Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Позднова Оксана Николаевна

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc91 КБ
Файл ktp_orkse_4_klass.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 19» г. Тулы

 

 

Рассмотрено

                     Руководитель

                   методического

объединения учителей _______________________
_______________________

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________201_ г

Принято

На педагогическом совете

 

             Протокол №_______

от «___» _________201_г 

Утверждаю

                  Директор «ЦО № 19»

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________201_ г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

_________       ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ__________

(Модуль «Основы светской этики»)

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ_4 _КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

-        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее -        ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

-        Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт» в части требований к рабочим программам учебных предметов;

           - Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;

            - О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548;

  - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19»;

  - Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19» на 2018 – 2019 учебный год.

  Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (УМК «Планета Знаний»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.  

  В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Основное содержание программы по окружающему миру

   

     Введение (1 ч.)

     Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».  

     Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.

     «Моя Родина — Россия» (5 ч.) 

     Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

     Основы светской этики (28 ч.)

     Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности. Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе. Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия.  Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение. Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения. Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести. Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет. Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека. Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.

Программное и учебно – методическое оснащение

Класс

Предмет

Авторская программа

Методическое пособие

Контрольно-оценочные материалы

Учебник, рабочая тетрадь

4

Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика»)

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Е.В.Саплина,

А.И.Саплин.

Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель, 2013

Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Е.В.Саплина,

А.И.Саплин.

(Программа. Методические реко-мендации. Тематическое планирование)

(М.Г.Нефедова) М.: АСТ Астрель, 2015

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.

4 класс. Учебник

Е.В.Саплина,

А.И.Саплин

– М.: ДРОФА Астрель, 2017

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К КОНЦУ 4 КЛАССА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению курса; истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина многонационального государства, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России.
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

У учащихся могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению курса, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • осознанные нравственные ценности;
  • осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;

• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;

• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;

• осуществлять само- и взаимопроверку, и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;

оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;

• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста,

схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;

• собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся получат возможность научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • знать и понимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, культуре и их роли в истории и современности России;
  • понимать ценность человеческой жизни.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в основных нравственных заповедях;
  • правильно общаться и успешно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями;
  • правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

4 КЛАСС, 2018-2019 учебный год

Программа

 Е.В.Саплиной, А.И.Саплина

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики»

(УМК «Планета знаний»)

34 часа (1 час в неделю)

Тема урока

Элементы содержания

Результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

I ТРИМЕСТР

МОЯ РОДИНА - РОССИЯ – 6 часов

1.

Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Сформировать у учащихся первоначальные представления о новом предмете. Познакомить с особенностями содержания предмета, дать развёрнутый комментарий к ключевым словам темы.

Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура».  Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры.

.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

2.

Страна. Государство.

Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ.

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма.

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.

Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Формулировать собственное мнение и позицию.

3.

Отечество. Патриотизм.

Познакомить учащихся с понятием «патриотизм». Раскрыть значение слова «патриот» на примерах деятельности конкретных личностей.

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

4.

Наше многонациональное государство.

Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир».

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Участвовать в работе группы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

5.

Наше многонациональное государство. Продолжение.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

6.

Повторение и обобщение пройденного. Мозаика заданий.

Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках.

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма.

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ – 28 часов

7.

Что такое светская этика. Мораль.

Познакомить учащихся с понятиями «светская этика», «мораль», «золотое правило морали». Формировать представление о важнейших нравственных качества личности.

Знать, что такое мораль,

знакомство с моральными нормами нашего государства. Знать, как связана свобода с моральным выбором.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач.

8.

Семья.

Сформировать у учащихся представление о семье – как одной из главных ценностей человека. Показать роль семьи в жизни человека. Воспитывать уважение к семейным традициям

Знать, что такое род, родословная, семья.

Узнают о семейных ролях и обязанностях человека. Какая главная задача семьи?  Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.

Ценить семейные отношения, традиции своего народа.

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Понимание ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа.

9.

Семья. Проектная работа «Моя родословная».

10.

Милосердие.

Объяснить значение слова «милосердие». Показать важность проявления сострадательного, доброжелательного отношения к другому человеку. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

11.

Милосердие. Работа с пословицами.

12.

Добро и зло.

Объяснить значение слов «добро, зло, совесть». Показать проявление этих понятий в поступках людей. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Формирование знания о возникновении в мире добра и зла. Научиться анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с моральными нормами.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

II ТРИМЕСТР

13.

Добро и зло. Работа с различными источниками информации.

Объяснить значение слов «добро, зло, совесть». Показать проявление этих понятий в поступках людей. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Формирование знания о возникновении в мире добра и зла. Уметь анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с моральными нормами.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами, настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

14.

Совесть.

15.

Совесть. Анализ литературных произведений.

16.

Свобода и ответственность.

Объяснить значение слов «свобода и ответственность». Показать важность нравственного выбора для человека, научить давать оценку своему поведению.

Знать, как связана свобода с моральным выбором. Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

17.

Свобода и ответственность.

Я

Н

В

А

Р

Ь

18.

Честь и достоинство.

Объяснить значение слов «честь и достоинство». Сформировать представление о значимости уважения и самоуважения для личности. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Знать, что такое честь и человеческое достоинство. Знать, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно при этом соблюдать.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач. Участвовать в работе группы.

19.

Честь и достоинство. Связь с историей; портреты исторических деятелей.

20.

Честь и достоинство. Связь с историей; портреты исторических деятелей. Проектная работа.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21.

Общение.

Показать роль общения в жизни человека. Показать значимость в общение языка, этикета, внешнего вида. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Знать о  роли общения в жизни человека, о значимости в общение языка, этикета, внешнего вида.

Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

22.

Общение. Практическая работа.

23.

Общение. Проверочный тест .

III ТРИМЕСТР

24.

Дружба.

Показать роль дружбы в жизни человека. Сформулировать нравственные правила дружбы. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Знать, какие отношения существуют между людьми, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Участвовать в работе группы.

М

А

Р

Т

25.

Дружба. Анализ литературных произведений.

26.

Труд.

Показать роль труда в жизни человека. Объяснить понятие «нравственный труд», творчество. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности

Знать о роли труда в жизни человека.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

27.

Труд. Пословицы о труде.

А

П

Р

Е

Л

Ь

28.

Повторение и обобщение пройденного. Мозаика заданий.

Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках.

Уметь работать со справочной литературой.

Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Участвовать в работе группы.

29.

Повторительно-обобщающий урок.

30.

Повторительно-обобщающий урок.

31.

Защита проектов.

Работать в коллективных проектах. Участвовать в школьных мероприятиях. Проводить творческие исследования.

Уметь работать в коллективных проектах, проводить творческие исследования.

Уметь работать с ин-формацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

М

А

Й

32.

Защита проектов.

33.

Защита проектов.

34.

Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская Этика 4 класс

 Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для обучающихся ...