Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена авторской учебной программой  «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный курс ОРКСЭ)  А.Я.Данилюка для 4 класса, автором А.И. Шемуриной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_orkse_.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                   

                                                   

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по ОРКСЭ (модуль основы светской этики)

4 класс

СОГЛАСОВАНА

на заседании

МС школы

протокол

от 29.08.2016 г. № 1

ПРИНЯТА

педагогическим советом школы

протокол

от 30.08.2016 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА приказом

директора школы

от 31.08.2016 г.

№ 154/01-09

                                

Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна

                

2016/2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена авторской учебной программой  «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный курс ОРКСЭ)  А.Я.Данилюка для 4 класса, автором А.И. Шемуриной.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

              Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания  образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

Общая характеристика учебного предмета

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

   Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

     Общая духовная основа многонационального народа России  формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально политического пространства.

   Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

      Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

        Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

     Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Учащимися 4 класса «Б» и их родителями выбран модуль «Основы светской этики.»                                                      

         Основные задачи модуля:

• знакомство обучающихся с основами светской этики;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.

         Освоение школьниками учебного содержания модуля должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

 

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану на изучение основ религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики) в 4 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Результаты обучения

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

—        воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—        определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебно-тематический план

Раздел, тема курса

Кол-во часов

Проектная деятельность

Экскурсии

Контрольные работы

1

Россия — наша Родина.

1

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

3

Раздел 1. Этика общения.

4

4

Раздел 2. Этикет

4

1

5

Раздел 3. Этика человеческих отношений

4

1

6

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

4

1

1

7

Раздел 5. Простые нравственные истины

4

8

Раздел 6. Душа обязана трудиться

4

9

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер

4

10

Судьба и Родина едины

3

1

1

Содержание  учебного предмета

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (2 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть №1 (16 час)

Раздел 1 Этика общения

Раздел 2. Этикет

Раздел 3. Этика человеческих отношений

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть №2 (12 час)

Раздел 5. Простые нравственные истины

Раздел 6. Душа обязана трудиться

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 час)


Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

урока

Тема урока

Кол-во

уроков

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

Нед

I триместр

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

Россия  - наша Родина

1

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

1

2

2

Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

2

Раздел 1. Этика общения

3

1

Добрым жить на свете веселей

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

3

4

2

Правила общения для всех

1

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

4

5

3

От добрых правил – добрые слова и поступки

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

5

6

4

Каждый интересен

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

6

Раздел 2. Этикет

7

1

Премудрости этикета

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

7

8

2

Красота этикета

1

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей

8

9

3

Простые школьные и домашние правила этикета. Проект

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

9

10

4

Чистый ручеёк нашей речи

1

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

10

Раздел 3. Этика человеческих отношений

11

1

В развитие добрых  чувств – творение души

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

11

II триместр

12

2

Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

12

13

3

Чувство Родины. Экскурсия в парк Победы села

1

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

13

14

4

Жизнь протекает среди людей

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

14

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

15

1

Чтобы быть коллективом. Контрольная работа за полугодие

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

15

16

2

Коллектив начинается с меня

1

16

17

3

Мой класс – мои друзья. Проект

1

17

18

4

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

18

Раздел 5. Простые нравственные истины

19

1

Жизнь священна

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

19

20

2

Человек рождён для добра

1

20

21

3

Милосердие – закон жизни

1

Жить во благо себе и другим.

21

22

4

Жить во благо себе и другим

1

22

III триместр

Раздел 6. Душа обязана трудиться

23

1

Следовать нравственной установке

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

23

24

2

Достойно жить среди людей

1

24

25

3

Уметь понять и простить

1

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

25

26

4

Простая этика поступков

1

26

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер

27

1

Общение и источники преодоления обид

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

27

28

2

Ростки нравственного опыта поведения

1

28

29

3

Доброте сопутствует терпение

1

29

30

4

Действия с приставкой «СО»

1

30

Раздел 8. В тебе рождается патриот и гражданин

31

1

С чего начинается Родина

1

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

31

32

2

В тебе рождается патриот и гражданин. Экскурсия в Зал воинской славы

1

32

33

3

Человек – чело века. Итоговая контрольная работа

1

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

33

34

4

Слово, обращённое к тебе

1

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") к учебнику Студеникина М. Т. ...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по основам регилиозных культур и светской этики, модуль "Основы светской этики". разработана в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы светской этики" 4 класс

В программе содержаться личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, а также содержательные линии и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"...