Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 91 КБ |
ktp_orkse_4_klass.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 19» г. Тулы
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________ ________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________201_ г | Принято На педагогическом совете
Протокол №_______ от «___» _________201_г | Утверждаю Директор «ЦО № 19»
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ__________
(Модуль «Основы светской этики»)
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ_4 _КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт» в части требований к рабочим программам учебных предметов;
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19» на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (УМК «Планета Знаний»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основное содержание программы по окружающему миру
Введение (1 ч.)
Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.
«Моя Родина — Россия» (5 ч.)
Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики (28 ч.)
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности. Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе. Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение. Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения. Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести. Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет. Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека. Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
Программное и учебно – методическое оснащение
Класс | Предмет | Авторская программа | Методическое пособие | Контрольно-оценочные материалы | Учебник, рабочая тетрадь |
4 | Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика») | «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель, 2013 | Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Е.В.Саплина, А.И.Саплин. (Программа. Методические реко-мендации. Тематическое планирование) (М.Г.Нефедова) М.: АСТ Астрель, 2015 | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник Е.В.Саплина, А.И.Саплин – М.: ДРОФА Астрель, 2017 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
К КОНЦУ 4 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению курса; истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина многонационального государства, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России.
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению курса, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- осознанные нравственные ценности;
- осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку, и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- знать и понимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- иметь первоначальные представления о светской этике, культуре и их роли в истории и современности России;
- понимать ценность человеческой жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в основных нравственных заповедях;
- правильно общаться и успешно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями;
- правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 КЛАСС, 2018-2019 учебный год
Программа
Е.В.Саплиной, А.И.Саплина
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики»
(УМК «Планета знаний»)
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Результаты | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
I ТРИМЕСТР | ||||||
МОЯ РОДИНА - РОССИЯ – 6 часов | ||||||
1. | Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | Сформировать у учащихся первоначальные представления о новом предмете. Познакомить с особенностями содержания предмета, дать развёрнутый комментарий к ключевым словам темы. | Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура». Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры. . | Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | С Е Н Т Я Б Р Ь |
2. | Страна. Государство. | Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. | Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Формулировать собственное мнение и позицию. | |
3. | Отечество. Патриотизм. | Познакомить учащихся с понятием «патриотизм». Раскрыть значение слова «патриот» на примерах деятельности конкретных личностей. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма. | Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. | |
4. | Наше многонациональное государство. | Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма. | Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | Участвовать в работе группы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. | |
5. | Наше многонациональное государство. Продолжение. | О К Т Я Б Р Ь | ||||
6. | Повторение и обобщение пройденного. Мозаика заданий. | Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. | ||
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ – 28 часов | ||||||
7. | Что такое светская этика. Мораль. | Познакомить учащихся с понятиями «светская этика», «мораль», «золотое правило морали». Формировать представление о важнейших нравственных качества личности. | Знать, что такое мораль, знакомство с моральными нормами нашего государства. Знать, как связана свобода с моральным выбором. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач. | |
8. | Семья. | Сформировать у учащихся представление о семье – как одной из главных ценностей человека. Показать роль семьи в жизни человека. Воспитывать уважение к семейным традициям | Знать, что такое род, родословная, семья. Узнают о семейных ролях и обязанностях человека. Какая главная задача семьи? Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Ценить семейные отношения, традиции своего народа. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Понимание ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа. | |
9. | Семья. Проектная работа «Моя родословная». | |||||
10. | Милосердие. | Объяснить значение слова «милосердие». Показать важность проявления сострадательного, доброжелательного отношения к другому человеку. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Н О Я Б Р Ь |
11. | Милосердие. Работа с пословицами. | |||||
12. | Добро и зло. | Объяснить значение слов «добро, зло, совесть». Показать проявление этих понятий в поступках людей. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Формирование знания о возникновении в мире добра и зла. Научиться анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с моральными нормами. | Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий. | |
II ТРИМЕСТР | ||||||
13. | Добро и зло. Работа с различными источниками информации. | Объяснить значение слов «добро, зло, совесть». Показать проявление этих понятий в поступках людей. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Формирование знания о возникновении в мире добра и зла. Уметь анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с моральными нормами. | Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами, настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Д Е К А Б Р Ь |
14. | Совесть. | |||||
15. | Совесть. Анализ литературных произведений. | |||||
16. | Свобода и ответственность. | Объяснить значение слов «свобода и ответственность». Показать важность нравственного выбора для человека, научить давать оценку своему поведению. | Знать, как связана свобода с моральным выбором. Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | |
17. | Свобода и ответственность. | Я Н В А Р Ь | ||||
18. | Честь и достоинство. | Объяснить значение слов «честь и достоинство». Сформировать представление о значимости уважения и самоуважения для личности. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Знать, что такое честь и человеческое достоинство. Знать, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно при этом соблюдать. | Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках. | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач. Участвовать в работе группы. | |
19. | Честь и достоинство. Связь с историей; портреты исторических деятелей. | |||||
20. | Честь и достоинство. Связь с историей; портреты исторических деятелей. Проектная работа. | Ф Е В Р А Л Ь | ||||
21. | Общение. | Показать роль общения в жизни человека. Показать значимость в общение языка, этикета, внешнего вида. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Знать о роли общения в жизни человека, о значимости в общение языка, этикета, внешнего вида. | Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. | |
22. | Общение. Практическая работа. | |||||
23. | Общение. Проверочный тест . | |||||
III ТРИМЕСТР | ||||||
24. | Дружба. | Показать роль дружбы в жизни человека. Сформулировать нравственные правила дружбы. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности. | Знать, какие отношения существуют между людьми, чем дружеские отношения отличаются от других отношений. | Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами. | Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Участвовать в работе группы. | М А Р Т |
25. | Дружба. Анализ литературных произведений. | |||||
26. | Труд. | Показать роль труда в жизни человека. Объяснить понятие «нравственный труд», творчество. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности | Знать о роли труда в жизни человека. | Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | |
27. | Труд. Пословицы о труде. | А П Р Е Л Ь | ||||
28. | Повторение и обобщение пройденного. Мозаика заданий. | Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках. | Уметь работать со справочной литературой. | Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Участвовать в работе группы. | |
29. | Повторительно-обобщающий урок. | |||||
30. | Повторительно-обобщающий урок. | |||||
31. | Защита проектов. | Работать в коллективных проектах. Участвовать в школьных мероприятиях. Проводить творческие исследования. | Уметь работать в коллективных проектах, проводить творческие исследования. | Уметь работать с ин-формацией, грамотно оформлять и презентовать ее. | Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. | М А Й |
32. | Защита проектов. | |||||
33. | Защита проектов. | |||||
34. | Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Светская этика) 4 класс УМК "Школа-России"
Программа к модулю Светская этика...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская Этика 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для обучающихся ...