСЭ
Технологические карты уроков по предмету ОРКиСЭ...